Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 03:30, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа состоит их трех теоретических вопросов и одной логико-структурной схемы.

Работа содержит 16 файлов

контрольная работа.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

статистика 2011.doc

— 171.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 1 Сущность финансов.doc

— 83.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 10. Целевые фонды 2011.doc

— 53.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 11. Гос. долг.doc

— 63.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 12. Местные финансы.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 13. Фин. рынок.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14. Международные финансы 1.doc

— 80.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 2 Финансовая система.doc

— 228.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3 Фин. политика и фин. механизм.doc

— 109.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4 Управление финансами.doc

— 84.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5. Финансовое планирование.doc

— 332.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6. Финансовый контроль.doc

— 349.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7. Финансы предприятий.doc

— 294.00 Кб (Открыть, Скачать)

тема 8 бюджетная система.doc

— 178.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9. Налоговая система.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

    Тема 8. Система налогообложения в Украине 

  1. Социально-экономическая  сущность налогов. Функции налогов. Элементы налогов.
  2. Классификация налогов.
  3. Система налогообложения, ее структура и принципы функционирования.
 
  1. Социально-экономическая  сущность налогов. Функции налогов. Элементы налогов.
 

    В условиях рыночной экономики  финансовая политика государства основывается на системе финансовых регуляторов. Такими фин. регуляторами в  первую очередь являются налоги, которые обеспечивают изъятие и перераспределение  созданного ВВП и формирование централизованных фондов государства.

    Налоги  существуют в человеческом обществе почти 1000 лет, но для человека нет  более гнетущей процедуры, чем их уплата. Внедрение налогов имело чрезвычайно прогрессивное значение, их появление сравнивают с изобретением колеса или паровой машины. Высокие налоги - это всегда неминуемые бедность и упадок хозяйства. Непосильные налоги были причиной многих социальных конфликтов и кровопролитных войн.

    Наибольшего развития налоги достигают в условиях развитой рыночной экономики. Они становятся эффективным орудием реализации государственной политики. Без научной концепции налоговой политики они могут превратиться на тормоз экономического развития.

    Налог представляет собой обязательный платеж, который устанавливается государством и уплачивается в его пользу в соответствии с действующим законодательством.

    Сущность  налогов следует рассматривать  с трех основных аспектов:

    - по экономическому содержанию: сущность  проявляется в денежных отношениях, которые создаются у государства с юр. и физ. лицами по поводу принудительного изъятия части созданной стоимости и формирования фонда ФР. Характеризуется односторонним движением стоимости без эквивалентного обмена.

    - по форме проявления: материальной основой налогов является реальная сумма денежных средств, которая мобилизируется государством;

    - с орган.- правой стороны: налог  – это обязательный платеж, который  поступает в бюджетный фонд  в определенных законом размерах и в установленные сроки.

    Основными признаками налогов являются:

      1. Налоги не имеют целевого назначения;

    2. Налоги характеризуются односторонним движением стоимости от юридических и физических лиц к государству;  

    3. Налоги являются не просто экономической, но и общественно-социальной категорией так как являются ценой общественных благ.

    Социально-экономическая  сущность налогов проявляется в  их функциях. Налоги выполняют такие основные функции:

    > фискальную;

    > распределительную;

    > регулирующую.

    Фискальная  функция обеспечивает необходимые условия для создания материальной базы функционирования общества. То есть с помощью налогов государство мобилизует средства для образования денежных фондов, которые обеспечивают выполнение возложенных на него функций.

    Распределительная функция обеспечивает распределение стоимостных пропорций между налогоплательщиками и государством. То есть именно с помощью налогов государство устанавливает стоимостные пропорции такого перераспределения.

    Регулирующая  функция состоит в влиянии налогов на разные виды деятельности и непосредственно на налогоплательщиков. Через налоги, собственно, государство регулирует процессы производства и потребление в обществе.

    Элементами  налога являются:

    - объект налога или налоговая база,

    - субъект налога,

    - масштаб измерения;

    - ставка налога,

    -  льготы по налогу.

    Объектом  налога являются явления или предметы, вследствие наличия которых уплачивается налог (земля, доход, имущество и т.п.). Объект должен поддаваться четкому выражению, иметь непосредственное отношение к плательщику и указывать на то, что именно облагается налогами. Название налога почти всегда происходит от объекта налогообложения (например, налог, объектом налогообложения которого является прибыль, называется налогом на прибыль).

    Субъектом налога является любая сторона, которая принимает участие в процессе организации взыскания налогов. К субъектам налогов принадлежат государство и его органы, а также налогоплательщики. Налогоплательщика нужно отличать от носителя налога - лица, на которое налог приходится в конце всех процессов перекладывания.

    Масштабом измерения (или единицей объекта) называется единица, которая положена в основу измерения и на основе вычисления которой налог определяется в границах данного объекта.

    Ставка  налога - это законодательно установленная величина налога на единицу налогообложения. Существуют два подхода относительно внедрения налоговых ставок - универсальный и дифференцированный. Универсальный подход предусматривает внедрение единой для всех плательщиков ставки, дифференцированный - нескольких. По способу построения ставки налога делятся на твердые и процентные. Твердые ставки устанавливаются в денежном измерении на единицу налогообложения в натуральном вычислении. Процентные ставки устанавливаются относительно объекта налогообложения, который имеет денежное выражение и показывает, какую долю в процентном выражении необходимо заплатить как налог (могут быть пропорциональными, прогрессивными, регрессивными, смешанными).

