Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:22, курсовая работа
Цель работы: дать оценку эффективности использования трудовых ресурсов в организации розничной торговли; провести детальный анализ использования трудовых ресурсов и средств на оплату труда; разработать рекомендации по выявлению и использованию резервов роста производительности труда и повышению эффективности использования средств на оплату труда.
Введение 4
1 Трудовые ресурсы и средства на оплату труда как объекты анализа хозяйственной деятельности 6
1.1 Экономическая сущность понятий «трудовые ресурсы» и «заработная плата», роль заработной платы в системе отношений нанимателя и работника 6
1.2 Источники информации и показатели оценки обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов и средств на оплату труда 10
1.3 Организационно-экономические особенности деятельности торговой организации ООО «Космофуд» 15
2 Анализ трудовых ресурсов и эффективности использования средств на оплату труда в розничной торговой организации 21
2.1 Анализ численности, состава и движения торговых работников, рабочего и нерабочего времени. Факторный анализ производительности труда работников ООО «Космофуд» 21
2.3 Анализ влияния трудовых факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота ООО «Космофуд» 28
2.4 Анализ эффективности использования средств на оплату труда работников розничной торговой организации ООО «Космофуд» 31
2.5 Выявление и обобщение возможностей и прогнозных резервов повышения эффективности использования трудовых ресурсов, роста производительности труда, оптимального использования средств на оплату труда ООО «Космофуд» 38
2.6 Разработка рекомендаций по использованию в анализе трудовых ресурсов и средств на оплату труда современных информационных технологий 39
Заключение 41
Список использованнх источников 44
где ЗТ1 и ЗТ0 - затраты труда на 1 руб. товарооборота в отчетной и базисной структуре соответственно.
От
обеспеченности организации трудовыми
ресурсами и эффективности их
использования зависят объем
и своевременность выполнения всех
работ, степень использования
- изучение обеспеченности организации и ее структурных подразделений персоналом по количественным и качественным параметрам;
- оценка эффективности использования персонала в организации;
- выявление резервов более полного и эффективного использования персонала организации.
Обеспеченность
организации трудовыми
Особое
внимание уделяется анализу
Поскольку
изменения качественного
Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику следующих показателей:
Коэффициент
оборота по приему рассчитывается по
формуле (5):
Коп = Чп / Чс × 100% | (5) |
где Коп - коэффициент оборота по приему, %
Чп - количество принятых работников, человек;
Чс - среднесписочная численность работников, человек.
Коэффициент
оборота по выбытию рассчитывается
по формуле (6):
Ков = Чу / Чс × 100% | (6) |
где Ков - коэффициент оборота по выбытию, %;
Чу - количество уволенных работников, человек;
Чс - среднесписочная численность работников, человек.
Текучесть
кадров характеризуется количеством
работников, уволившихся по собственному
желанию или уволенных за прогул
либо другие нарушения трудовой дисциплины.
Коэффициент текучести кадров рассчитывается
по формуле (7):
Кт = (Чусж + Чупн) / Чс × 100% | (7) |
где К - коэффициент текучести, %;
Ч - количество работников, уволившихся по собственному желанию, человек;
Ч - количество работников, уволенных за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины;
Ч - среднесписочная численность работников, человек;
Коэффициент
постоянства кадров применяется
для характеристики уровня работающих
в данной организации постоянно в анализируемом
периоде и рассматривается по формуле
(8):
Кп = Чп / Чс × 100% | (8) |
где Кп - коэффициент постоянства кадров, %;
Чп - количество работников, постоянно состоящих в списочном составе в течение года, человек;
Чс - среднесписочная численность работников, человек.
Полноту использования персонала можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени. Такой анализ проводится по каждой категории работников, по каждому производственному подразделению и в целом по организации [30, c. 158].
