Учет и анализ использования трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Экономический рост, обеспечение устойчивого развития производительных сил и повышение уровня жизни народа являются для современной России наиважнейшей, судьбоносной значимости задачей. Обеспечение высоких темпов и качества экономического развития предполагает ускоренное решение одной из важнейших задач – повышение конкурентоспособности российской экономики. Повышение конкурентоспособности тесно связано с активизацией инновационных процессов – внедрением высоких технологий в производство, в том числе ресурсосберегающих, и расширением выпуска инновационной продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами и способной успешно соперничать на внутреннем и внешнем рынке.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1.
1.1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики…...8
1.2. Факторы экономического роста предприятия………………………...18
1.3. Инновационная деятельность предприятия…………………………...28
Глава 2.
2.1. Механизм обеспечения экономического роста фирм и инновации промышленных предприятий…………………………………………..44
2.2. Инновационная деятельность ООО «Сартэксим» и экономический
рост……………………………………………………………………….61
2.3. Исследование проблем инновационной деятельности промышленных предприятий и частно-государственное партнерство в инновационной сфере……......................................................................80
Заключение………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Тихова ВВ Диплом.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

                                                 

Содержание

                Введение………………………………………………………………...3

Глава 1.

        1.1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики…...8

        1.2. Факторы экономического роста предприятия………………………...18

        1.3. Инновационная деятельность предприятия…………………………...28

Глава 2.

        2.1. Механизм обеспечения экономического роста фирм и инновации        промышленных предприятий…………………………………………..44

        2.2. Инновационная деятельность ООО «Сартэксим» и экономический

     рост……………………………………………………………………….61

     2.3. Исследование проблем инновационной деятельности промышленных        предприятий и частно-государственное партнерство в  инновационной сфере……......................................................................80

               Заключение………………………………………………………………90

               Список использованной литературы…………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экономический рост, обеспечение  устойчивого развития производительных сил и повышение уровня жизни  народа являются для современной России наиважнейшей, судьбоносной значимости задачей. Обеспечение высоких темпов и качества экономического развития предполагает ускоренное решение одной из важнейших задач – повышение конкурентоспособности российской экономики. Повышение конкурентоспособности тесно связано с активизацией инновационных процессов – внедрением высоких технологий в производство, в том числе ресурсосберегающих, и расширением выпуска инновационной продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами и способной успешно соперничать на внутреннем и внешнем рынке.

Структурным проблемам  воспроизводства и производства инновационной и инвестиционной сферы посвящены многие экономические  исследования отечественных и зарубежных ученых. Реструктуризация производства является приоритетной задачей не только в условиях трансформации экономики, но и эффективно функционирующем воспроизводстве, что обеспечивает непрерывную замену устаревших технологий более прогрессивными, а ядром структурных изменений служит инновационная сфера. Можно полагать, что наивысшей степени экономическая интеграция достигает в инновационной сфере.

Для повышения эффективности  вовлечения новых технологий в хозяйственный  оборот в современных условиях необходима разработка методологии инновационного развития предприятий. Решение этой задачи видится в формировании и использовании соответствующих методов экономической теории и хозяйственной практики.

В условиях рыночных отношений  центр экономической деятельности перемещается к основному звену  всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент.

Интересами предприятия  являются обеспечение достаточно приемлемого уровня жизни (в форме заработной платы и удовлетворения социальных благ) для своих работников, а также динамичное стабильное развитие производственной базы предприятия и выплаты соответствующих налогов.

Степень их удовлетворения зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятия, включающих не просто получение дохода и прибыли от реализации продукции и услуг, но и объем применяемых производственных фондов (основные и оборотные производственные фонды) и совокупность других потребительских стоимостей (социальный сектор), накопленных предприятием на каждый данный момент времени со дня его развития.

Натурально-вещественный состав этих элементов в своей  совокупности представляет не что иное, как экономику предприятия.

Характер и степень эффективности реализации этих факторов зависят от воздействия и учета внешних и внутренних условий развития предприятия. К внешним условиям относится рыночная система хозяйствования.

В конечном итоге функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться на рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; эффективные способы изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.

Это должно сочетаться с  полным использованием внутренних факторов развития производства, которые по своему содержанию и назначению довольно многочисленны. Условно их можно разделить на три группы.

  1. Факторы ресурсного обеспечения производства. К ним относятся производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, земля, сырье и материалы, топливо, рабочая сила, информация и т.п.), т.е. все то, без чего немыслимо производство продукции и оказание услуг в количестве и качестве, требуемом рынком.
  2. Факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития предприятия (НТП, организация труда и производства, повышение квалификации, инновации и инвестиции и т.д.).
  3. Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия (умение вести высокоэффективную коммерческую и снабженческую деятельность).

