Мероприятия по оптимизации розничного товарооборота ООО "Тайм"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:59, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучить розничный товарооборот предприятия и предложить пути его увеличения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты розничного товарооборота и организационную структуру предприятия;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- проанализировать розничный товарооборот;
- рассчитать факторы, влияющие на товарооборот;
- предложить мероприятия по оптимизации розничного товарооборота.

Работа содержит 1 файл

Анализ показателей товарооборота.doc

— 870.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

    Переход к рыночной экономике, многообразию форм собственности, развитие маркетинга и менеджмента требует от руководителей  и менеджеров предприятий, фирм и  ассоциаций повышения эффективности  использования экономического потенциала, оптимальных форм хозяйствования, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств. Следовательно, необходимо развитие теории и практики анализа хозяйственной деятельности, как одного из основных методов научного управления экономикой. В условиях рыночного механизма хозяйствования анализ должен не только давать объективную оценку выполнения планов и динамике производственно-торговой, финансово-хозяйственной и другой деятельности предприятий, но и выявлять, изучать и мобилизовывать резервы экономического и социального развития, помогать разрабатывать оптимальные тактические и стратегические управленческие решения.

    Данная  тема является актуальной, так как  в Сахалинской области существует очень большое количество предприятий, деятельность которых связанна с розничным товарооборотом. Поэтому актуальность состоит в том, чтобы на основе научно обоснованного анализа розничного товарооборота разработать пути его роста и как следствие максимально увеличить чистую прибыль предприятия.

    Объектом  исследования является кафе, предметом – товарооборот  данного предприятия.

    Цель  дипломной работы – изучить розничный  товарооборот предприятия и предложить пути его увеличения.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    - изучить теоретические аспекты розничного товарооборота и организационную структуру предприятия;

    - провести анализ  финансово-хозяйственной  деятельности предприятия;

    - проанализировать розничный товарооборот;

    - рассчитать факторы, влияющие  на товарооборот;

    - предложить мероприятия по оптимизации розничного товарооборота.

    В данной дипломной работе приводится анализ товарооборота на примере кафе ООО «Тайм», находящегося в здании гостиницы «Юбилейная» в парковой зоне города Южно-Сахалинска. Предприятие имеет круглую печать с указанием своего полного наименования, а так же штампы, бланки и расчётный счёт, открытый в Акционерном Сберегательном Банке  России. Предприятие ООО «Тайм» имеет хозяйственные связи со многими поставщиками, в частности, с ГУСП «Комсомолец», СПК «Соколовский», совхоз «Тепличный».

      Анализ, выполненный в данной дипломной работе, построен с учётом всех теоретических и методологических положений и принципов анализа хозяйственной деятельности, принципа системного (комплексного) подхода, а также принципов объективности, конкретности, точности и эффективности. В работе широко используются методы функционально-стоимостного, финансового и статистического анализа хозяйственной деятельности предприятия.

    Изложены  основные теоретические и методологические вопросы, связанные с анализом товарооборота предприятия общественного питания, построена система факторов, оказывающих влияние на его величину, выявлены причины изменения факторных показателей и величины их воздействия на изменение товарооборота.

    Особое  внимание уделяется вопросам выявления резервов роста товарооборота, в частности, за счёт оптимизации товарного обеспечения, повышения производительности труда и совершенствования системы планирования на предприятии.

    При проведении анализа широко используются как традиционные, так и математические, статистические приёмы. Комплексное их использование позволяет выявить и количественно измерить степень влияния факторов на выполнение плановых заданий и формирование результатных показателей, подсчитывать внутренние резервы и разрабатывать эффективные организационно-экономические мероприятия по приведению в действие выявленных резервов, и устранению недостатков в работе.

    Общественное  питание наряду с розничной торговлей  выполняет главную социально-экономическую  задачу развития нашего общества - удовлетворение материального и культурного уровня жизни населения. Эта проблема решается прежде всего путём развития розничного товарооборота. Среди всех факторов роста товарооборота самыми динамичными и доступными являются факторы внутреннего характера, совершенствование маркетинга на предприятии, выработка оптимальной ценовой политики, обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников. Наиболее приемлемым предлагается следующий план действий.

    Для увеличения величины товарооборота предлагается:

    - ввести новую штатную единицу  – менеджера по продажам;

    -сменить  способ доставки вино-водочных  изделий;

    - изменить структуру меню, с учетом  сезонности.

    Необходимо  отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. Поэтому при написании дипломной работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвящённые данной проблеме.  

    1. Теоретические аспекты формирования  розничного товарооборота. Организационная характеристика ООО «Тайм» 

    1.1. Понятие и формирование розничного товарооборота

Товарооборот  – это объем продаж товаров  торговой организацией в денежном выражении  за определенный период времени.

    Розничным товарооборотом называется выраженный в денежной форме объем продаж товаров населению для удовлетворения его личных потребностей, а также реализация товаров в порядке мелкого опта различным учреждениям, организациям, предприятиям (больницы, детские сады, дома отдыха и санатории и т. д.) для обслуживаемых ими контингентов.