Фонд
рабочего времени (ФРВ) зависит от численности
рабочих (ЧР), количества отработанных
дней одним рабочим в среднем за год (Д)
и средней продолжительности рабочего
дня (П). Эту зависимость можно представить
следующим образом по формуле (9):
ФРВ = ЧР × Д × П | (9) |
После
изучения экстенсивности использования
персонала нужно
В розничной торговле производительность труда в стоимостном выражении характеризуется выработкой (суммой товарооборота) на одного торгового работника и выработкой на одного торгово-оперативного работника. Применив прием абсолютных разниц, можно количественно измерить влияние изменения среднесписочной численности работников и их выработки на выполнение плана товарооборота. Для этого отклонение от плана по численности торгово-оперативных работников умножают на плановую их выработку, а отклонение от плана по выработке – на фактическую среднесписочную численность торгово-оперативных работников. Аналогичным приемом изучают влияние трудовых факторов на динамику розничного товарооборота (отклонение от данных прошлого года по численности торгово-оперативных работников умножают на фактическую их выработку (за прошлый период, а отклонение в динамике по выработке торгово-оперативных работников умножают на фактическую среднесписочную их численность отчетного года) [3, с.63].
Таким
образом, повышение эффективности использования
трудовых ресурсов в торговле, а именно
повышение производительности труда,
позволяет сократить затраты труда на
единицу товарооборота, сократить издержки
обращения, повысить рентабельность продаж.
Основными резервами дальнейшего повышения
эффективности использования трудовых
ресурсов являются: разделение труда,
совмещение профессий, должностей, расширение
зон обслуживании; сокращение текучести
кадров; привлечение на работу лиц на неполный
рабочий день; внедрение достижений научно-технического
прогресса, научной организации труда
и т.п.
Торговое предприятие ООО «Космофуд» ТЦ «Зеленый клен» - магазин традиционной формы обслуживания, продажа товаров осуществляется методом самообслуживания с применением контрольно-кассовой машины.
Магазин имеет общую площадь 353,71 м2, и торговую 144,7 м2. Магазин состоит из двух торговых залов, которые имеют отдельные входы. В большом зале 108,1 м2 находится 5 отделов: овощной, фруктовый, вино-водочный, кондитерский и отдел бакалейных товаров, в малом зале 36,6 м2 располагаются отделы гастрономии и хлебный отдел. На торговом предприятии постоянно производится постоянное расширение ассортимента реализуемых товаров.
Общая численность работников – 42 человека. Организационная структура ООО «Космофуд» включает в себя директор предприятия, заместитель директора, главный бухгалтер, второй бухгалтер, пять заведующих отделами, специалист по кадрам, экономист, 25 торгово-оперативных работников, 6 человек технического персонала (2 уборщика, 3 грузчика и один электромонтер). Заместитель директора, главный бухгалтер, специалист по кадрам находятся в непосредственном подчинении директору. Заведующие отделами, продавцы, технический персонал находятся в подчинении заместителя директора.
Организационная структура ООО «Космофуд» представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Организационная структура ООО «Космофуд»
Примечание.
Источник: собственная разработка.
Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Космофуд» за 1 полугодие 2009-2011 гг. проведем по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 1 полугодие 2010,2011 и отчет по труду (приложения 1,2,3,4,5)
Таблица
1 - Основные экономические
показатели деятельности
ООО «Космофуд» за полугодия
2009-2011 гг.
Показатели | Период | Отклонение 1 полугодия 2011 к | Темп роста 1 полугодия 2011 к | ||||
1
полугодие
2009 |
1 полугодие
2010 |
1 полугодие
2011 |
1 полугодию
2010 |
1 полугодию
2009 |
1 полугодию
2010 |
1 полугодию
2009 | |
Розничный товарооборот, млн. руб.: | |||||||
в действующих ценах | 3198 | 4081 | 4567 | +486 | +1369 | 111,91 | 142,81 |
