Планирование розничного товарооборота

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Активное развитие розничной торговли за последние несколько лет в России в целом и в Санкт-Петербурге в частности было обусловлено следующими факторами: привлечение значительных инвестиций, вовлечение в эту отрасль экономики фирм, которые ранее не занимались торговым делом, а также фирм занятых в сфере обслуживания, но стремящихся диверсифицировать свою деятельность.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты анализа розничного товарооборота предприятия
1.1. Состав и структура розничного товарооборота предприятия и факторы, его определяющие
1.2. Динамика розничного товарооборота на макроуровне России за 2004-2007 гг.
1.3. Методы анализа, цели и задачи розничного товарооборота
Глава 2. Анализ розничного товарооборота торгового предприятия ООО “Эстетика”
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО “Эстетика”
2.2. Основные показатели деятельности предприятия
2.3. Анализ общего объема розничного товарооборота за 2006-2007 гг.
2.4. Анализ ассортиментных (структурных) сдвигов товарооборота ООО “ Эстетика ”
Глава 3. Планирование товарооборота
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовичок.doc

— 483.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

     Активное  развитие розничной торговли за последние несколько лет в России в целом и в Санкт-Петербурге в частности было обусловлено следующими факторами: привлечение значительных инвестиций, вовлечение в эту отрасль экономики фирм, которые ранее не занимались торговым делом, а также фирм занятых в сфере обслуживания, но стремящихся диверсифицировать свою деятельность.

     Стремительный рост различных торговых сетей и  дискаунтеров, повышение внимания со стороны крупных иностранных  компаний, которые со все более  возрастающим интересом смотрят на российский рынок, как на один из наиболее перспективных с точки зрения развития торговой инфраструктуры ведет к быстрому росту отрасли в целом.

     Наметившийся  экономический подъем в стране, как  следствие повышение уровня жизни  населения, должно в ближайшем будущем привести к увеличению потребления различных товаров.

     Следовательно, увеличение количества торговых организаций  и развитие уже работающих на розничном  рынке начинает усиливать конкурентную борьбу за качественный товар, за качество обслуживания и самое главное за покупателя.

     Поэтому все острее встает вопрос о получении  конкурентных преимуществ, как внешних, так и внутренних, которые позволят фирме закрепится на рынке.

     Краеугольной  проблемой в повышении рентабельности торгового предприятия является проблема оптимизации розничного товарооборота, как одного из наиболее важных аспектов коммерческой деятельности организации непосредственно связанного с объемом затрат, обеспечивающих данную структуру, и суммой и уровнем прибыли, извлекаемым фирмой при установленном размере торговых надбавок по конкретным товарным группам.  

     Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается  хозяйственная деятельность предприятий  торговли. Он включает в себя продажу  товаров населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. В настоящее время население расходует на покупки товаров до 80 % своих денежных доходов и через розничный товарооборот получает 90 % фонда личного потребления.

     В современных условиях все более  актуализируется проблема оптимизации  товарной структуры розничного товарооборота  и ее решение является одной из приоритетных задач для стабильного  развития любого среднего и крупного торгового предприятия.

     Актуальность  исследования процесса анализа и управления товарооборотом розничного торгового предприятия в современных условиях определили цель, задачи и предмет данной работы.

     Объектом  исследования в данной работе является ООО “Эстетика”.

     Данное  предприятие торговли расположено  по адресу 195276, РФ, г. Санкт-Петербург, пр. Энгельса д.157, корпус 1, магазин “Эстетика”.

     В качестве предмета исследования рассматривается  розничный товарооборот данного  предприятия.

     Цель  работы – проанализировать динамику розничного товарооборота предприятия за период 2006-2007гг.

     Для достижения цели были выделены следующие  задачи:

     1. Определить функции товарооборота и выявить тенденции развития товарооборота.

     2. Изложить сущность розничного  товарооборота.

     3.Выявить  сложившуюся организационно-экономическую характеристику предприятия.

     4. Осуществить анализ и планирование  розничного товарооборота предприятия.

     5. Определить основные пути оптимизации розничного товарооборота предприятия на основе исследования вариантов его прогноза.

 

1. Теоретические аспекты анализа розничного товарооборота предприятия

1.1. Товарооборот предприятия и факторы, его определяющие

     К документам, регламентирующим работу предприятия, относятся Гражданский Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Федеральные законы, Учредительные документы.

     Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли  и товарооборот выступает как  важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

     В самом общем случае под товарооборотом понимают продажу товаров массового  потребления и предоставление платных  услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям для  дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота.

     Значение  товарооборота следует рассматривать  как на уровне государства, так и  на уровне конкретного предприятия.

     Объем товарооборота является основным валовым  показателем деятельности торгового предприятия, который характеризует результат его деятельности  что, касается займа покупных фондов потребителей. Именно реализация  определенной массы товаров создает экономическое основание  для  получения  определенного объема доходов и прибылей, то  есть  формирует  предпосылки  для  реализации стратегических целей деятельности предприятия.

     В  условиях  рыночной  экономики   объем товарооборота остается одним из главных показателей  деятельности  торгового предприятия. Зато существенно изменяется его роль и функции. Ушло в  прошлое тотальное планирование объемов товарооборота отдельных торговых  предприятий и  объединений  высшими  управленческими  органами  отраслевого  управления; использование объема товарооборота и степени  выполнение  плана  в  качестве основного  показателя  премирование  трудовых  коллективов  отрасли. 

