Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 03:30, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа состоит их трех теоретических вопросов и одной логико-структурной схемы.

Работа содержит 16 файлов

контрольная работа.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

статистика 2011.doc

— 171.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 1 Сущность финансов.doc

— 83.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 10. Целевые фонды 2011.doc

— 53.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 11. Гос. долг.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

    Тема 11. Государственный кредит и гос. долг 

  1. Экономическая сущность и функции государственного кредита
  2. Формы государственного кредита
  3. Гос. долг, его формирование и обслуживание
  4. Управление гос. долгом и финансовая безопасность государства
 
  1. Экономическая сущность государственного кредита
 

    Гос кредит характеризует особую форму  финансовых отношений государства. Он не имеет отдельного фин. фонда  ден. средств, не обособленного органа управления.

    Государство для своих потребностей может  мобилизовать финансовые ресурсы в форме государственного кредита. В таком случае оно является заемщиком средств, а население и предпринимательские структуры – кредиторами (преимущественно).

    Преимущественно государство выступает  в роли должника и заемщика. При этом с помощью государственного кредита привлекаются свободные финансовые ресурсы юридических и физических лиц, которые используются для удовлетворения государственных потребностей.

    Государство может выступать и в роли кредитора, предоставляя займ населению и предприятиям, а также в роли гаранта в тех случаях, когда берет на себя ответственность за погашение займов и выполнение других обязательств, которые взяли юридические и физические лица.

    Таким образом, государственный кредит, это совокупность экон. отношений, между государством в лице органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, в которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

    То  есть государственный кредит - это отношения вторичного перераспределения валового внутреннего продукта. В сферу гос. кредитных отношений поступает часть прибыли и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные ден. средства населения и предприятий, однако в определенных условиях населения и предприятия могут сознательно идти на ограничении потребления (источник кредита – средства, предназначенные для текущего потребления или финансирования необходимых производственных и социальных затрат предприятия).

    Как экономическая категория гос. кредит объединяет в себе финансовые и кредитные отношения. Как звено фин. системы  – обслуживает формирование и использование централизованных денежных средств государства.

    Гос. кредит является возвратным, срочным  и платным. Полученные средства находятся в распоряжении органов гос. власти, превращаясь в дополнительные фин. ресурсы, которые, как правило, используются на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения гос. займов и процентов по ним являются средства бюджета

    Главной причиной наличия государственного кредита в условиях развития рыночной экономики является недостаток бюджетных средств, связанных с постоянным увеличением бюджетных затрат. И потому, прежде всего, средства, которые привлекаются с помощью государственного кредита, передаются органам государственного управления для покрытия бюджетного дефицита. Такая практика является более целесообразной по сравнению с эмиссией денег, следствием которой является увеличение инфляции.

    Государственные займы могут осуществляться только тогда, когда исчерпаны другие источники формирования доходов государства или когда целесообразно ограничить уровень налогообложения. При этом обязательно должна обеспечиваться эффективность и результативность использования одолженных средств.

    Функции гос. кредита:

  1. Распределительная – формируются централизованные денежные фонды государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности.
  2. Регулирующая – вступая в кредитные отношения, государство влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капитала, на производство и занятость.
  3. Контрольная – распространяется как на привлечение заемных средств, так и их погашение. Контролируется: целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.
 
  1. Формы государственного кредита.

    Гос. кредит может быть внутренний и внешний (см схему)

    Гос займы – основная форма гос. кредита – временно свободные средства юр. и физ. лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей через выпуск и реализацию обязательств, казначейских обязательств и др. видов гос. ЦБ.

    Облигация- ЦБ, характеризующая гос. долговое обязательство и дает право его собственника после окончания определенного периода получить назад сумму долга и проценты.

    Казначейские  обязательства (векселя) -  долговое обязательство, направленное только на покрытие бюджетного дефицита. Сберегательные учреждения предоставляют кредит госс-ву за счет заемных средств (выступают посредниками между гос-вом и населением без ведома их реального собственника). Осуществляется через покупку особых ЦБ: казначейских сберегательных сертификатов, или рыночных ЦБ – облигаций, казначейских обязательств), а также оформление безоблигационных займов. В Украине через приобретение гос. ЦБ Ощадбанком. 

    Источниками погашения государственных  займов могут быть:

    - доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

    -  дополнительные поступления от налогов;  

    - экономия средств от уменьшения расходов;

    -  эмиссия денег;

    -  привлеченные средств от новых займов  (рефинансирования долга) и т.п..

    Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга.  

    Классификация гос. займов и источников их погашения - самостоятельно 

    Использование гос-вом средств  заемного фонда – гос. кредитные учреждение непосредственно (без покупки ЦБ) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства (экономически не обоснована и обуславливает инфляцию).

    Казначейские  займы – предоставление гос. помощи предприятиям и организациям органами гос. власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности  на льготных условиях (в Украине практически не используется). Цель – не коммерческий характер, а поддержание жизненно важных экон. структур.