в сопоставимых ценах | 3198 | 3546 | 4378 | +832 | +1180 | 123,46 | 136,90 |
Покупная стоимость товаров, млн. руб. | 2456 | 2895 | 3201 | +306 | +745 | 110,57 | 130,33 |
Валовая прибыль, млн. руб. | 329 | 672 | 819 | +147 | +490 | 121,88 | 248,94 |
Валовая прибыль, в % к товарообороту | 11,81 | 18,84 | 20,37 | +1,53 | +8,56 | 108,12 | 172,48 |
Издержки обращения, млн. рублей | 259 | 524 | 598 | +74 | +339 | 114,12 | 230,89 |
Издержки обращения в % к товарообороту | 9,30 | 14,69 | 14,88 | +0,19 | +5,58 | 101,29 | 160,00 |
Прибыль от реализации, млн. руб. | 70,00 | 148,00 | 221,00 | +73 | +151 | 149,32 | 315,71 |
Рентабельность продаж, % | 2,51 | 4,15 | 5,50 | 1,35 | 2,99 | 132,53 | 219,12 |
Среднесписочная численность торговых работников, чел. | 34 | 38 | 42 | +4 | +8 | 110,53 | 123,53 |
Окончание таблицы 1 | |||||||
В том
числе торгово-оперативных |
21 | 22 | 25 | +3 | +4 | 113,64 | 119,05 |
Удельный
вес торгово-оперативных |
62 | 58 | 60 | +2 | -2 | 103,4 | 96,8 |
Среднегодовая выработка на одного работника, млн.руб. | |||||||
в действующих ценах | 81,91 | 93,87 | 95,71 | +1,84 | +13,8 | 101,96 | 116,85 |
в сопоставимых ценах | 81,91 | 87,74 | 89,45 | +1,71 | +7,54 | 101,95 | 109,21 |
Среднегодовая выработка на одного торгово-оперативного работника, исходя из товарооборота, млн.руб.: | |||||||
в действующих ценах | 132,62 | 162,14 | 160,80 | -1,34 | +28,18 | 99,17 | 121,25 |
в сопоставимых ценах | 132,62 | 151,55 | 150,28 | -1,27 | +17,66 | 99,16 | 113,32 |
Торговая площадь м2 | 144,7 | 144,7 | 144,7 | 0,00 | 0,00 | 100,00 | 100,00 |
Товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн. рублей | 19,25 | 24,65 | 27,78 | +3,13 | +8,53 | 112,70 | 144,31 |
Примечание.
Источник: По данным предприятия
Из данных таблицы следует, что в динамике наблюдается рост объема товарооборота в действующих ценах. За 1 полугодие 2011 года объем товарооборота возрос по сравнению с аналогичным периодом за 2010 год на 486 млн. руб., или на 11,9%. По сравнению с 1 полугодием 2009 г. объем товарооборота вырос на 1369 млн. руб., или на 42,81%.
Объем товарооборота в сопоставимых ценах за 1 полугодие 2011 году годом увеличился на 832 млн. руб (на 23,4%) и на 1180 млн. руб (36,9%) по сравнению с объемами товарооборота за 1 полугодие 2010 и 2009 гг. соответственно.
Валовая прибыль за 1 полугодие 2011 года составила 819 млн.руб., что на 147 млн.руб., или на 21,88% больше, чем в 1 полугодие 2010 г. и на 490 млн.руб. больше показателя 1 полугодия 2009 г. Уровень валовой пибыли 1 полугодия 2011 года по сравнению с 1 полугодием 2010 годом повысился на 1,53% к обороту, по сравнению с предшествующим периодом составил 20,37% к обороту, уровень валовой прибыли от реализации товаров за 1 полугодие 2011 год возрос к обороту за счет изменение торговых наценок на товары повседневного спроса.
Издержки обращения за 1 полугодие 2011 год составили 598 млн. руб. или 14,88% товарообороту, за 1 полугодие 2010 год – 524 млн. руб. или 14,69%, а за 1 полугодие 2009 год –259 млн. руб. или 11,81%. Уровень издержек обращения за 1 полугодие 2011 год увеличился по сравнению с 1 полугодием 2010 годом на 0,19%, а по сравнению с 1 полугодием 2009 годом на 5,58% к обороту.
За 1 полугодие 2011 году показатель рентабельности продаж был самым высоким –5,5%, в 1 полугодие 2010 г. – 4,15%, в 1 полугодие 2009 г. – 2,51%.
Среднесписочная численность работников за 1 полугодие 2011 году составила 42 чел., что на 4 чел., или на 10,53% больше показателя 2010 г., и больше на 8 чел., чем в 2009 году.
На предприятии наблюдается рост среднегодовой выработки на одного работника, исходя из товарооборота увеличение произошло на 1,84 млн. рублей или темп роста составил 1,96%, а также товарооборот на 1 м2 торговой площади на 3,13 млн. рублей или темп роста составил 112,7%.
Таким
образом, в целом динамика основных
экономических показателей
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политики и ценообразовании.