Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 03:30, контрольная работа
Контрольная работа состоит их трех теоретических вопросов и одной логико-структурной схемы.
Тема
8. Бюджет и бюджетная
система, бюджетное
устройство, бюджетная
политика и бюджетный
механизм
1. Бюджетная система Украины: состав, принципы построения и организация функционирования.
2. Экономическая сущность, функции и роль гос. бюджета
Гос. органы на всех уровнях управления для выполнения возложенных на них функций должны иметь в своем распоряжении соответствующие ФР, поэтому в государстве создается разветвленная система бюджетов.
Бюджетная
система Украины - совокупность государственного
бюджета и местных бюджетов (их в Украине
более 13 тысяч), построенная с учетом экономических
отношений, государственного и административно-
Местными бюджетами являются бюджет АРК, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления.
Основы бюджетной системы Украины, ее структура, принципы, правовые основы функционирования, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений, ответственность за нарушение бюджетного законодательства определяются Бюджетным Кодексом Украины, который был принят Верховной Радой Украины 21.06.2001 года.
Схематично структура бюджетной системы Украины представлена на рис. 1.
Основная
проблема построения системы гос. финансов-
определение оптимального соотношения
между ее уровнями. Так, с одной
стороны – уровень
Рис.
1. Структура бюджетной системы
Украины (жирным – централизованные бюджеты)
Бюджетное
устройство - это организация и принципы
построения бюджетной системы, ее структуры,
взаимосвязь между отдельными звеньями
бюджетной системы. Бюджетное устройство
Украины определяется с учетом государственного
устройства и административно-
Бюджетная система Украины основывается на таких принципах:
1) принцип единства бюджетной системы Украины обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка выполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;
2) принцип сбалансированности - полномочия на осуществление расходов бюджета должны отвечать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период;
3) принцип самостоятельности обеспечивается закреплением за бюджетами соответствующих источников доходов, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти АР Крым и органов местного самоуправления на определение направлений использования средств в соответствии с законодательством, самостоятельно рассматривать и утверждать соответствующие бюджеты;
4) принцип полноты - в состав бюджетов подлежат включению все поступления; расходы осуществляются в соответствии с нормативно-правовыми актами органов государственной власти, органов власти АР Крым, органов местного самоуправления;
5) принцип обоснованности - бюджет формируется на реальных макропоказателях экономического и социального развития государства и на расчетах поступлений в бюджет и расходов бюджета, которые осуществляются соответственно утвержденным методикам и правилам;
6) принцип эффективности - при составлении и выполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижению максимального результата при использовании определенных бюджетом объемов средств;
7) принцип субсидиарности - распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно основываться на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю;
8) принцип целевого использования бюджетных средств - бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями;
9) принцип справедливости и непредвзятости - бюджетная система Украины строится на основах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами;
10) принцип публичности и прозрачности - Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решения относительно отчета про их выполнение принимаются, соответственно, Верховной Радой Украины, Верховной Радой АР Крым и местными советами;
11) принцип ответственности участников бюджетного процесса - каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействие на каждой стадии бюджетного процесса.
В Украине составляется также Сводный бюджет, который является совокупностью показателей бюджетов и используется для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства. Сводный бюджет Украины включает показатели Государственного бюджета Украины, сводного бюджета Автономной Республики Крым и сводных бюджетов областей, а также городов Киева и Севастополя.
Бюджетное право - это совокупность юридических норм, которые регулируют деятельность органов государственной власти и управления по составлению, рассмотрения, утверждению и выполнению бюджета.
Права государственных и местных органов власти:
- право на собственный бюджет;
- право на получение бюджетных доходов и привлечение их к данному виду бюджета;
-
право на использование
-
право распределения бюджетных
доходов между бюджетами
-
право образования и
Нормативно-правовыми актами, которые регулируют бюджетные отношения в Украине, являются:
1) Бюджетный Кодекс;
2)
закон о Государственном
3) другие законы, которые регулируют бюджетные правоотношения;
4)
нормативно-правовые акты
5)
нормативно-правовые акты
6)
решение органов Автономной
2.
Экономическая сущность,
функции и роль гос.
бюджета
Государственный бюджет, как одно из главных звеньев финансовой системы Украины, следует рассматривать:
- как экон. категорию;
- по форме проявления;
- по материальному содержанию.
Как экономическая категория отражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу распределения и использования ВВП с целью формирования и использованию бюджетного фонда, предназначенного для обеспечения выполнения государством его функций.
Через бюджет осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта между областями материального производства, между производственной и социальной сферами, между отдельными звеньями бюджетной системы и между отдельными категориями населения.
То есть через бюджет государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на важных участках экономического и социального развития.
Бюджет как экономическая категория находит свое материальное отражение в централизованном фонде денежных средств, то есть бюджет является материальной базой существования государства и характеризуется сл. особенностями:
- значительные размеры;
- маневренность его средств;
- наличие резервных фондов.
Большинство ученых склоняются к мысли, что бюджет выполняет две функции: распределительную и контрольную.
Через распределительную функцию осуществляется процесс концентрации денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей;
Контрольная функция направлена на контроль за своевременностью и полнотой поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства, за фактическими пропорциями в распределении бюджетных средств и эффективности их использования.
По форме проявления - бюджет это основной финансовый план, который обеспечивает мобилизацию денежных средств и осуществляет их распределение в соответствии с социально-экономической политикой государства (определяет фин. возможности и приоритеты). Как фин. план представляет собой баланс доходов и расходов – отражение финансовой, эконом, соц., международной политики Бюджет – единственный финансовый план, который имеет силу закона.
По материальному содержанию бюджет – это фонд финансовых ресурсов, который находится в распоряжении органов исполнительной власти определенного уровня и используется для выполнения возложенных на них функций. Находится в постоянном движении: практически ежедневно в него поступают средства и осуществляется финансирование расходов.
Необходимость существования бюджета обусловлена тем, что с помощью бюджета государство выполняет свои функции:
- осуществляет содержание социальной сферы;
- перераспределяет средства между отдельными территориями и областями;
- осуществляет социальную защиту населения;
- решает национальные проблемы;
- имеет влияние на развитие научно-технического прогресса через финансирование научных учреждений;
- решает вопрос охраны окружающей среды и т.п..
Факторы, которые влияют на размер бюджета:
- уровень развития экономики;
- методы хозяйствования (в условиях административно-командной системы часть бюджета в перераспределении валового внутреннего продукта является очень большой - около 80%, в рыночной экономике - сейчас около 50% - и есть тенденция к снижению);
- характер и масштабы тех программ, которые
государство планирует осуществлять через
бюджет.
3.
Состав, источники формирования
и классификация
доходов бюджетов.
Доходы бюджета - это часть централизованных ресурсов государства, которые необходимы для выполнения государством соответствующих функций.