Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:54, курс лекций
Тема 1. Введение. Предприятие общественного питания как соци-ально-экономическая система
1. Задачи и содержание курса. Связь с другими дисциплинами.
2. Основные термины, понятия и определения дисциплины.
3. Цели и задачи общественного питания.
4. Особенности деятельности предприятий питания.
Заказы могут
приниматься в различных
Принимая заказ, официант преследует три цели. Во-первых, информирует кухню, какие блюда следует приготовить (учитывая и особые пожелания, если таковые имеются). Во-вторых, контролирует, кому из гостей, что подать в соответствии с их заказом. И, в-третьих, счет оформляется таким образом, чтобы было ясно видно, что заказано и сколько это стоит. Здесь очень важна ясность.
Главный враг ясности - применение своих собственных сокращений. Если официант пользуется сокращениями, они должны быть универсальными и согласованными с работниками кухни. Нельзя сокращать слова до одной буквы; нужно писать хотя бы половину названия блюда, - и так, как это принято в этом ресторане, и чтобы одно название занимало не более одной строчки.
Процедура принятия заказа
Если в компании каждый гость делает собственный заказ, официант начинает принимать заказ с гостя, сидящего по правую руку от хозяина застолья (того, кто делал бронь, или кто ведет себя активнее других), и далее против часовой стрелки. Последний делает заказ хозяин стола. Проще всего принять заказ, если его делает один человек на всю компанию, да еще и одинаково для всех.
Прием заказа в торговом зале удобно осуществлять с помощью Pos-терминала (компьютерный вариант кассового аппарата), основные функции которого:
а) автоматический ввод и сохранение заказа в компьютерной системе,
б) автоматическая передача заказа на производство и в сервис-бар по сети,
в) распечатка заказов на установленных там принтерах,
г) осуществление дозаказа,
д) передача специальных дополнительных сообщений в сервис-бар или на производство, например, готовить позже, готовить без соли и т. д., и, кроме того,
е) обеспечение выбора типа оплаты: наличные, кредитные карты или безналичный расчет.
В случае использования Pos-терминала официант принимает заказ, записывая его в блокнот, а затем производит распечатку счета гостя.
При отсутствии системы автоматизации для приема заказа официант использует пронумерованные бланки счетов в виде книжки в твердой обложке. Раскрытую книжку с бланками счетов официант кладет на ладонь левой руки (на сложенный вчетверо ручник). Заказ записывается на бланке счетов в двух экземплярах, разборчиво. Чтобы не было путаницы, без непонятных сокращений.
На бланке заказа проставляется номер стола в соответствии с принятой нумерацией столов в зале. Чтобы не перепутать, кто что заказал, удобно идентифицировать заказчиков. Например, делается запись «Женщина», и ниже для нее – аперитив, холодные закуски или блюда, которые подаются сразу. Затем черта, и под чертой - ассортимент и количество заказа, подаваемого после уточнения времени заказа.
Количество каждого
Вторая часть заказа - аналогичные записи для мужчины. И так по количеству гостей за столом.
Пример оформления бланка заказов на четырех гостей.
Содержание заказа официант обязательно зачитывает потребителям во избежание ошибок.
После приема заказа работа официанта идет по следующей схеме:
Приборы для досервировки
для каждого гостя
Стеклянную посуду приносят на подносе с салфеткой и также ставят справа.
Бутылки с напитками должны быть чистыми, без сколов и трещин, с целой заводской укупоркой и этикеткой, на которых указаны наименования и характеристики напитков, особое внимание обращают на температуру напитков.
Официант должен знать признаки ухудшения качества напитков. Так, началом порчи, например, фруктовых вод, соков, пива является равномерное помутнение, а выпадение осадка на дне бутылки свидетельствует о значительной порче этих напитков. Также о порче безалкогольных напитков говорит появление пены при переливании, а о порче пива — резкий запах дрожжей.
В ресторанах винно-водочные изделия и пиво отпускают из сервис-бара в бутылках, банках или в розлив. При индивидуальном заказе, например, 50 г водки или 100 г вина, напитки подают в рюмке или маленьком графине, при обслуживании группы гостей — в графине или бутылке.
Соки подают в кувшинах, стаканах, охлажденную воду — в кувшинах. Если нужен лед, то лучше его подать отдельно в ведерке или в кулере для льда. Соки и холодные напитки при подаче должны иметь температуру 8—12°С.
Фрукты из сервис-бара подают тщательно промытыми в проточной воде и обсушенными чистым полотенцем. Большие кисти винограда (с pазрешения гостей разрезают ножницами на более мелкие), черешню и вишню подают с плодоножками, а у бананов их срезают ножом. Приготовленные фрукты укладывают в вазу: яблоки плодоножками вниз, груши плодоножками вверх, остальные фрукты располагают сверху так, чтобы любой из них был виден.
2.Организация
обслуживания в зале
Подача продукции сервис-бара
Полученную продукцию сервис-бара официант приносит в зал на подносе, застланном салфеткой, и устанавливает его в зале на подсобный стол/сервант.
Если безалкогольные напитки еще не были поданы, в первую очередь подают прохладительные напитки (вода с газом и без), пиво, соки. Прежде чем откупорить бутылки с водой, пивом, пакеты с соком, нужно показать их заказчику. Две бутылки с минеральной водой (с газом и без него) официант устанавливает на ладонь левой руки с ручником, расположенном на безымянном пальце. Одна из бутылок занимает часть ладони и опирается на безымянный палец и мизинец. Вторая бутылка ставится рядом с предыдущей и удерживается большим, указательным и средним пальцами. Этикетки бутылок должны быть обращены к гостю, две бутылки с напитками можно держать за горлышки. При этом ручник может располагаться на руке или безымянном пальце.
