Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:54, курс лекций
Тема 1. Введение. Предприятие общественного питания как соци-ально-экономическая система
1. Задачи и содержание курса. Связь с другими дисциплинами.
2. Основные термины, понятия и определения дисциплины.
3. Цели и задачи общественного питания.
4. Особенности деятельности предприятий питания.
Далее ставят подготовленные бутылки с напитками (охлажденные или комнатной Т протирают влажным, а затем сухим полотенцем), размещают на столе в закрытом виде. После того, как заказчик убедится в правильности выполнения заказа, их откупоривают за 10-15 мин до начала банкета на подсобном столе. Часть бутылок оставляют закрытыми и откупоривают по мере необходимости. Емкости с напитками располагают рядом с посудой, из которой их пьют, например, кувшин с соками и водой — рядом с фужерами и стаканами. Кувшины с соками ставят на закусочные тарелки с полотняной салфеткой (в виде лотоса) и располагают на торцах стола.
После расстановки цветов, фруктов и напитков, за 1-1.5 часа, но не ранее чем за 30 мин до начала банкета, на столе размещают закуски, соусы к ним и хлеб. Все подготовительные работы должны быть закончены за 20-30 мин до приглашения гостей к столу.
При расстановке закусок соблюдают следующие правила:
По окончании всех работ,
связанных с подготовкой
За 10-15 мин до начала приема
официанты открывают часть
Другая часть официантов на подготовленные таким же образом подносы расставляет рюмки, стопки и бокалы с напитками и также ожидает гостей, поставив поднос с напитками на подсобный стол. После этого официанты встают возле своих столов и ожидают гостей.
Если предусмотрена подача аперитива, то официанты подают его в аванзале на подносах. Можно предлагать закуски типа жареных орешков в креманках, маслины, оливки, крекеры.
Затем участники банкета направляются в банкетный зал, куда их приглашает метрдотель. Учитывая, что не все гости сразу могут подойти к фуршетному столу, и часть из них будет стоять в стороне, официанты берут подносы с 1-2 закусками и напитками и обслуживают этих гостей в обнос. Гости могут брать тарелку и закуски сами или получать у официанта, который, держа поднос в левой руке, правой перекладывает закуски из общего блюда. На освободившийся поднос официант собирает использованную посуду и уносит в подсобное помещение.
В течение всего банкета
официанты убирают
Обычно через 20—30 мин официанты по указанию метрдотеля подают горячие закуски и обслуживают ими всех гостей в обнос. При этом первыми в зал входят официанты, столы которых более удалены от входа.
Если горячие закуски подают приготовленными в кокотницах (грибы в сметане, петушиные гребешки в соусе), то официанты расставляют на подносе с салфеткой кокотницы ручками с папильотками в сторону гостей, раскладывают веером чайные ложки (ручки ложек должны чуть выступать за край подноса) и ставят тарелку с нарезанными кусочками хлеба (4х5см). Горячие закуски, например, фрикадельки, люля-кебаб и др., укладывают на подогретые мельхиоровые овальные блюда. Рядом с блюдом ставят пирожковую тарелку с хлебом и стопку со шпажками (ручками вверх), часть шпажек официант вкалывает в кусочки закуски. Для удобства гостей на поднос рядом с закуской может быть поставлена стопка пирожковых тарелок (6—8 шт.). Если горячую закуску подают с соусом, то рядом с ней ставят соусник на пирожковой тарелке с чайной ложкой.
После подачи горячей закуски официант собирает на поднос использованную посуду.
В практике обслуживания банкетов-фуршетов подают и вторые горячие блюда, траншированные или уложенные горкой на овальное или круглое блюдо. Наверху размещают пластмассовые или деревянные шпильки, вилочки. При необходимости на блюде подают соусник с соусом. В левой руке официант держит блюдо, а в правой – тарелку для использованных шпилек. Гости едят горячие блюда, не используя закусочных тарелок.
После горячих закусок и блюд гостям также в обнос подают десерт (пломбир, желе, мусс и др.) в креманках. Креманки ставят на накрытый салфеткой поднос, рядом с креманками кладут веером десертные или чайные ложки.
Если в меню банкета предусмотрено шампанское, то в подсобном помещении его разливают в бокалы (2/3 объема бокала). Бокалы с шампанским официант ставит на поднос, накрытый салфеткой, и, взяв в левую руку поднос, предлагает гостям.
Заканчивается банкет подачей кофе в обнос одним из способов.
1-способ — на накрытый салфеткой поднос ставят на блюдца кофейные чашки с кофе, кофейные ложки размещают в стаканчике ручками вверх, у бортика подноса ставят сахарницу с сахаром и щипцами.