    - пропорциональные – единые,  не  зависят от  размера объекта налогообложения;

    - прогрессивные – ставки, размер которых увеличивается по мере увеличения объемов объекта налогообложения;

     - регрессивные – ставки, размер  которых уменьшается по мере  увеличения объемов объекта налогообложения;

    - смешанные – в практике налогообложения применяются одновременно прогрессивно- регрессивные и регрессивно-прогрессивные.

    Налоговые льготы - это полное или частичное освобождение от уплаты налогов и снижения общей нормы налогообложения. Все налоговые льготы можно сгруппировать в такие подгруппы:

    •  освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий плательщиков;

    •  полное или частичное освобождение объекта или налоговой базы от налогообложения и использование необлагаемого налогами минимума;

    •   уменьшения ставки налога.

    Налоговая квота – часть налога в доходах плательщика.  Характеризует уровень налогообложения и может быть как в абсолютном, так и в относительном измерении.  

    1. Классификация налогов.
 

    В связи с разным социально-экономическим  назначением налогов в мировой  фискальной терминологии существует много  разновидностей таких обязательных платежей. Но все налоги объединяются в соответствующие группы, которые классифицируются по определенным признакам:

      - по экономическому содержанию объекта налогообложения; 

    - по форме взаимоотношений плательщика и государства;

      - по уровню внедрения;

     - по месту зачисления.

    По  экономическому содержанию объекта налогообложения налоги бывают:

    -  на доходы;

    - на потребление;

    - на имущество.

    Налоги  на доходы (прибыль) - это обязательные платежи, объектом налогообложения которых является доход или прибыль, полученная на протяжении соответствующего промежутка времени определенным плательщиком. Причем налоги на доходы предусматривают налогообложение непосредственных доходов в процессе их получения.

    Налоги  на потребление - это обязательные платежи, которые уплачиваются юридическими и физическими лицами в процессе потребления конкретных видов товаров или услуг. Специфической чертой налогов на потребление является то, что они уплачиваются не в момент получения дохода, а в процессе его использования. Такие налоги вводятся, в основном, с целью пополнения доходов бюджетов и регулирования соотношения между потреблением и накоплением.

    Налоги  на имущество - обязательные платежи, которые уплачиваются конкретными собственниками движимого или недвижимого имущества или в процессе передачи права собственности.

    По  форме взаимоотношений между плательщиком и государством налоги делятся на прямые и косвенные.

    Прямые  налоги - это налоги, которые устанавливаются непосредственно относительно плательщика, который платит их в бюджет государства, и объемы таких налогов зависят от налоговой базы. Бывают личные (устанавливаются персонально для конкретного плательщика и зависят от его доходов: налог на прибыль, на промысел); и реальные ( плательщиками выступают собственники имущества, независимо от их доходов: налог на землю, с владельцев транспортных средств, имущественные налоги).

    Преимущество  прямых налогов: больше платят те, кто  имеет больше доходов.

    Косвенные налоги - это налоги, которые уплачиваются в бюджет с помощью ценового механизма, причем конкретные налогоплательщики не всегда являются их носителями. Косвенные налоги устанавливаются в ценах товаров, работ и услуг, и их объем для отдельного плательщика (носителя налога) определяется объемом потребления и не зависит от его доходов. Примеры: НДС, акцизный сбор, пошлины.

    В зависимости от органа власти, которая  устанавливает налоги, то есть по уровню внедрения, налоги делятся на общегосударственные и местные.

    Общегосударственные налоги - это обязательные платежи, которые устанавливаются высшими органами власти, а иногда и управления, и являются обязательными для взыскания на всей территории страны независимо от того, в какой бюджет они зачисляются.

    Местные налоги - это обязательные платежи, которые устанавливаются местными органами власти, и их взыскание является обязательным лишь на определенной территории.

    В зависимости от порядка зачисления налоги делятся на регулирующие и закрепленные (директивные).

    Регулирующие  налоги - это налоги, которые могут зачисляться в разные бюджеты, то есть государство распределяет их между уровнями бюджетной системы. В качестве регулирующих, в основным, выступают общегосударственные налоги.

    Закрепленные или директивные налоги - это налоги, которые в полном объеме поступают в определенный, причем только в один бюджет. В качестве директивных могут быть общегосударственные и местные налоги. 

    3. Система налогообложения, ее структура и принципы функционирования. 

    Любое государство, устанавливая перечень налогов, которые уплачиваются на ее территории, формирует определенную налоговую политику.

    Налоговая политика - это деятельность государства в сферах внедрения, правового регламентирования и организации взыскания налогов и налоговых платежей в централизованные фонды денежных ресурсов государства. Формируя свою налоговую политику, государство с помощью увеличения или уменьшения государственных объемов налоговых поступлений, изменения формы налогообложения и налоговых ставок, тарифов, освобождения от налогообложения отдельных отраслей производства, территорий, групп населения может оказывать содействие росту или снижению хозяйственной активности, созданию благоприятной конъюнктуры на рынке, условий для развития приоритетных областей экономики, реализации сбалансированной социальной политики.

    Государственные структуры должны проводить такую налоговую политику, которая может оптимально объединять интересы государства, налогоплательщиков и граждан.8 Это достигается при условии научного объединения следующих критериев:

Информация о работе Финансовая система