     Объем товарооборота потерял свое значение главного  базового  показателя,  который играет определяющую роль по сравнению с  другими  показателями  деятельности предприятия.

     В условиях рыночной экономики плановый объем товарооборота формируется на  уровне  самого  предприятия.   Его   объем   определяется,   исходя из необходимого объема прибыли на рыночной позиции  предприятия.  Проделанный таким образом план товарооборота  является  основным регулирующим  фактором формирования  ресурсного   потенциала   предприятия. Объем и структура товарооборота  определяет  требования  к  объему,  составу  и  эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.

     Тотальное планирование объемов товарооборота  сменилось  экономическим регулированием  на  базе  проведения  многовариантных,   оптимизационных и имитационных расчетов, с учетом влияния внутренней и внешней среды на  объем и структуру товарооборота.

     Анализ  товарооборота и контроль за  достижением  разработанных  планов выступает  не  только  в  качестве инструмента оценивания   деятельности персонала  предприятия,  но, самое главное, для принятия  необходимых   мер   по корректировке товарной стратегии предприятия, его  ассортиментной,  ценовой, маркетинговой политики, политики закупки и др.

     Основная задача управления товарооборотом фирмы сводится к стабилизации показателей безопасности и финансовой прочности предприятия.

     Важное  значение при этом для эффективного управления предприятием сферы услуг  играет анализ объема, динамики, скорости и структуры товарооборота предприятия.

     Существуют  два условия, определяющих сущность и содержание товарооборота: 

  • материальность предмета потребления 
  • продажа или обмен товара на деньги. 

     Бартерные сделки к товарообороту не относятся. И не всякая продажа товара входит в понятие товарооборот. 

     Предприятие оптовой торговли может иметь собственное производство и собственную розничную сеть.

     Товарооборот  торгового предприятия осуществляется в различных видах  и формах.

Товарооборот  подразделяется:

  • на оборот внутренней и внешней торговли;
  • на оптовый и розничный товарооборот (в зависимости от характеристики покупателя);
  • на складской и транзитный товарооборот (в зависимости от формы продвижения товаров).

     В зависимости от специфики операции купли – продажи товаров в  составе товарооборота торгового предприятия выделяют его следующие виды.

     Розничный товарооборот, который  характеризует  объемы  продажи      непосредственно населению потребительских товаров для             собственного использования.

     2. Оптовый товарооборот, который характеризует  выручку от  продажи потребительских товаров, которые прошли определенную             техническую обработку на данном предприятии (хранение, оптовая        рассортировка, транспортирование, предпродажная подготовка  и др.), разным оптовым  покупателям  для последующей  реализации конечным потребителям.

     3. Торгово-посреднический  товарооборот, который определяется             объемом посреднических операций купли - продажи потребительских            товаров без каких-либо технических обработок на данном торговом             предприятии розничными или оптовыми покупателями.

     Основными факторами, действующими на величину розничного товарооборота, являются факторы, связанные  с товарными фондами, с численностью работников и производительностью  их труда, с рациональным использованием основных средств торговых предприятий.

     Факторы, связанные с товарными фондами  влияют на объем розничного товарооборота  через изменение запасов товаров  на начало и конец отчетного периода, поступления товаров и прочего  выбытия товаров. Объем товарных запасов зависит от спроса населения. Величина товарных запасов должна быть такой, чтобы в течение данного периода удовлетворять существующий спрос. С учетом возможной задержки поступления товаров (только при этом условии) товарные запасы должны превышать средние размеры продажи. Это необходимо для покрытия возможной нехватки товаров. Общим условием рационального соотношения между розничным товарооборотом и товарными запасами при их общем увеличении является более высокий темп роста товарооборота.

     Коэффициент опережения роста товарооборота в каждом конкретном случае может быть определен с помощью специальных экономико-математических расчетов, используя известную из теории управления запасами модель Уилсона.

     Случайный характер причин, вызывающих колебания  спроса, обусловливает необходимость наличия страхового запаса, обеспечивающего бесперебойную продажу товаров.

     Товарные  запасы, потенциально обеспечивающие розничный товарооборот, фактически не участвуют в обращении. Следовательно, увеличение их стоимости, создавая предпосылки  для роста товарооборота в следующем периоде, приводит к сокращению товарооборота, увеличению издержек обращения и ухудшению экономических показателей в рассматриваемом периоде. Поэтому для нормального функционирования торгового предприятия между показателями эффективности должно соблюдаться следующие условие:

     Rт < Rз < Rр   ,

     где Rт - рентабельность товарооборота;

     Rз - эффективность затрат;

     Rр - эффективность использования ресурсов (рабочей силы и торговой площади).

     Также одним из важнейших условий увеличения товарооборота является численность работников и производительность их труда. Работники розничных торговых предприятий, непосредственно общаясь с населением в процессе продажи, определяют объем и характер потребительского спроса, определенным образом воздействуют на формирование товарного потока.

     Торговые  предприятия и организации должны стремиться к наиболее эффективному использованию основных средств, так  как при более полном их использовании  увеличивается товарооборот на единицу  средств, снижаются затраты по их содержанию, а следовательно, улучшаются финансовые результаты деятельности торговых предприятий и организаций.

Информация о работе Планирование розничного товарооборота