Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 12:41, контрольная работа
Задачей анализа товарооборота является изучение, количественное измерение и обобщение влияния различных факторов на динамику и изменение объема товарооборота. В начале факторного анализа изучают влияние различных факторов на объем и структуру товарооборота, затем – связи между факторами и отбирают наиболее значимые из них, оказывающие наибольшее влияние на изменение объема реализации. Эта информация используется при планировании товарооборота.
15.
Факторный анализ розничного
товарооборота.
Задачей
анализа товарооборота является
изучение, количественное измерение
и обобщение влияния различных
факторов на динамику и изменение
объема товарооборота. В начале факторного
анализа изучают влияние
Соотношение различных факторов постоянно меняется. Торговое предприятие должно знать общее состояние рынка, величину существующего спроса, темп его изменения, уровень рыночных цен, влияние конкуренции и т.п., на какие виды и сегменты ему нужно ориентироваться при планировании объема и структуры товарооборота.
Важнейший фактор развития товарооборота – обеспеченность предприятия товарными ресурсами. Как основной вид ресурсов предприятия товарные ресурсы оказывают непосредственное влияние на состояние почти всех показателей хозяйственной деятельности, поскольку они неразрывно связаны с многими сторонами хозяйственной деятельности.
На товарооборот влияют периодичность и объем поступления товаров, изменение товарных запасов на начало и конец периода, прочее выбытие товаров (товарные потери, уценка, бой, лом, порча и др.).
I Группа факторов – это факторы, связанные с товарными фондами, которые влияют на объем розничного товарооборота через изменение величины запасов товаров на начало периода, поступление товаров, прочее выбытие и запасы товаров на конец отчетного периода. Так, товарооборот (объем розничной реализации) рассчитывается:
Np = Nп + NзапI - NзапII – Nвыб ,
где, Np – объем розничной реализации; Nп – поступление товаров; NзапI – запасы товаров на начало периода; NзапII – запасы товаров на конец периода; Nвыб – прочее выбытие товаров.
Из
формулы видно, что увеличение начальных
запасов и поступления товаров
оказывает положительное
II Группа факторов, показывает зависимость товарооборота от товарооборачиваемости и размера товарных запасов:
Np = Коб * Nзап.ср ,
где Np – объем розничной реализации; Коб – коэффициент оборачиваемости; Nзап.ср – средний товарный запас за период.
III Группа факторов – трудовые факторы: численность работников, организация и производительность труда.
Численность торговых работников – важный показатель торговля. Число работников, рабочих мест в торговле возрастает в связи с открытием новых торговых точек. Повышение эффективности работы предприятия зависит от рациональной организации труда и повышение его производительности. Производительность труда в торговле определяется как отношение объема товарооборота к среднесписочной численности персонала.
Факторная модель имеет вид:
Np = Ч * В,
где, Ч – среднесписочная численность работников; В – выработка.
IV Группа факторов связана с использование основных средств. В качестве показателей для оценки эффективности использования основных средств применяются:
- нагрузка на 1 м2 товарной площади – Н;
- фондоотдача основных средств - Fo.
Соответственно факторные модели являющиеся объектом анализа, имеют вид:
Np = Н * Пт.з.,
где, Пт.з – площадь торгового зала.
Np = S * Fo.,
где, S – среднегодовая стоимость основных средств.
Анализ
факторных моделей
Важным контрольным моментом факторного анализа является проверка правильности проведенных расчетов. Для этого фактическую величину отклонений сравнивают с величиной, полученной при расчетах. Увеличение начальных запасов и поступлений товаров положительно влияет на сумму их реализации; уменьшение же, наоборот, способствует сокращению ее размеров. Уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов приводят к росту товарооборота, а их увеличение – к его снижению.
Однако при оценке влияния этих факторов следует учитывать, что товарные запасы на начало периода только тогда являются положительным фактором, когда они соответствуют спросу по цене, качеству, ассортименту, количеству. Если в составе запасов и поступающих товаров имеются не соответствующие этим требованиям товары, то это отрицательно влияет на объем товарооборота.
При анализе влияния товарных ресурсов на товарооборот изучаются показатели эффективности их использования: объем товарооборота, приходящийся на 1 р. товарных ресурсов; объем товарных ресурсов на 1 р. товарооборота.
К
частным показателям
Проведение анализа товарных ресурсов способствует изучению их влияния на результаты деятельности предприятия.
От
того, насколько рационально
Значительное влияние процесс формирования товарных ресурсов оказывает на величину издержек обращения. В частности, от размера товарооборота зависят величина товарных запасов, расходы на транспортировку, хранение товаров, аренду и содержание помещений, на амортизацию основных средств, расходы по заработной плате и др. Практически все статьи издержек обращения прямо или косвенно связаны с процессом формирования товарных ресурсов. В свою очередь, эффективность формирования и использования товарных ресурсов влияет на размеры получаемой прибыли, рентабельность предприятия.