          Розничный товарооборот – это важнейший показатель торгового  предприятия. Его можно рассматривать  как результат деятельности предприятия  торговли, и от него зависит объем  валового дохода и прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности. О значимости данного предприятия на рынке потребительских товаров можно судить по объему товарооборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары.

          Товарооборот имеет  качественную и количественную характеристики. Качественная связана со структурой товарооборота, т. е. ассортиментным составом, количественная характеристика товарооборота – с объемом реализации в денежном исчислении. Следует четко различать понятия «величина» и «состав» товарооборота: величина – это совокупность сумм торговой выручки, сданной в кассу или банк, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам), а состав товарооборота складывается из различных видов продаж.

    Отличительная особенность хозяйственной деятельности предприятий внедомашнего питания  – объединение в рамках одного предприятия процессов производства, реализации и организации потребления  продукции.  Соответственно и товарооборот предприятий питания имеет свою специфику, разделяясь на оборот реализации:

    - продукции собственного производства;

    -покупных  товаров. 

    Наибольший  удельный вес в товарообороте  предприятий питания занимает оборот по реализации продукции собственного производства, то есть продуктов труда работников в виде новой потребительной стоимости. Покупные товары, дополняющие продукцию собственного производства, поступают на предприятия питания в готовом виде от предприятий пищевой промышленности. К ним относятся хлебобулочные и кондитерские изделия, молоко, фрукты, ягоды, соки, алкогольные напитки, табачные изделия и другие товары.

    В зависимости от конечного или  промежуточного потребления здесь  также выделяют розничный товарооборот, который включает в себя:

    - продажу продукции собственного производства и покупных товаров через обеденные залы, буфеты, а также продажу этой продукции через розничную и мелкорозничную сеть, принадлежащую самим предприятиям;

    - реализацию продукции через передвижную  сеть;

    - отпуск питания работникам предприятия по льготным ценам.

    К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относят: объем  товарооборота в стоимостном  выражении в текущих и сопоставимых ценах, ассортиментную структуру по отдельным товарным группам (в рублях и процентах), однодневный товарооборот, товарооборот в расчете на одного работника, в том числе на работника прилавка (торговой группы), время обращения товаров в днях и скорость товарооборота (число оборотов).

Основными задачами оценки товарооборота являются:

    - оценка выполнения прогнозных значений товарооборота;

    - изучение, количественное измерение  и обобщение влияния факторов  на выполнение плана и динамику  розничного товарооборота; 

    - комплексная  оценка торговой  деятельности организации;

    - выявление  путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;

    - разработка оптимальных стратегических  и тактических управленческих  решений по развитию розничного товарооборота торгового предприятия.

          1.2. Методика анализа  розничного товарооборота и факторы его увеличения.

    Торговое  предприятие для оценки результатов  своей деятельности  в процессе анализа и планирования использует различные количественные и качественные показатели товарооборота.

    Чем шире перечень анализируемых показателей, тем больше возможностей для глубокого  анализа тенденций развития товарооборота, изменения структуры спроса покупателей, оценки эффективности использования ресурсов предприятия. Это позволяет наиболее точно определять, что и в каких количествах, по какой цене необходимо продавать на рынке, либо покупать то, что будет пользоваться наибольшим спросом у потребителей. Изучение и сопоставление издержкоемкости реализации товаров дают наибольшую прибыль, являются наиболее рентабельными.

    Цель  анализа товарооборота – получение  информации, необходимой торговому  предприятию для принятия решения  о том, что и в каких количествах  ему продавать на рынке в будущем, чтобы обеспечит получение прибыли.

    На  первом этапе анализа объем товарооборота  изучается путем его сопоставления  с плановыми показателями или  показателями за предшествующий период.

    Вторым  этапом анализа товарооборота является анализ его динамики, что необходимо  для оценки тенденций его развития в анализируемом периоде.

    Третий  этап анализа – изучение состава  товарооборота. Состав товарооборота  изучают по его видам, формам продажи, формам расчетов, по структурным подразделениям, секциям, отделам и по другим признакам.

    Изменения в составе товарооборота оказывают  определенное влияние на валовой  доход и издержки обращения, что  должно учитываться при анализе.

    Четвертый этап анализа – изучение структуры  товарооборота, что позволяет установить изменения в характере потребительского спроса. Анализ структуры товарооборота позволяет оценить тенденцию ее изменения с помощью показателей динамического ряда.

    Таблица 1 – Показатели, используемые для  анализа товарооборота предприятия  торговли

Показатель Расчет показателя Обозначение Содержание  показателя
Объем товарооборота  

О = ∑inpiqi.

O – объем товарооборота

piqi - реализация отдельного товара

in – весь товарооборот

n – число i-х товаров (товарных групп)

Сумма проданных  товаров за определенный период
Структура товарооборота Д = piqi / in Дi – удельный вес товара Удельный вес  каждого товара или товарной группы в общем объеме товарооборота
Динамика  товарооборота  
Ti = n-1√ On / Oi
Ti – средний темп

On – товарооборот последнего периода

Oi – товароборот первого периода

N – число периодов

Средний тем  роста товарооборота

Информация о работе Мероприятия по оптимизации розничного товарооборота ООО "Тайм"