Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:54, курс лекций
Тема 1. Введение. Предприятие общественного питания как соци-ально-экономическая система
1. Задачи и содержание курса. Связь с другими дисциплинами.
2. Основные термины, понятия и определения дисциплины.
3. Цели и задачи общественного питания.
4. Особенности деятельности предприятий питания.
Тема 16. Организация обслуживания иностранных туристов
Список литературы:
1. Требования к предприятиям ОП для туристов: соответствие предприятий ОП категории средства размещения
Основными принципами размещения ПОП являются следующие.
1. Для общедоступных ПОП
– максимальное приближение их
к местам отдыха, развлечения.
Это означает их максимальную
доступность для любых
2. Для ПОП, обслуживающих определенный контингент, - максимальное приближение к месту работы или учебы. Это означает связь зала ПОП со школьным зданием, вузовским или промышленным – через переход, лестницы, и лишь в порядке исключения – выделение ПОП в отдельно стоящее здание с внешней связью.
3. ПОП при гостиницах. Требования к количеству ПОП в ТГК и условиям предоставления ими питания зависят от категории средства размещения.
(Знак “+” означает необходимость выполнения требования)
Требование |
КАТЕГОРИЯ | ||||||
7. ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ПИТАНИЯ |
|||||||
Ресторан или другие типы предприятий питания10,15,22 |
+ |
+ |
|||||
Ресторан10,15,22 |
|||||||
|
+ |
+ | |||||
|
+ |
+ | |||||
|
+ |
+ | |||||
Кафе/бар |
+ |
+ | |||||
9. УСЛУГИ ПИТАНИЯ | |||||||
Обслуживание: |
|||||||
|
+10 |
+ |
+ | ||||
|
+ |
+ |
+ |
+ | |||
|
|
+ | |||||
Обслуживание в номере15: |
|||||||
|
+10 |
||||||
|
+ |
+ | |||||
|
+ |
+ |
+ |
10 - при числе номеров больше 50.
В структуре гостиничных комплексов может быть несколько ресторанов, а может не быть ни одного (например, в гостинице 1* с количеством номеров до 50; см. ГОСТ).
В больших гостиницах, входящих в известные гостиничные цепи, а также категории 4* и 5*, обычно имеется два ресторана — 1) фирменный или фешенебельный (люкс, высшего класса) и 2) обычный 1 класса - небольшой с невысоким уровнем цен на блюда и напитки. Всегда выделяются банкетные залы с возможной трансформацией их в конференц-залы.
Рестораны при гостиницах обслуживают как проживающих здесь гостей, так и людей с улицы (широкую публику). Они также организуют обслуживание торжественных и официальных приемов, совещаний, конференций, конгрессов (служба банкетинга), предоставляют гостям дополнительные услуги: продажу сувениров, цветов, обслуживание в гостиничных номерах (служба рум-сервис), кейтеринговое обслуживание и т.д. (Кейтеринг - организация выездного обслуживания).
Термин «кейтеринг» (от англ. catering — общественное питание, ceter — поставлять продукцию, обслуживать потребителя) обозначает действия работника или предприятия, поставляющего продукты питания, напитки, посуду и все необходимое для организации приема, банкета вне ресторана или обслуживания спортивных игр и других крупных зрелищных мероприятий.
Существуют несколько видов кейтеринга:
1. Кейтеринг в помещении имеет много общего с ресторанным обслуживанием. Заказчику сервисных услуг (фирме) предлагают оборудованные помещения для проведения различных мероприятий. Это могут быть аванзалы, банкетные залы для проведения комбинированных приемов, а также производственные и вспомогательные помещения.
2 вид - Кейтеринг вне ресторана наиболее популярен в индустрии питания. Он предусматривает обслуживание на территории заказчика в соответствии с его требованиями. Характерным примером является деятельность ресторанов выездного обслуживания по организации приемов, банкетов в здании фирмы, на загородной даче, в квартире и т. д.
3 - Социальный кейтеринг — предоставление услуг по приготовлению блюд для проведения общественного мероприятия. Основное отличие этого вида кейтеринга заключается в том, что процесс приготовления блюд происходит на территории и оборудовании заказчика и под его контролем. Потребитель и исполнитель услуг социального кейтеринга (предприятие общественного питания или индивидуальный предприниматель) заранее согласовывают дату, меню, особенности сервировки столов и обслуживания гостей. В обязанности предприятия общественного питания (или индивидуального предпринимателя) входит также уборка помещения после проведения мероприятия.
Услугами социального кейтеринга пользуются при организации семейных торжеств с небольшим количеством приглашенных (от 10 до 50 человек). Для обслуживания семейного торжества потребуется 4—5 человек (один опытный повар и один-два помощника, один официант и один бармен).
