Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:59, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучить розничный товарооборот предприятия и предложить пути его увеличения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты розничного товарооборота и организационную структуру предприятия;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- проанализировать розничный товарооборот;
- рассчитать факторы, влияющие на товарооборот;
- предложить мероприятия по оптимизации розничного товарооборота.
Таким образом. Наблюдается рост цен по всему ассортименту продуктов, о чем свидетельствуют индексы сезонности.
Далее представлена динамика цен статей среднедневного меню предприятия:
Таблица 21 – Динамика цен статей среднедневного меню
Статья меню | Цена, тыс. руб. | Изменение,
тыс. руб. |
Индекс
цен,
% | ||
2005 | 2006 | 2007 | |||
Завтрак | 0,250 | 0,300 | 0,400 | 0,150 | 1,6 |
Обед | 0,450 | 0,500 | 0,650 | 0,200 | 1,4 |
Ужин | 0,700 | 0,850 | 1,000 | 0,300 | 1,4 |
Средняя цена | 0,467 | 0,550 | 0,683 | 0,216 | 1,5 |
Из данных таблицы следует, что на предприятии происходит рост цен на продукцию по всем статьям меню, однако это фактор является положительным, так как вместе с ценами наблюдается и рост прибыли.
Далее целесообразно провести анализ динамики физического объема товарооборота:
Таблица 22 - Динамика развития физического объема товарооборота предприятия ООО «Тайм» за 2005-2007 гг.
Показатель | 2005
(кол-во заказов) |
2006
(кол-во заказов) |
2007
(кол-во заказов) |
Темп роста 2006 | Темп роста 2007 | ||
+,- | % | +,- | % | ||||
Физический объем товарооборота | 43 200 |
44 280 |
43 560 |
+1 080 |
102,5 |
-720 |
98,3 |
Физический объём товарооборота увеличился в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 1 080 заказов, в 2007 году физический объем товарооборота снился на 720 заказов по сравнению с 2006 годом. Темпы роста физического объема товарооборота снизились, т.к. по сравнению с 2005 годом выросло число конкурентов, поэтому число заказов снизилось на 720, товарооборот с каждым годом растет за счет роста цен. Более наглядно динамика розничного товарооборота приведена на рисунке 10:
Рисунок
10 – Динамика физического товарооборота
предприятия ООО «Тайм» за 2005-2007 гг.
Проведем анализ состава товарооборота, путем выявления влияния факторов средней цены и физического объема товарооборота на величину товарооборота. Для этого расчета будет целесообразно применить факторную мультипликативную модель:
Товарооборот= p*q,
где p- цена, q – количество.
Проведем ее анализ методом цепных подстановок:
Товарооборот2005= p2005*q2005 = 21 012 тыс.руб.
Товарооборот2006= p2006*q2006 = 25 165 тыс.руб.
Товарооборот2005 = 0,467 *43 200 = 21 012 тыс.руб.
Товарооборотусл.= 0,550 *43 200 = 23 760 тыс.руб.
Товарооборот 2006 = 0,550 *44 280 = 25 165 тыс.руб.
Изменение товарооборота за счет цены: 23 760 – 21 012 =2 748 тыс.руб.
Изменение товарооборота за счет физического объема товарооборота:
25 165– 23 760 = 1 405 тыс.руб.
Товарооборот в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился на 4 153 тыс.руб.
Товарооборот2006= p2006*q2006 = 25 165 тыс.руб.
Товарооборот2007= p2007*q2007 = 31 096 тыс.руб.
Товарооборот 2006 = 0,550 *44 280 = 25 165 тыс.руб.
Товарооборот усл.: 0,683* 44 280 = 30 243 тыс.руб.
Товарооборот 2007 = 0,683 *43 500 = 31 096 тыс.руб.
Изменение товарооборота за счет цены: 30 243 - 25 165 = 5 078 тыс.руб.
Изменение товарооборота за счет физического объема товарооборота: 31 096 – 30 243 = 853 тыс. руб.
Товарооборот в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличился на 5 931 тыс.руб.
За три года розничный товарооборот предприятия возрос на 48 % или на10 084 тыс.руб. Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота) на 2 % и в связи с увеличением розничных цен на товары на 46 %.
По данным этих расчетов можно сказать, что около 95 % прироста товарооборота получено за счет роста цен.
Далее целесообразно провести анализ товарооборота по товарным группам:
Таблица 23 – Розничный товарооборот ООО «Тайм» по товарным группам за 2005-2006 гг.