Официант откупоривает бутылки с водой на подсобном столике/серванте. Протерев горлышки бутылок чистой салфеткой, с разрешения гостей он наливает напитки в фужеры справа от гостя, начиная с женщин. Фужеры заполняют на 3/4 емкости. Бутылку с водой следует держать чуть выше края фужера, не касаясь его, а бутылку с пивом — несколько выше, чтобы образовалась пена. Пены будет больше, если лить медленно.
Перед подачей пива в банках или бутылках официант заменяет фужер на бокал для пива и ставит напиток справа от гостя. Если пиво отпускают в розлив, то подают в бокале для пива или кружке.
Сок на подсобном столе переливают из пакета в кувшин. Вначале на стол ставят закусочную тарелку с полотняной салфеткой, затем официант разливает сок гостям и ставит кувшин на подготовленную закусочную тарелку.
Хлеб официант подает на стол на пирожковой тарелке. Подойдя к гостю с левой стороны, левой рукой он снимает со стола пустую пирожковую тарелку и этой же рукой ставит пирожковую тарелку с хлебом, заменив тарелки в правой руке. Или с помощью щипцов раскладывает хлеб из закусочной тарелки (хлебницы) на пирожковые тарелки гостей, установленные при предварительной сервировке стола. В этом случае официант движется против часовой стрелки и правой рукой раскладывает щипцами хлеб таким образом, чтобы ржаной хлеб располагался на пирожковой тарелке ближе к гостю, корочкой к нему, а пшеничный рядом, корочкой наружу.
При групповом обслуживании хлеб можно подать в cухарнице с полотняной салфеткой, сложенной вчетверо.
Подача алкогольных напитков
Бутылки с винно-водочными изделиями, прежде чем открыть, также необходимо показать гостю. Бутылку ставят на ручник в ладонь левой руки и показывают заказчику, подойдя к нему слева таким образом, чтобы он хорошо видел этикетку и мог убедиться в правильном выполнении заказа. Бутылку коллекционного красного вина лучше предложить гостю в корзинке.
Две бутылки с винно-водочными изделиями также показывают слева, держа их в ладони левой руки таким образом, чтобы горлышко одной из удерживалось большим и указательным пальцами, а горлышко второй — средним и указательным. При этом аккуратно сложенный ручник должен располагаться на безымянном пальце.
Получив разрешение, бутылку открывают на подсобном столе или рядом со столом, держа бутылку под углом 45 град. Подача коллекционного или марочного вина с осадком требует особых навыков, потому что такое вино обязательно переливается в другую посуду (декантация) на виду у заказчика.
Бутылки могут
быть закрыты металлической «шапочко
Открытую бутылку берут в правую руку таким образом, чтобы нижняя часть бутылки находилась в ладони, а гость видел этикетку.
Держа ручник в левой руке на безымянном пальце, официант подходит к заказчику с правой стороны и наливает ему в рюмку пробный глоток вина. Затем слегка поднимает горлышко бутылки и поворачивает ее вокруг оси вправо, чтобы капли не упали на скатерть. Горлышко бутылки промокают ручником, находящимся в левой руке. Так же предлагают и подают напитки в графинах. Получив согласие заказчика, официант разливает напиток (вначале женщинам, затем мужчинам), продвигаясь вдоль стола по часовой стрелке, в последнюю очередь напиток доливают заказчику. Бутылку с оставшимся вином ставят на стол, можно на неё надеть салфетку, сложенную воротничком (галстуком), чтобы при дальнейшем розливе вина капли не падали на стол. Бутылку с вином располагают справа от заказчика. При розливе красного вина воротничок надевают на бутылку сразу после откупоривания.
При подаче двух различных винно-водочных изделий, например, водка и ординарный коньяк, официант должен подойти к гостю слева и предложить напитки на выбор. Бутылки располагаются в левой руке так же, как и при показе неоткупоренных бутылок заказчику. С согласия гостя официант берет бутылку с выбранным напитком в правую pуку, подходит к гостю справа и наливает напиток в рюмку.
При показе гостю марочного или коллекционного вина официант на ладонь левой руки кладет сложенную вчетверо салфетку таким образом, чтобы нижний край ее был подогнут вниз на 5—6 см. Салфетку расстилают вдоль руки и ставят бутылку на ладонь так, чтобы горлышко ее не касалось руки. Марочные и коллекционные вина открывают на приставном столе или торце прямоугольного стола. Для этого вдоль стола располагают полотняную салфетку, сложенную вчетверо. Перед ней ставят две пирожковые тарелки. В центре полотняной салфетки ставят бутылку с вином. Держа ее левой рукой за середину, правой рукой ножом сомелье надрезают «шапочку», снимают ее и кладут на пирожковую тарелку, расположенную справа, вкручивают в пробку штопор по часовой стрелке, фиксируют упорную часть ножа на бутылке и удаляют пробку. С помощью салфетки держат пробку левой рукой, а правой скручивают штопор против часовой стрелки и кладут пробку на другую пирожковую тарелку, расположенную слева. Официант тарелку с пробкой ставит на стол справа от заказчика, чтобы он имел возможность оценить ароматические свойства вина, понюхав пробку. Затем официант берет бутылку, охватывая ее салфеткой, подходит к заказчику справа и, попросив разрешения, наливает пробный глоток. Убирает с приставного стола пирожковую тарелку с фольгой, тарелку с пробкой оставляет на столе, заказчик может взять пробку в качестве сувенира.