Макроэкономическое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами данной курсовой работы являются:
1. Рассмотрение основных понятий теории открытой экономики;
2. Анализ статистических данных и вывод на основе этих данных о степени открытости экономики Республики Беларусь;
3. Демонстрирование важности роли государства в регулировании экономики
4. Раскрытие сущности и основных направлений внешнеторговой политики РБ;
5. Изучение инструментов государственной внешнеторговой политики;

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

Концепция протекционизма, как способа поддержания отечественных производителей, весьма распространена в правительственных кругах Беларуси, о чем свидетельствует высокий уровень таможенных пошлин и нетарифных ограничений для товаров из других стран, в том числе из России, Украины и стран СНГ.  Если в странах-участниках ВТО эти ограничения не превышают 4-5%, то в странах Таможенного союза СНГ в отдельные годы по отдельным товарам они достигли 30%, например, на сахар и телевизоры. Средний же их уровень составляет 14-15%, то есть в 3 раза выше, чем для стран-членов ВТО.

В связи с отменой пошлин на российские товары с 2002 года введены прямые ограничения на ввоз российского мыла и маргарина только потому, что потребители предпочли их отечественным. Введен лицензированный ввоз муки, крупы, пива, хлеба, так как эти товары дешевле, чем отечественные. Тем самым ухудшено благосостояние потребителей. Одновременно производители консервируют убыточные и неконкурентоспособные производства. Вследствие протекционистских способов защиты неэффективных производств производительность труда в Беларуси отстает от развитых стран почти в 10 раз. Происходит устаревание применяемых технологий.

В теоретических курсах под малой открытой экономикой понимается экономика, которая представляет собой небольшую долю мирового рынка и практически не оказывает никакого воздействия на мировую ставку процента. Этот же тезис к Беларуси применим. Однако ставка процента в малой открытой экономике не уравновешивается сбережениями и инвестициями как в закрытой экономике, а равна мировой ставке процента – r – реальной процентной ставке, преобладающей на мировых финансовых рынках. Этого в нашей стране явно нет.

Все движение потоков сбережений и инвестиций в малой открытой экономике опосредуются внешней средой, так как находятся под влиянием не столько внутренних, сколько внешних факторов, изменить которые малая открытая экономика не в состоянии. Это так же относится и к Беларуси.

Исследования внешнеторговой открытости экономики опираются на степень либерализации трансграничных перемещений товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Страны, встающие на путь либерализации, как правило, сначала переходили на либеральные позиции в отношении товарных рынков, затем – рынков услуг (в общем объеме экспорта Республики Беларусь услуги занимают 8%) и, на конец, - национальных финансовых рынков, включая и рынки капиталов, участие в которых со стороны Беларуси можно оценить как несущественное, даже в масштабах СНГ.

Для всех стран – как развитых, так и развивающихся – обмен прямыми инвестициями стал такой же практикой как обмен товарами, а темпы роста инвестиций выше темпов роста внешней торговли. Компании предпочитают осваивать международные рынки, участвуя за границей в совместных производствах, имеющих мировой опыт сбыта своей продукции и известную торговую марку. Такой  способ выхода на мировые рынки в последние годы стал чуть ли не единственным, так как существуют жесткие ограничения ввоза товаров, многочисленные и труднопреодолимые тарифы, нетарифные барьеры и т. д.  Ужесточились также технические и экологические барьеры в форме технических и промышленных стандартов, норм безопасности, требований к упаковке и маркировке, применению торговых марок и т.д.

В нашей стране экспорт реального капитала в форме создания совместных производств за границей остается незначительным, что характеризует закрытость белорусской экономики.

В отличие от Беларуси, Россия, не желая игнорировать положительный международный опыт и жить по меркам вчерашнего дня, активно интегрируется  с зарубежными партнерами. Также активен в этом направлении Казахстан.

Инвестирование за пределы Республики Беларусь настолько мало, что не выдерживает сравнения даже с масштабами простого перемещения «капитала» эмигрантов, значительно уступая им по объему.

Однако малые размеры зафиксированного заграничного инвестирования не дают права утверждать, что в Беларуси отсутствует богатство (утечка) капитала в неучитываемых формах.

По мнению А. С. Булатова статья «Портфельные инвестиции» также отражает бегство капитала. С этим можно согласиться, но только в той части, которая не касается приобретения акций других предприятий. К «бегству» больше относятся данные таких разделов, как «Банковский сектор» и «Другие секторы».

Незначительность зарубежного партнерства Беларуси объясняется не только отсутствием средств, но и незнанием ситуации за границей, неумением рассчитать будущие доходы и риск, преувеличением риска, а также неприятием такой политики в целом как на государственном уровне, так и на уровне отдельных производств.

Причиной оттока капитала прежде всего остается неблагоприятный инвестиционный климат, неопределенные перспективы, недостаточная легитимность происхождения, пользования и распоряжения собственностью  и др.

Банальный вывод данного анализа состоит в необходимости превращения нелегального вывоза капитала в легальный (и облагораживании его форм, как и всего экспорта) в рамках законодательства о хозяйственной деятельности белорусских субъектов за рубежом, а также введение правовых норм по разрешительному порядку для такого вывоза капитала и его страхования.

