Мероприятия по оптимизации розничного товарооборота ООО "Тайм"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:59, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить розничный товарооборот предприятия и предложить пути его увеличения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты розничного товарооборота и организационную структуру предприятия;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- проанализировать розничный товарооборот;
- рассчитать факторы, влияющие на товарооборот;
- предложить мероприятия по оптимизации розничного товарооборота.

Работа содержит 1 файл

Анализ показателей товарооборота.doc

— 870.00 Кб (Скачать)

 

    Таким образом. Наблюдается рост цен по всему ассортименту продуктов, о чем свидетельствуют индексы сезонности.

    Далее представлена динамика цен статей среднедневного меню предприятия:

    Таблица 21 – Динамика цен статей среднедневного меню

Статья  меню     Цена, тыс. руб. Изменение,

тыс. руб.

Индекс  цен,

%

2005 2006 2007
Завтрак 0,250 0,300 0,400 0,150 1,6
Обед 0,450 0,500 0,650 0,200 1,4
Ужин  0,700 0,850 1,000 0,300 1,4
Средняя цена 0,467 0,550 0,683 0,216 1,5

 

    Из  данных таблицы следует, что на предприятии происходит рост цен на продукцию по всем статьям меню, однако это фактор является положительным, так как вместе с ценами наблюдается и рост прибыли.

    Далее целесообразно провести анализ динамики физического объема товарооборота:

    Таблица 22 - Динамика развития физического объема товарооборота предприятия ООО «Тайм» за 2005-2007 гг.

Показатель 2005

(кол-во заказов)

2006

(кол-во  заказов)

2007

(кол-во  заказов)

Темп  роста 2006 Темп  роста 2007
+,- % +,- %
Физический  объем товарооборота  
43 200
 
44 280
 
43 560
 
+1 080
 
102,5
 
-720
 
98,3

 

    Физический  объём товарооборота увеличился в 2006 году по сравнению с 2005 годом  на 1 080 заказов, в 2007 году физический объем товарооборота снился на 720 заказов по сравнению с 2006 годом. Темпы роста физического объема товарооборота снизились, т.к. по сравнению с 2005 годом выросло число конкурентов, поэтому число заказов снизилось на 720, товарооборот с каждым годом растет за счет роста цен.  Более наглядно динамика розничного товарооборота приведена на рисунке 10:

    Рисунок 10 – Динамика физического товарооборота предприятия ООО «Тайм» за 2005-2007 гг. 

           Проведем анализ состава товарооборота, путем выявления влияния факторов средней цены и физического объема товарооборота на величину товарооборота. Для этого расчета будет целесообразно применить факторную мультипликативную модель:

    Товарооборот= p*q,

    где  p- цена, q – количество.

      Проведем ее анализ методом  цепных подстановок:

    Товарооборот2005= p2005*q2005 = 21 012 тыс.руб.

    Товарооборот2006= p2006*q2006  = 25 165 тыс.руб.

    Товарооборот2005 = 0,467 *43 200 = 21 012 тыс.руб.

    Товарооборотусл.= 0,550 *43 200 = 23 760 тыс.руб.

    Товарооборот 2006 = 0,550 *44 280 = 25 165 тыс.руб.

    Изменение товарооборота за счет цены: 23 760 – 21 012 =2 748 тыс.руб.

    Изменение товарооборота за счет физического  объема товарооборота:

    25 165– 23 760 = 1 405 тыс.руб.

    Товарооборот  в 2006 году по сравнению с 2005 годом  увеличился на 4 153 тыс.руб.

    Товарооборот2006= p2006*q2006  = 25 165 тыс.руб.

    Товарооборот2007= p2007*q2007  = 31 096 тыс.руб.

    Товарооборот 2006 = 0,550 *44 280 = 25 165 тыс.руб.

    Товарооборот  усл.: 0,683* 44 280 = 30 243 тыс.руб.

    Товарооборот 2007 = 0,683 *43 500 = 31 096 тыс.руб.

    Изменение товарооборота за счет цены: 30 243 - 25 165 = 5 078 тыс.руб.

    Изменение товарооборота за счет физического  объема товарооборота: 31 096 – 30 243 = 853 тыс. руб.

    Товарооборот  в 2007 году по сравнению с 2006 годом  увеличился на 5 931 тыс.руб.

    За  три года розничный товарооборот предприятия возрос на 48 %  или на10 084 тыс.руб. Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота) на 2 %  и в связи с увеличением розничных цен на товары на 46 %.

    По  данным этих расчетов можно сказать, что около 95 % прироста товарооборота получено за счет роста цен.

      Далее целесообразно провести анализ товарооборота  по товарным группам:

    Таблица 23 – Розничный товарооборот ООО «Тайм» по товарным группам за 2005-2006 гг.