Ощутимое влияние формирование товарных ресурсов оказывает и на состояние других показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятий торговли. Так, в случае формирования ассортимента товаров, не отвечающего потребностям населения, происходит рост товарных запасов, удлиняется период обращения товаров, что требует вовлечения дополнительных средств и может вызвать недостаток оборотных средств, нарушение платежной дисциплины. Это влечет со стороны поставщиков и кредитных организаций негативное отношение к предприятию, применение санкций за несвоевременную оплату товаров и, наконец, приводит к росту процентов за кредит, вплоть до отказа от сотрудничества.
Выполнение плана товарооборота во многом зависит от трудовых факторов: укомплектованности штата продавцами, кассирами, контролерами и др.; правильности использования фонда рабочего времени; режима работы предприятия; производительности труда и выработки торгово-оперативных работников. Выработка характеризуется объемом товарооборота на одного торгово-оперативного работника. Она определяется путем деления товарооборота на среднесписочную численность этих работников.
Важным условием проведения анализа влияния этих факторов на товарооборот является приведение показателей в сопоставимый вид.
Влияние изменения выработки на товарооборот определяют умножением уровня отклонения выработки на одного работника от плана на фактическую среднесписочную их численность.
Расчет влияния трудовых факторов на товарооборот можно провести методом цепных подстановок, выразив товарооборот через произведение численности и выработки.
На изменение товарооборота, кроме изменения численности, влияют средняя продолжительность рабочего дня, среднее количество дней, отработанное одним работником, среднечасовая выработка на одного работника.
Влияние перечисленных факторов на товарооборот выражают через их взаимосвязь как произведение:
Следующая группа – факторы, связанные с состоянием и использованием материально-технической базы предприятия. На изменение товарооборота значительно влияют состав и структура основных производственных фондов. Перевооружение предприятий современным оборудованием, внедрение прогрессивных форм торговли и новых технологий приводит к росту производительности труда, улучшению обслуживания, привлечению новых покупателей, вследствие чего растет товарооборот.
Изменение объема товарооборота может произойти в результате изменения торговой площади, эффективного или неэффективного ее использования. Прирост торговой площади и более рациональное ее использование, как правило, приводят к росту товарооборота. Использование торговой площади характеризуется размером товарооборота на 1 м2. Для экономического обоснования резервов увеличения товарооборота анализируют данные конкурентов о товарообороте на 1 м2 торговой площади, данные аналогичных предприятий, имеющих такую же специализацию, структуру товарооборота и работающих в подобных условиях. Несмотря на большую сложность получения такой информации, она позволяет повысить возможности предприятия в направлении увеличения товарооборота при существующей специализации, более полного использования торговой площади, применения совершенных методов продажи товаров.
В завершение анализа товарооборота по результатам расчетов следует сделать выводы о причинах изменений его показателей. Например, в невыполнении плана товарооборота могут быть виноваты работники предприятия, которые своевременно не заключили договоры с поставщиками или недостаточно изучили покупательский спрос на отдельные товары. В невыполнении задания по товарообороту может быть виновен поставщик, который нарушил условия договора по объему, ассортименту или срокам поставки товаров. Кроме того, необходимо выявить, чем было вызвано снижение удельного веса товарооборота того или иного квартала в годовом объеме товарооборота – объективными причинами (факторами рыночной среды, сезонными колебаниями спроса и т.п.) или просчетами и ошибками самого предприятия.
При анализе товарооборота важно также периодически изучать следующую информацию:
а) количество покупателей (ежедневное, еженедельное, ежемесячное). Методом сравнения рассчитывается отклонение от прошлых периодов;
б) средний объем продаж на одного покупателя. Этот показатель рассчитывается делением объема продаж за неделю на количество покупателей. Количество покупок определяют по показателям кассовых аппаратов. Важнейшей целью оптимизации товарооборота должно быть увеличение показателей средних продаж;
в) товарооборот за неделю (общий объем и по каждому отделу, секции; нарастающим итогом); наиболее интенсивная его реализация в течение месяца, недели, дня.
Анализ
товарооборота должен сопровождаться
изучением рынка (тенденций его развития,
размещения и специализации торговых
предприятий, ассортимента предлагаемых
ими товаров, распределения долей рынка
между поставщиками, условий поставки
товаров, характера предоставляемых услуг
поставщиками). Несмотря на то что в действительности
такую информацию получить достаточно
сложно, она позволяет предприятию оценить
свои шансы на рынке, сформировать целевой
рынок и определить пути повышения эффективности
деятельности.
41.
Анализ доходов и расходов
предприятий питания
по общему объему.
Доходы – это приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов либо уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала. Расходы признаются в отчетности, если возникает уменьшение экономических выгод, связанных с уменьшением актива или увеличением обязательств, которые могут быть надежно измерены.
Информация о работе Факторный анализ розничного товарооборота