Характеризуя экономику Беларуси с вышеуказанных позиций и принимая во внимание низкий уровень ее международной конкурентоспособности (присущий закрытым системам), эту экономику можно назвать протекционистской. Будучи таковой, она слабо адаптируется к изменениям или возмущениям внешней финансовой и экономической среды, не реагируя адекватно на импульсы, исходящие от мирового рынка. Потакая интересам производителя, она несет убытки потребителям. По мере роста протекционизма убытки последних начинают превышать прибыли первых и наступает перепроизводство у фирм, предельные издержки которых превосходят мировые цены.

Ситуация в Беларуси это подтверждает, поскольку складские запасы продукции уже достигли объемов массового производства.

Главные недостатки протекционизма известны:

                 он разрушает конкуренцию и развивает привилегии. В сфере национальных производителей господствует рутина;

                 наносит ущерб интересам потребителя. Цены на защищаемые товары растут;

                 ослабляет узы взаимосвязи между странами и их экономическое сотрудничество.

В отличие от протекционизма, международная кооперация производителей облагораживает экспорт и модернизирует отраслевую (кластерную) структуру экономики. Эксперты утверждают: чем в большее число международных производственно-технологических цепочек включена экономика, тем она устойчивее, тем меньше ее уязвимость и больше потенциал развития. Если же цепочки формируются затратоемкие, низкоэффективные и даже убыточные, то «коллапс» настигает замыкающие звенья. В СССР они были сосредоточены в Беларуси, в наибольшей степени пострадавшей при приближении цен на сырье к мировому уровню.

Следовательно, Беларуси нужна новая доктрина, преодолевающая ее закрытость. Но не любой ценой, как это делается в бартерных операциях стран СНГ, а с ориентацией на экономический рост страны, с предварительной оценкой и предотвращением возможных негативных последствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственное регулирование экономики

 

Государство, его институты и структуры играют исключительно важную роль в экономике каждой страны. Одним из принципиальных вопросов является соотношение рыночных и государственных регуляторов. Мировое развитие экономики в XX в. свидетельствует о чередовании периодов усиления рыночного и государственного регулирования. Соответственно в экономической теории и политике преобладала то концепция усиления роли государства в экономике (прежде всего кейнсианство, господствовавшее как в экономической теории, так и практике хозяйственного регулирования на протяжении многих десятилетий прошлого века вплоть до конца 70-х гг.), то концепция неограниченных возможностей рыночных регуляторов экономического развития (монетаризм, неолиберализм и другие экономические теории, ставшие наиболее влиятельными в 80-90-е гг. XX в.).

Что касается бывшего СССР и большинства социалистических стран, то в них государство определяло практически все социально-экономические процессы путём разработки и реализации директивных планов, использования административно-командных методов управления.

На современном этапе в преобладающем большинстве стран усиливается регулирующая роль государства по отношению как к государственному, так и к частному сектору экономики.

Государственное регулирование экономики, независимо от того, командно-распределительной или рыночной она является, объективно необходимо для любого правительства. Экономическая политика государства – важный элемент рыночной системы. Государство прямо или косвенно определяет важнейшие параметры рынка, устанавливает ориентиры деятельности отдельных фирм и предпринимателей. Оно формирует общее экономическое пространство, устанавливает ограничения для общественно опасной деятельности.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются особенностями социально-экономического развития страны в данный период.

За государством, прежде всего, должны сохраняться следующие функции:

                 эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;

                 обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;

                 формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;

                 обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);

                 реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;

                 проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;

                 формирование производственной, социальной, и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;

                 поддержка социально незащищённых групп населения;

                 охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;

                 формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов;

                 обеспечение национальной безопасности страны;

                 создание правовой базы рыночных отношений и обеспечение неукоснительного соблюдения законов, развитие институциональной инфраструктуры;

                 разработка и реализация стратегии социально-экономического развития.

Для регулирования социально–экономических процессов государство использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации, накопленного опыта, выбранной модели стратегических целей развития.

Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех  форм собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционерных обществ), антимонопольном регулировании, защите прав покупателей и интересов общества, посредничестве между предпринимателями и наёмными работниками и т.д. Необходимы новые, адекватные рыночным условиям налоговое законодательство, система законов по социальной защите населения и др. Требуется правовое обеспечение таких специфических процессов переходного периода, как приватизация государственной собственности, поддержка малого и среднего бизнеса.

Административные методы экономического регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности или категорий населения. С помощью административных мер, например, осуществляется государственный контроль над ценами монополистов и социально значимых товаров.

Для защиты национальных интересов в системе внешнеэкономической деятельности используются установление квот экспорта и импорта отдельных товаров или товарных групп, лицензирование внешнеторговой деятельности. Административные методы широко применяются в области охраны окружающей среды и социальной защиты населения.

Важной задачей государства в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью используются:

                 бюджетно-налоговая политика;

Информация о работе Макроэкономическое регулирование