Розничный товарооборот Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение динамики изменения объёма розничного товарооборота и выявление резервов его роста.

Содержание

1. Розничный товарооборот – основной показатель развития розничной торговли Республики Беларусь 4

1.1. Понятие, экономическая сущность, содержание и задачи розничного товарооборота 4

В прошедшем пятилетии работа всех органов управления, коллективов и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. 27

Работа содержит 1 файл

Конечный Алина 2.docx

— 323.29 Кб (Скачать)

     РЕФЕРАТ 

     Курсовая  работа:   54 страницы,  8 таблиц, 9 графиков,  10 источников.

     При написании курсовой работы были использованы следующие основные термины:

     РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ, ИНВЕСТИЦИИ, КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ .

     Актуальность  выбранной темы курсовой работы объясняется  тем, что в современных рыночных условиях розничная торговля, как последнее звено товародвижения, обеспечивает конечные взаимосвязи производителя и потребителя товаров и имеет важнейшее социально-экономическое значение.

     Целью данной курсовой работы является изучение динамики изменения объёма розничного товарооборота и выявление резервов его роста.

     В рамках выбранной темы можно перечислить  ряд задач, способствующих ее раскрытию  и достижению цели курсовой работы:

  • изучение сущности розничного товарооборота как экономической категории;
  • изучение динамики изменения объёма розничного товарооборота за ряд лет, выявление тендеций его развития
  • анализ выполнения плана розничного товарооборота в соответствии с Програмой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы;
  • изучение факторов, оказывающих влияние на динамику розничного товарооборота;
  • обобщение возможносте роста розничного товарооборота;
  • внесение рекомендаций по компьютеризации анализа и учёта розничного товарооборота

     Объектом  исследования является динамика розничного товарооборота.

     Предметом исследования в курсовой работе являются методы управления товарооборотом и выявление неиспользованных возможностей его роста.

     Методологической  основой написания курсовой работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных приемов и методов: анализа и синтеза, группировки  и сравнения, экспертных оценок.

     При написании теоретической части  курсовой работы использовались нормативно-правовые акты, учебные пособия, учебники, и  другая литература по исследуемой проблеме. Среди авторов можно выделить Валевич Р. П., Давыдову Г. А и Платонова В.Н.

 

     

     СОДЕРЖАНИЕ

1. Розничный товарооборот – основной показатель развития розничной торговли Республики Беларусь 4

1.1. Понятие, экономическая сущность, содержание и задачи розничного товарооборота 4

В прошедшем пятилетии работа всех органов управления, коллективов и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. 27

 

      

     ВВЕДЕНИЕ 

     Торговля  как отрасль народного хозяйства  имеет чрезвычайно важное значение для каждого общества. В ней сосредоточены экономические, социальные и политические задачи предприятий, организаций, населения и государства. От их правильного решения во многом зависят эффективность функционирования хозяйственного механизма страны, его отдельных отраслей и удовлетворение потребностей всех слоев населения.

     Розничная торговля – это вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного  подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Это часть системы обращения  товаров. Она соединяет производителей товаров, оптовую торговлю, транспортные организации с розничными продавцами и конечными потребителями. Розничная  торговля как последнее звено  товародвижения обеспечивает конечные взаимосвязи производителя и  потребителя товаров и имеет  важнейшее социально-экономическое  значение в любом обществе.

       Экономическое значение розничной  торговли определяется ее достаточно  высоким весом в валовом национальном  продукте и занятости населения.  Социальная роль определяется  тем, что большая часть расходов  населения приходится на товары  и услуги, приобретаемые в розничной  торговой сети и общественном  питании. Степень удовлетворения  покупательского спроса высококачественными  товарами и услугами определяет  важную политическую роль розничной  торговли в любом государстве.

       Розничная торговля — крупный  потребитель современных технологий, который определяет объем их  производства и внедрения в  народное хозяйство. В связи  с этим крайне важно определить  основные пути развития розничной  торговли в республике, ее качественного  улучшения с целью более полного  удовлетворения спроса населения  и повышения культуры торгового  обслуживания.

 

  1. Розничный товарооборот – основной показатель развития розничной торговли Республики Беларусь
 
    1. Понятие, экономическая сущность, содержание и задачи розничного товарооборота
 

     Как экономическая категория товарооборот представляет собой результат экономических отношений, складывающихся между субъектами хозяйствования по поводу обмена денежных средств на товары и услуги, а как показатель деятельности торговых организаций — это объем продажи товаров и услуг в денежном выражении за определенный период времени.

     Товарооборот  одновременно характеризуется двумя  признаками: наличием товара (объекта продажи) и продажей — формой движения товара от производителя к потребителю.

     По  товарообороту можно судить о  результатах социально-экономического развития страны, отраслей экономики, хозяйствующих субъектов и торговых организаций в частности.