2-й способ — на накрытый салфеткой поднос ставят два кофейника с кофе (с сахаром и без сахара). Кофейники ставят на поднос со стороны, ближней к официанту, ручками вправо от официанта. На остальной части расставляют кофейные чашки. У бортика подноса ставят стопку кофейных блюдец и стаканчик с кофейными ложками (ручками вверх).
Официант, взяв в левую руку поднос с кофейниками и чашками, подходит к гостю и предлагает кофе. Он берет правой рукой чашку, ставит ее на верхнее в стопке блюдце, затем этой же рукой берет за ручку кофейник, наливает кофе в чашку (2/з объема), ставит кофейник на место и предлагает гостю кофе (либо сам правой рукой берет чашку с блюдцем и передает ее гостю).
3-й способ — кофе
предлагают гостям два
Если к кофе по меню предусмотрен коньяк, то им обносят гостей одним из трех описанных способов, только вместо кофейных чашек на поднос ставят коньячные рюмки, а вместо кофейников — бутылки с коньяком.
Если в зале установлено несколько столов, то закуски, блюда, напитки подают одновременно на все столы. Столы, удаленные от входа в зал, официанты начинают обслуживать первыми.
Проводив гостей, официанты собирают сначала салфетки, затем бутылки, высокую посуду (вазы с фруктами, салатами), приборы, мельхиоровую и фарфоровую посуду, креманки и стекло. Во время уборки посуду сортируют по видам.
Со скатертей сметают крошки на поднос щеткой или салфеткой, снимают и складывают скатерти (небольшие – стопками, большие – в рулон), подкладочную ткань скатывают в рулон, уносят в бельевую.
После этого разбирают фуршетные столы, подметают пол и проветривают зал.
Таким образом, подготовка
и проведение банкета-фуршета
состоит из следующих видов работ,
последовательно выполняемых
1. Расстановка и сервировка фуршетного стола (столов);
2. Расстановка
и сервировка вспомогательных
столов для сбора
3. Подготовка (в подсобном
помещении) подносов и
4. Подача гостям в обнос холодных и горячих закусок, десерта и напитков;
5. Уборка использованной посуды, приборов и доставка их в моечную (на протяжении всего периода обслуживания);
6. Уборка белья и доставка его в подсобное помещение;
7. Уборка помещения.
2. Банкет-коктейль и особенности его проведения
Различают банкет-коктейль деловой продолжительностью 40—50 мин, который организуют в промежутках (перерывах) на совещаниях, конгрессах, симпозиумах и др., и банкет-коктейль с целью отдыха продолжительностью до 1,5—2 ч, проводимый обычно в конце совещаний, после спектакля и др, иногда на открытом воздухе. На банкете-коктейле можно принять большое количество гостей в сравнительно небольшом помещении. Гости могут приходить и уходить в любое время в пределах времени, отводимого на банкет.
Характерные особенности б а н к е т а - к о к т е й л я следующие:
При проведении банкета вне зала ресторана желательно иметь смежное подсобное помещение, примыкающее к залу. В нем проводят все подготовительные работы для отпуска напитков и закусок, полученных из буфета и кухни.
Если банкет проводится в зале ресторана или кафе, в котором имеется барная стойка, то это идеальный вариант. При её отсутствии можно организовать барную стойку у одной из стен или в углу зала (на расстоянии 1,0— 1,5 м от стены) на столах, накрыв их скатертью, свисающей с трех сторон почти до пола. Удобная для работы длина стойки = 2 - 4 м, ширина = 1-1.5 м, высота -1.2 м.
В центре стола-бара выставляют
охлажденные напитки в
На переднем крае стойки-стола для подачи напитков официантами на подносах, накрытых салфетками, расставляют стаканы, бокалы, рюмки в количестве 60% от численности гостей. За 10—15 мин до начала банкета бармен заполняет четвертую часть посуды напитками на 2/3 их объема.
Как правило, сложные и трудоемкие
в приготовлении смешанные
Меню банкета-коктейля состоит из мелкопорционных холодных и горячих закусок (холодных: бутерброды-канапе с икрой зернистой осетровых и лососевых рыб, семгой, кетой, осетриной, ветчиной, колбасой, сыром, тарталетки с паштетом, салатом, волованы и др.; из горячих закусок: сосиски, люля-кебаб, котлетки, кусочки рыбы в тесте, кусочки шашлыка и др.; из десерта — пломбир, желе, крем, фрукты (по сезону), яблоки в тесте, орешки; из горячих напитков: кофе, чай; из холодных: соки (в ассортименте), воды (минеральная и фруктовая); коктейли и алкогольные напитки: водка, настойки, коньяки, ликеры, вина, шампанское, пиво).
Для банкета-коктейля требуется
небольшой ассортимент и