Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 03:30, контрольная работа
Контрольная работа состоит их трех теоретических вопросов и одной логико-структурной схемы.
Тема
12. Местные финансы
Причиной возникновения местных финансов является наличие территориальных коллективов, обособления функций и задач, которые возлагаются на их органы власти.
Целью финансовой деятельности местных органов власти является удовлетворение общественных интересов и потребностей, а также содействие социально-экономическому развитию региона. Функционирование связано с необходимостью обеспечения соответствующими финансовыми ресурсами местных Советов и органов местного самоуправления.
Общеевропейские принципы организации местного самоуправления были заложены в 1985 г. в Европейской Хартии про местное самоуправление. В ноябре 1996 г. к Европейской Хартии про местное самоуправление присоединилась и Украина.
В
настоящее время самым
- задачи и функции, которые вообще переданы местным органам власти в границах местных интересов и они являются их неотъемлемой собственной компетенцией;
- задачи и функции, порученные местным органам власти центральной властью, или так называемые делегированные полномочия.
Т.о., по своей экономической сущности местные финансы - это система формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для обеспечения местными органами власти возложенных на них функций и задач, как собственных, так и делегированных.
В соответствии со ст. 43 Конституции У. местные органы самоуправления распоряжаются имуществом, находящимся в коммунальной собственности; утверждают программы социально-экономического, культурного развития и контролируют их выполнение; утверждают бюджеты соответствующих админ. – территориальных единиц и контролируют их выполнение; устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с законом; создают, реорганизовывают и ликвидируют коммунальные предприятия, организации, учреждения.
В большинстве стран к компетенции местного самоуправления принадлежит начальное и среднее образование, здравоохранение, пути местного значения, ветеринарная помощь, благоустройство, уход за бедными и сиротами, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное строительство, водообеспечение, тепловое хозяйство, городские электрические сети, экономическая инфраструктура, трудоустройство безработных, переподготовка кадров с целью трудоустройства, ритуальные услуги, сбор и утилизация мусора, экологические проблемы, организация землепользование и т.п..
Система местных финансов строится в соответствии с объемами полномочий местного самоуправления, то есть определяется их величина в общегосударственных показателях, и прежде всего в валовом внутреннем продукте государства. В настоящее время через местные финансы перераспределяются значительные финансовые ресурсы. К Европейским странам с высочайшими показателями муниципальных затрат в ВВП принадлежат: Швеция - 25,5 %, Дания - 19,9 %, Норвегия - 18,9 %, Венгрия - 19 %, Финляндия - 18 %, Литва - 13,1 %. В Украине доля расходов местных бюджетов в 2008 г. составляла 11,2 % от ВВП.
Доля местных бюджетов в перераспределении ВВП свидетельствует об участии местного самоуправления в решении актуальных проблем развития государства.
Степень фин. самостоятельности органов местного самоуправления характеризует независимость государства в целом, потенциальные возможности его экон. развития, уровень демократических прав и свобод граждан. Государство не может успешно развиваться и процветать, не предоставляя гарантий фин. независимости органам местного самоуправления.
В состав местных финансовых ресурсов включают:
-
финансовые ресурсы местных
-
финансовые ресурсы
Так, за счет местных бюджетов финансируется 82 % расходов на социальную защиту населения и 72 % затрат на социально-культурные мероприятия. Основная часть бюджетных ресурсов местных органов самоуправления сконцентрированная на уровне районов, сел, поселков (70 %). Целевые фонды используются на определенные мероприятия, предусмотренные планом социально-экономического развития данной территории.
Предприятия коммунального хозяйства имеют свыше 20 направлений деятельности, среди которых:
- жилищное хозяйство;
- транспорт (автобусные парки, трамвайные и троллейбусные депо, метрополитен, фуникулер);
-коммунальная энергетика (электрические, газовые и тепловые сети);
- коммунальное обслуживание (отели и т.п.);
- городские пути и др.
Организационно предприятия и учреждения социально-культурной сферы коммунальной формы собственности можно разделить на три группы:
- предприятия, которые полностью находятся на бюджетном финансировании;
- предприятия, которые частично финансируются за счет местных бюджетов,
- предприятия, которые функционируют на принципе самоокупаемости.
Таким образом, можно определить, что материальной основой местных финансов являются централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы, которые формируются в фондовой и нефондовой форме.