     На  уровне государства объем и структура товарооборота свидетельствуют о состоянии потребительского рынка, эффективности работы субъектов хозяйствования (на всех этапах товародвижения), уровне материализации покупательных фондов населения, денежном обороте, платежной дисциплине, качестве жизни населения, степени участия торговли в формировании доходов государственного бюджета, силе или слабости национальной денежной единицы.

     Как результат деятельности торговой организации  товарооборот показывает, насколько правильно организована продажа товаров и эффективно используется торговый потенциал; он является доказательством наличия экономических предпосылок для получения необходимого объема дохода, развития ресурсного потенциала, повышения степени удовлетворения платежеспособного спроса покупателей конкретного сегмента рынка. От объема товарооборота зависят платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость торговой организации, возможность ее дальнейшего развития, повышения имиджа и конкурентоспособности, рост благосостояния торговых работников.

     Товарооборот  учитывается по регионам, отраслям, народному хозяйству, организациям.

     В зависимости от специфики операций купли-продажи товаров выделяют следующие виды товарооборота:

  • валовой товарооборот — сумма продаж при многозвенном товародвижении;
  • чистый товарооборот — освобожденный от повторного счета;
  • оптовый товарооборот — продажа товаров на оптовом

     рынке;

  • розничный товарооборот — продажа товаров населению;
  • внешнеторговый товарооборот — продажа товаров на экспорт и покупка импортных товаров;
  • товарооборот по биржевому рынку — объем продаж на товарной бирже. [1]

     Важнейшим показателем, характеризующим развитие внутренней торговли, является товарооборот в оптовой и розничной разновидностях.

     Оптовый товарооборот означает начальное движение товаров от производителя к потребителю и через него — в среду обращения; розничный — заключительное звено движения товаров, выражающее их перемещение из сферы обращения в сферу личного потребления.

     Оптовый и розничный товарооборота взаимосвязаны. Рост первого обусловливается систематическим возрастанием второго. Оптовые организации осуществляют продажу товаров розничным торговым организациям для последующей реализации конечному потребителю или для производственного потребления в качестве сырья и материалов либо для материального

     обеспечения хозяйственных нужд, что отражается в оптовом товарообороте".

     Розничный товарооборот служит количественным показателем продажи потребительских товаров конечному потребителю за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Как экономическая категория он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление. Основой розничного товарооборота служат товары, произведенные для реализации, и денежные доходы покупателей.

     С точки зрения системного подхода  розничный товарооборот необходимо рассматривать в трех аспектах: 1) как систему отношений общественного  производства; 2) как систему обмена денежных доходов населения на товары народного потребления; 3) как систему  обратной связи с производством.

     Через розничный товарооборот происходит смена форм стоимости потребительских  товаров, изготовленных в процессе производства. Продажа товаров позволяет  товароироизводителям покрыть затраты на производство, создав тем самым условия для его дальнейшего развития в расширенных масштабах. В розничном товарообороте проявляются важнейшие народно хозяйственные пропорции: соотношение темпов роста производства средств производства и предметов потребления; распределение национального дохода на фонд потребления и фонд накопления; доля индивидуальной оплаты труда в национальном доходе; масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары и т.п.

     Розничная продажа товаров может осуществляться следующими участниками:

  • хозяйствующими субъектами, занятыми в сферах розничной торговли и общественного питания и рассматривающими их как основную деятельность (магазины, киоски, аптеки, автозаправочные станции, рестораны, кафе и др.);
  • юридическими лицами, занимающимися торговлей, однако не считающими торговую деятельность основной (фирменные магазины, магазины — структурные подразделения оптовых организаций и др.);
  • предпринимателями (коллективными и индивидуальными), реализующими товары на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

     Розничный товарооборот подразделяется на товарооборот розничной торговли и общественного  питания и, соответственно учитывается  в розничных ценах (торговля), фактических  продажных (розничных) ценах (общественное питание), включающих оптово-отпускную цену товаропроизводителя и торговую надбавку (торговля), торговую надбавку и наценку (общественное питание), акциз, налог на добавленную стоимость и налог с продаж (торговля), налог на услуги (общественное питание), косвенные налоги.

     Постановлением  Национального статистического  комитета Республики Беларусь от 21.10.2008 г. № 304 определены условия формирования розничного товарооборота торговли. В него включаются:

  • продажа товаров населению:
  • за наличный расчет;
  • по безналичному расчету, но также учитываемая как продажа за наличный расчет (по банковским пластиковым карточкам, чекам, электронным картам, по перечислениям денежных средств со счетов вкладчиков банков, по кредитам банков и т.п.);
  • в кредит — включается в розничный товарооборот по моменту отпуска товаров покупателям по ценам фактической

Информация о работе Розничный товарооборот Республики Беларусь