4 - Разъездной кейтеринг — доставка полуфабрикатов на строительные и съемочные площадки, в офисы, где требуется обеспечить питанием группы людей. Для приготовления пищи из полуфабрикатов на территории заказчика предприятию общественного питания — исполнителю услуги требуется специализированное передвижное оборудование.
5 - Розничная продажа готовой кулинарной продукции является разновидностью кейтеринга, если предприятие общественного питания осуществляет доставку горячих блюд на дом (запечатанных в целлофан подносов или пакетов с заранее приготовленными завтраками или обедами). Другой пример данного вида кейтеринга — это торговля продуктами питания (бутербродами, выпечными изделиями, покрытыми прозрачной пленкой или целлофаном), а также прохладительными напитками во время проведения спортивных соревнований, фестивалей, карнавалов и других общественных мероприятий с большим количеством участников.
6 - VIP-кейтеринг предусматривает выездное ресторанное обслуживание с привлечением высококвалифицированных повара и официанта. В помещении заказчика и под его наблюдением осуществляется полный цикл обработки продуктов и приготовления блюд. Данные лица могут сопровождать заказчика в длительных турне.
Большинство гостиничных комплексов в своей структуре наряду с ресторанами предпочитают иметь небольшую столовую для питания персонала гостиничного комплекса, кафе и бар.
В зависимости от расположения бара в здании ТГК:
Вестибюльный бар. Располагается в вестибюле гостиничного здания и служит удобным местом для встреч и бесед. Чаще всего предлагает широкий ассортимент алкогольных и безалкогольных напитков, смешанных напитков, холодные закуски и покупные товары, типа орешков, чипсов и др.
Ресторанный бар. Располагается в зале ресторана. При его наличии внутренний буфет для официантов в зоне раздачи не выделяют. Традиционно этот вид бара является самым притягательным элементом интерьера ресторана.
Вспомогательный бар располагается в глубине гостиничного здания, на этаже. В больших отелях их может быть несколько. Здесь сосредотачиваются запасы вин, пива и других напитков для обслуживания гостей в номерах.
Банкетный бар располагается в банкетном зале. Используется исключительно для обслуживания банкетов и конференций. Как правило, банкетный бар имеет большой запас дорогих и популярных вин, напитков, пива.
Бар при бассейне. Любой высокоразрядный отель (не только курортный) немыслим без бассейна и бара при нем, где гостям предлагают смешанные напитки или экзотические коктейли.
Мини-бары — маленькие бары с холодильником в номерах. Предназначены для обеспечения гостей напитками в любое время суток. Запасы напитков в мини-барах пополняются ежедневно, а стоимость выпитого дополнительно включается в общий счет.
2. Обслуживание групповых и индивидуальных туристов
При организации обслуживания туристов в ресторанах и кафе ТГК обычно применяют следующие условия питания:
*). полный пансион, т.е. трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) — П или Full Board (FB);
*). полупансион, т.е. двухразовое питание (завтрак + обед или ужин) — ПП или Half-Board (НВ);
*). только завтрак, т.е. одноразовое питание — З или Bed and Breakfast (ВВ).
*). особые условия питания:
создаются в отелях, работающих
в системе клубного отдыха (кроме
трехразового питания, в
Выбранное туристом или предлагаемое туроператором условие питания указывается в путевке (ваучере) на турпоездку.
Виды завтраков. Различают:
Обслуживание официантами за столом или буфетное. Во многих странах Европы континентальный завтрак всегда входит в цену размещения в гостинице.
2. Расширенный завтрак. Этот вид завтрака получил распространение в Европе с середины 60-х гг. В дополнение к континентальному завтраку гостям предлагают: соки (апельсиновый, грейпфрутовый, томатный), блюдо с нарезанной ветчиной, сыром и колбасой, блюда из яиц, йогурты, творог, сухие хлопья. Во время завтрака чаще всего предлагают буфетный сервис или частичное обслуживание официантами: приносят блюдо с мясной нарезкой, раскладывают по тарелкам и оставляют многопорционное блюдо на столе. Блюда из яиц приготавливают и подают по индивидуальным заказам.
3. Английский завтрак. В классическом варианте английский завтрак начинается с утреннего чая или кофе (возможно—горячего шоколада), принесенного в номер, к которому предлагают сахар, булочные изделия, тосты, масло, джем, мед, варенье. Этот так называемый "short breakfast" (короткий завтрак) может дополняться следующими блюдами: блюда из яиц (яичница с ветчиной или беконом; яйца, жареные на хлебе; омлет с ветчиной или шампиньонами и др.), рыбные блюда, блюда из злаковых (овсяная каша или суп на молоке или на воде с сахаром или солью). Английский завтрак сервируется таким же образом, как и расширенный, т.е. обслуживание официантами или буфетное.