    Гарантированные займы – гарнтия погашения займа, выпущенного органами власти и управления более низкого подчинения или отдельными гос. организациями, а также выплату процентов по ним. Правительство несет фин. ответственность только в случаях неплатежеспособности плательщика (сейча гарантии на условиях возвратности, обеспеченности, срочности и встречных гарантий других субъектов).

    Международный финансовый кредит – го-во выступает на международном финансовом рынке как заемщик или кредитор. Получают форму гос. внешних займов. Сумма полученых займов с начисленными процентами включается в гос. долг страны. Цель – способствование укреплению экон. потенциала, преодоление фин. трудностей.  Осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Получатели – центральное правительство, республиканские и местные органы власти. Кредиторы – фин.-кредитные учреждения  и др. юр. лица иностранных гос-в, частные лица, меджународные фин. институты, иностранные гос-ва и их объединения (Мировой банк, МВФ, ЕБРР, гос-ва Европейского содружества).

    Выделяют 4 группы проектов: проекты макроэкономической стабилизации экономики страны-заемщика; проекты структурных перестроек в определенных секторах экономики, инвестиционные проекты, проекты технической помощи.  

    Эффективность гос. кредитных операций определяется по формуле:

    Е=

    где: П – поступления по системе гос. кредита;

            З – затраты по системе гос. кредита

    Кроме того, следует учитывать также  позитивное влияние гос. кредита на состояние бюджета гос-ва и денежного обращения, а в итоге – на экономическое развитие общества. 
 

  1. Гос. долг, его формирование и обслуживание

    Появление гос. кредита обуславливает появление  гос. долга и необходимости четкой системы управления им.

    Гос. долг – это сумма задолженности государства перед внутренними и внешними кредиторами.  Сумма его состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних, так и внешних), включая гарантии по кредитам, которые предоставляются иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным предприятиям.

    Различают внутренний и внешний  долг. текущий и  капитальный долг.

    Внутренний  долг - это задолженность кредиторам государства перед резидентами

    Внешний долг - это задолженность кредиторам перед нерезидентами.

    Текущий долг - это сумма задолженности и сумма начисленных процентов, которая подлежит погашению в текущем году, по всем выпущенным на данный момент займам. Капитальный долг - это общая сумма задолженности и процентов, которые должны быть уплачены по займам.

    Сегодня в Украине фактически существуют 2 типа гос. внутреннего долга:

    - номинальный – совокупность фин. займов на кредитных и фондовых рынках, предусматривает погашение основной суммы долга и процентов;

    - реальный – кроме номинального включает невыполненные фин. обязательства гос-ва пред субъектами экономики (неоплаченные гос. заказы, задолженность по з.п. перед работниками бюджетной сферы, невозмещенный НДС).

    Внутренний  долг имеет преимущества над внешним, так как возврат долга и выплата процентов по нему не уменьшает финансового потенциала страны. А внешний – отток капитала из страны.

    Источники погашения:

    -  внутреннего долга – как правило  за счет внутренних источников;

    - внешнего долга – валютные поступления, которые определяются сальдо торгового баланса (д.б. позитивным). 

      4. Управление гос. долгом и финансовая безопасность государства 

    Управления государственным долгом состоит в обеспеченности платежеспособности государства, то есть в возможности погашения долгов.

    Проблемы государственного долга заключаются не только в его величине (в абсолютных суммах и относительно валового внутреннего продукта и объема бюджета), но и в обеспечении платежеспособности государства.

    Существуют такие способы корректирования заемной политики:

    Конверсия государственного долга - это изменение доходности займов. Она осуществляется в случае изменения ситуации на финансовом рынке или ухудшения финансового состояния государства, когда последнее не в состоянии выплачивать предусмотренный доход.

    Консолидация — это передача обязательств по ранее выпущенным займам на новый займ с целью продолжения периода займа. Она проводится в форме обмена облигаций предыдущего займа на новые.

    Унификация представляет собой объединение нескольких займов в один. Она упрощает управления государственным долгом.

    Отсрочка погашения - означает перенесения сроков выплаты задолженности.

    Реструктуризация - это использования в комплексе полностью или частично указанных выше методов.

    Аннулирование долгов означает полный отказ государства от своей задолженности.

    Основными задачами долговой политики Украины являются постепенное уменьшение долговой нагрузки на Государственный бюджет и экономику страны и оптимизация структуры государственного долга. Ведь большой размер долга государства перед кредиторами (в особенности внешними) создает угрозу финансовой безопасности страны.

Тема 12. Местные финансы.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 13. Фин. рынок.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14. Международные финансы 1.doc

— 80.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 2 Финансовая система.doc

— 228.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3 Фин. политика и фин. механизм.doc

— 109.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4 Управление финансами.doc

— 84.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5. Финансовое планирование.doc

— 332.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6. Финансовый контроль.doc

— 349.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7. Финансы предприятий.doc

— 294.00 Кб (Открыть, Скачать)

тема 8 бюджетная система.doc

— 178.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9. Налоговая система.doc

— 84.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Финансовая система