№ п/п | Товарные группы | 2005 год | 2006 год | 2007 год | Отклонение (+,-) | ||||
Сумма тыс.руб. | Удель-ный вес, % | Сумма тыс.руб | Удель-ный вес, % | Сумма тыс.руб | Удель-ный вес, % | Тыс.руб | % | ||
1. | Мясо и птица | 2983 | 14,2 | 3623,7 | 14,4 | 4353,4 | 14,0 | +729,7 | -0,4 |
2. | Колбасные изделия | 2731 | 13,0 | 3271,4 | 13,0 | 3980,2 | 12,8 | +708,8 | -0,2 |
3. | Рыба | 609,3 | 2,9 | 729,7 | 2,9 | 870,6 | 2,8 | +140,9 | -0,1 |
4. | Хлеб и хлебобулочные изделия | 777,4 | 3,7 | 805,2 | 3,2 | 995,0 | 3,2 | +189,8 | 0 |
5. | Плоды, фрукты, ягоды, арбузы, дыни | 1722,9 | 8,2 | 2013,2 | 8,0 | 2456,5 | 7,9 | +443,3 | -0,1 |
6. | Пиццы | 546,3 | 2,6 | 654,2 | 2,6 | 808,4 | 2,6 | +154,2 | 0 |
7. | Кондитерские изделия | 1260 | 6,0 | 1509,9 | 6,0 | 1834,6 | 5,9 | +324,7 | -0,1 |
8. | Мороженое | 504,2 | 2,4 | 603,9 | 2,4 | 746,3 | 2,4 | +142,4 | 0 |
9. | Пиво | 945,5 | 4,5 | 1107,2 | 4,4 | 1368,2 | 4,4 | +261 | 0 |
10. | Водка и ликероводочные изделия | 2511 | 12,0 | 3044,9 | 12,1 | 3762,6 | 12,1 | +717,7 | 0 |
11. | Вина, шампанское, коньяк | 2269,2 | 10,8 | 2617,1 | 10,4 | 3265,0 | 10,5 | +647,9 | +0,1 |
12. | Прочие продовольственные товары | 2122,2 | 10,1 | 2617,1 | 10,4 | 3544,9 | 11,4 | +927,8 | +1,0 |
13. | Непродовольственные товары | 1365,7 | 6,5 | 1585,3 | 6,3 | 1959,0 | 6,3 | +373,7 | 0 |
14. | Табачные изделия | 651,3 | 3,1 | 805,2 | 3,2 | 995,0 | 3,2 | +189,8 | 0 |
Всего товаров | 21012 | 100 | 25165 | 100 | 31096 | 100 | +5931 | 0 |
Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным группам. Особенно значительный рост достигнут по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных товаров.
Однако, если посмотреть на отклонение удельного веса по товарным группам, то увидим снижение по некоторым, таким как мясо и птица (- 0,4%), колбасные изделия (-0,2%), рыба, фрукты, кондитерские изделия. Это говорит о том, что заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы ресторан заботится мало, так, например, темп роста мороженого, пива, пиццы, хлеба и хлебобулочных изделий в удельном весе составили 0 % .
Неравномерность 2006 годом в общем объеме товарооборота возросла доля продажи водки и развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, по сравнению с ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительном снижении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, кондитерских изделий, , вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятия.
2.3.Расчет факторов, влияющих на товарооборот
На
развитие розничного товарооборота
предприятия общественного
-обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда
торговых работников;
- состояние и эффективность использования материальны технической базы предприятия.
Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
По кафе ООО «Тайм» данные о движении товарных ресурсов приведены в таблице 24:
Таблица 24 – Данные о движение товарных ресурсов за 2005-2007 гг.
Показатели | 2005 год | 2006 год | 2007 год | Отклонение в сумме (+,-) | Влияние на товарооборот (+,-) |
Запасы товаров на начала года | 246 | 327 | 622 | +376 | +376 |
Поступление товаров | 20463 | 24248,7 | 29505 | +9042 | +9042 |
Прочее выбытие товаров | 3,46 | 32,7 | 12,4 | +8,94 | -8,94 |
Запасы товаров на конец года | 327 | 622 | 1031 | +704 | -704 |
Величина товарооборота предприятия | 21012 | 25165 | 31096 | +10084 | - |
Розничный товарооборот предприятия возрос в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 5 931 тыс.руб. за счет завышенных товарах запасов на начало года (+295 тыс.руб.), роста поступления товаров в ресторан (+5 257тыс. руб.), но увеличилось прочее выбытие товара (-6,8тыс.руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (-409 тыс. руб.).
Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в ресторан товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с рестораном договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в ресторан в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в ресторане, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.
В предприятии в 2007 году прочее выбытие товаров увеличилось по сравнению с 2006 годом на 6,8. руб. Прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует назвать работу ресторана по снижению прочего выбытия товаров в 2007 году отрицательной.
Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывает эффективность использования материально-технической базы предприятия.
Таблица 25 – Показатели эффективности использования материально-технической базы ООО «Тайм» за 2005-2006 гг.
Показатели | 2005 | 2006 | 2007 | Отклонение (+,-) | 2006 в % к 2005 | 2007 в % к 2006 |
Торговая площадь, м2 | 80 | 80 | 100 | +20 | - | 125,0 |
Количество рабочих дней за год (Д) | 324 | 324 | 318 | -6 | - | 98,1 |
Средняя продолжительность рабочего дня, час (П) | 11,6 | 11,6 | 11,5 | -0,1 | 100 | 99,1 |
Выработка на 1м2 торговой площади за час работы, руб. | 69,8 | 83,6 | 85,0 | +15,2 | 119,7 | 101,6 |
Среднечасовая
выработка одного работника,
тыс.руб. (В) |
0,559 | 0,515 | 0,500 | - 0,059 | 92,1 | 97 |
Розничный
товарооборот,
тыс. руб. (Т) |
21012 | 25165 | 31096 | 10084 | 119,7 | 123,5 |
Информация о работе Мероприятия по оптимизации розничного товарооборота ООО "Тайм"