№ п/п Товарные  группы 2005 год 2006 год 2007 год Отклонение (+,-)
Сумма тыс.руб. Удель-ный вес, % Сумма тыс.руб Удель-ный вес, % Сумма тыс.руб Удель-ный вес, % Тыс.руб %
1. Мясо и птица 2983 14,2 3623,7 14,4 4353,4 14,0 +729,7     -0,4
2. Колбасные изделия 2731 13,0 3271,4 13,0 3980,2 12,8 +708,8     -0,2
3. Рыба 609,3 2,9 729,7 2,9 870,6 2,8 +140,9     -0,1
4. Хлеб и хлебобулочные  изделия 777,4 3,7 805,2 3,2 995,0 3,2 +189,8     0
5. Плоды, фрукты, ягоды, арбузы, дыни 1722,9 8,2 2013,2 8,0 2456,5 7,9 +443,3     -0,1
6. Пиццы 546,3 2,6 654,2 2,6 808,4 2,6 +154,2     0
7. Кондитерские  изделия 1260 6,0 1509,9 6,0 1834,6 5,9 +324,7     -0,1
8. Мороженое 504,2 2,4 603,9 2,4 746,3 2,4 +142,4     0
9. Пиво 945,5 4,5 1107,2 4,4 1368,2 4,4 +261     0
10. Водка и ликероводочные изделия 2511 12,0 3044,9 12,1 3762,6 12,1 +717,7     0
11. Вина, шампанское, коньяк 2269,2 10,8 2617,1 10,4 3265,0 10,5 +647,9     +0,1
12. Прочие продовольственные  товары 2122,2 10,1 2617,1 10,4 3544,9 11,4 +927,8     +1,0
13. Непродовольственные товары 1365,7 6,5 1585,3 6,3 1959,0 6,3 +373,7     0
14. Табачные изделия 651,3 3,1 805,2 3,2 995,0 3,2 +189,8     0
      Всего товаров 21012 100 25165 100 31096 100 +5931     0

 

    Розничный товарооборот в действующих ценах  возрос по всем товарным группам. Особенно значительный рост достигнут по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных товаров.

    Однако, если посмотреть на отклонение удельного  веса по товарным группам, то увидим снижение по некоторым, таким как мясо и птица (- 0,4%), колбасные изделия (-0,2%), рыба, фрукты, кондитерские изделия. Это говорит о том, что заслуги  предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы ресторан заботится мало, так, например,  темп роста мороженого, пива, пиццы, хлеба и хлебобулочных изделий в удельном весе составили 0 % .

    Неравномерность 2006 годом в общем объеме товарооборота возросла доля продажи водки и развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, по сравнению с ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительном снижении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, кондитерских изделий, , вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятия.

    2.3.Расчет факторов, влияющих на товарооборот

    На  развитие розничного товарооборота  предприятия общественного питания  оказали следующие факторы:

    -обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда

            торговых работников;

    - состояние и эффективность использования материальны технической       базы предприятия.

    Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.

    По  кафе ООО «Тайм» данные о движении товарных ресурсов приведены в таблице  24:

    Таблица 24 –  Данные о движение товарных ресурсов за 2005-2007 гг.

Показатели 2005 год 2006 год 2007 год Отклонение  в сумме (+,-) Влияние на товарооборот (+,-)
Запасы  товаров на начала года 246 327 622 +376 +376
Поступление товаров 20463 24248,7 29505 +9042 +9042
Прочее  выбытие товаров 3,46 32,7 12,4 +8,94 -8,94
Запасы  товаров на конец года 327 622 1031 +704 -704
Величина  товарооборота предприятия 21012 25165 31096 +10084 -

 
 

    Розничный товарооборот предприятия возрос в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 5 931 тыс.руб. за счет завышенных товарах запасов на начало года (+295 тыс.руб.), роста поступления товаров в ресторан (+5 257тыс. руб.), но увеличилось прочее выбытие товара  (-6,8тыс.руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (-409 тыс. руб.).

    Недостатком использования поступающих в  предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в ресторан товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с рестораном договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в ресторан в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в ресторане, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.

    В предприятии в 2007 году прочее выбытие товаров увеличилось по сравнению с 2006 годом на 6,8. руб. Прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует назвать работу ресторана по снижению прочего выбытия товаров в 2007 году отрицательной.

    Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывает эффективность использования материально-технической базы предприятия.

    Таблица 25 – Показатели эффективности использования материально-технической базы ООО «Тайм» за 2005-2006 гг.

Показатели 2005 2006 2007 Отклонение (+,-) 2006 в % к 2005 2007 в % к 2006
Торговая  площадь, м2 80 80 100 +20 - 125,0
Количество  рабочих дней за год (Д) 324 324 318 -6 - 98,1
Средняя продолжительность рабочего дня, час (П) 11,6 11,6 11,5 -0,1 100 99,1
Выработка на 1м2 торговой площади за час работы, руб. 69,8 83,6 85,0 +15,2 119,7 101,6
Среднечасовая выработка одного работника,

тыс.руб. (В)

0,559 0,515 0,500 - 0,059 92,1 97
Розничный товарооборот,

тыс. руб. (Т)

21012 25165 31096 10084 119,7 123,5

Информация о работе Мероприятия по оптимизации розничного товарооборота ООО "Тайм"