Какой-либо строго очерченной грани между этими группами нет. К примеру, большая часть средств  производства является не только необходимым  условием производства товаров и  оказания услуг, но и определяет его технический уровень. Вместе с тем по степени воздействия на производство они различны. Так, первая группа факторов определяет ресурсы предприятия, его возможности, а степень реализации этих возможностей зависит от использования второй группы.

Возникновение третьей  группы факторов непосредственно связано  с рыночными отношениями. Их реализация направлена на :

  • обеспечение ритмичности производства путем определенной организации его снабжения всеми необходимыми ресурсами для производства товаров в качестве и количестве, позволяющем удовлетворять требования рынка;
  • снижение издержек производства или их удержание на определенном уровне посредством проведения эффективной коммерческой работы;
  • получение прибыли в объеме, обеспечивающем техническое и экономическое развитие предприятия.

Это достигается путем  проведения маркетинга товара. Различная  роль факторов в производстве товаров  и развитии предприятия определяет специфику использования каждой группы факторов.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источников получения прибыли:

    • первый – за счет монопольного положения предприятия по выпуску продукции;
    • второй связан непосредственно с производственной и коммерческой деятельностью (подавляющее число предприятий). В данном случае величина прибыли зависит от правильной производственной направленности (выбор продуктов, пользующихся высоким и стабильным спросом); степени конкурентоспособности продукции (цена, сроки поставки, обслуживание и др.); объемов выпускаемой продукции и, наконец, структуры снижения издержек производства;
    • третий – от инновационной деятельности.

Эффективность функционирования предприятия и его экономический  рост во многом зависят от совершенства управления и организации всех сторон его деятельности. Само по себе использование того или иного фактора вне связи с другими факторами еще не означает, что будет обеспечено должное экономическое и техническое развитие предприятия. Нужна интеграция всех факторов. Эта функция принадлежит управлению производством в условиях рыночных отношений. Требования к управлению условно можно выразить так: знает – может – хочет – успевает. Достаточно отсутствия одного из элементов, и система рушится. Однако чтобы выполнить эти требования, управление должно иметь свою собственную внутреннюю содержательную организацию.

В своей работе я хочу уделить особое внимание такому фактору  экономического роста предприятия  как инновационная деятельность, так как считаю это направление  наиболее важным для существования  и развития предприятия.

Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной экономике  роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими  факторами экономического роста.

В условиях рыночной экономики  и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организация производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Предприятие как  хозяйствующий субъект рыночной  экономики

Сердцевину любой экономики  составляет производство, создание экономического продукта. Без производства не может  быть потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия  выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.

Предприятие – основное звено национальной экономики, самостоятельно хозяйствующий уставный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли.

Предприятие как юридическое  лицо – это предприятие (организация, фирма), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны. К числу признаков юридического лица относятся: наличие своего имущества; самостоятельная имущественная ответственность; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволенные законом действия; право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке.

В статье 48 ГК РФ подчеркивается то, что предприятие производит продукцию  и является юридическим лицом. В данном случае продукция рассматривается как результат деятельности предприятия, который может выступать в виде вещественного продукта, работ, услуг. Здесь назван и один из важных признаков предприятия – наличие обособленного имущества. Этот признак является общим для всех существующих предприятий и имеет большое значение при анализе его деятельности (при расчетах показателей финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия и др.).

При любой форме хозяйствования предприятия играют важнейшую роль в экономике государства. С макроэкономических позиций предприятия являются  основой для:

  • увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта;
  • возможности существования всего государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с предприятий;
  • обеспечения обороноспособности государства;
  • простого и расширенного воспроизводства;
  • развития национальной науки и ускорения НТП;
  • повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны;
  • развития медицины, образования и культуры;
  • решения проблем занятости;
  • решения многих других социальных проблем. Эту роль предприятия могут выполнять только в том случае, если они эффективно функционируют.

Вся история развития общественного производства свидетельствует  и доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в  условиях цивилизованного рынка, для  которого характерны наличие различных  форм собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя по сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты.

Юридические лица, которые  являются коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

У числу некоммерческих организаций относятся потребительские  кооперативы, общественные или религиозные организации (учреждения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды и другие формы предусмотренные законом.

Начало деятельности предприятия определяется в соответствии с положением статьи 51 ГК РФ. «Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций, фирменное наименование включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления… Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Информация о работе Учет и анализ использования трудовых ресурсов