Основные финансовые ресурсы местных органов власти:
- фондовые: местные бюджеты, резервные и целевые фонды, фонды денежных средств коммунальных предприятий.
- нефондовые: ресурсы, которые привлекаются местными органами власти в виде банковских кредитов, от размещения местных займов и некоторые другие.
Субъекты фин. отношений: территориальная громада и органы местного самоуправления, правовой статус которых закреплен в Конституции Украины, а также гос-во в лице его органов: областной, районной городской (г. Киева и Севастополя) местной гос. администрации, и центральных органов гос. власти (ВРУ, КМУ, Минфин и др. Кроме того, субъектами являются АРК (ВР АРК, Рада министров АРК и юр. и физ. лица в сфере финансов местных органов власти на территории автономии).
Объекты
местных финансов:
ФР, которые мобилизируются, распределяются
и используются местными органами власти
для выполнения возложенных на них функций
и задач.
В Украине происходит процесс становления системы доходов местных органов власти по их источникам, типичной для большинства европейских стран.
По источникам доходы местных органов власти делятся на:
- налоговые доходы;
- неналоговые доходы (платежи, доходы от имущества, которое принадлежит местной власти, и от хозяйственной деятельности предприятий коммунальной формы собственности, привлеченные местными органами власти на рынке ссудного капитала);
- доходы за счет кредитов и займов;
-
трансферты от центральной
По экономической природе доходы местных органов власти делятся на собственные доходы и закрепленные доходы (переданные местной власти).
Собственные доходы - это доходы, которые мобилизуются местной властью самостоятельно на основе собственных решений и за счет источников, определенных местным органом власти. К собственным доходам относятся: местные налоги и сборы, доходы от имущества, которое принадлежат местной власти, и от хозяйственной деятельности коммунальных предприятий, другие доходы, предусмотренные законодательством.
Закрепленные доходы - это те, которые полностью или частично (в %) зачисляются в определенные виды бюджетов бессрочно или на долгосрочной основе и для их включения не требуется решение органов власти высшего уровня.
К корзине доходов, которые закрепляются за бюджетами местного самоуправления согласно Бюджетному кодексу Украины, относят:
- налог с доходов физических лиц в части, которая принадлежит соответствующим бюджетам;
-
государственная пошлина в
-
плата за лицензии на
-
плата за государственную
- плата за торговый патент на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;
- поступления административных штрафов;
- единый налог для субъектов предпринимательской деятельности в части, которая принадлежит соответствующим бюджетам.
Местные займы - это операции, связанные с получением средств на условиях возвратности, платности и срочносчти, в результате которых появляются обязательства перед бюджетом, и операции, связанные с возвратом этих средств в бюджет.
Местные займы возникают в таких случаях:
- заимствование (займа) из бюджетов высшего уровня;
- заимствование в коммерческих банках;
-
бюджетные гарантии под
- выпуск муниципальных займов.
Бюджетным
кодексом Украины предусмотрено, что
заимствования из Государственного бюджета
предоставляются местным бюджетам для
покрытия временных
кассовых разрывов во время выполнения
общего фонда бюджета на протяжении бюджетного
года. Очень часто такие заимствования
превращаются в косвенную форму датирования
местных бюджетов, поскольку они пролонгируются
или вообще списываются.
Расходы местных органов власти в зависимости от их задач в большинстве стран делятся на несколько функциональных видов. Прежде всего, законодательство выделяет так называемые обязательные расходы. Это - расходы, направленные на выполнение обязательных задач, которые возлагаются на все органы местной власти с целью обеспечения определенных стандартов услуг в масштабах всей страны. К обязательным расходам принадлежат также расходы местных органов власти, связанные с их долговыми обязательствами по кредитам и займам. В структуре расходов местных органов власти выделяются также расходы для реализации делегированных центральной властью задач.
Кроме функционального деления, есть деление расходов соответственно их экономическому назначению. В связи с этим законодательство большинства стран выделяет две больших группы расходов:
- текущие, или административные расходы;
-
капитальные или инвестиционные
расходы.
Местные бюджеты являются ведущим звеном в местных финансах. В них сосредоточено около 80% всех видов ФР.
Местные бюджеты включают: бюджет АРК, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления (бюджеты территориальных громад сел, поселков, городов и их объединений).