Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 18:53, реферат
1)Так как государственный бюджет напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.
Достижение всего этого, требует выполнение ряда задач, основные из которых это полноценное финансирование социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловным выполнением государством своих обязательств.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Введение.
Роль государственного бюджета в макроэкономическом регулировании.
Сущность, функции, формы государственного кредита.
Заключение.
Список литературы.
Содержание.
Введение.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
1)Так как государственный бюджет
напрямую влияет на повышение устойчивого
экономического роста и благосостояния
страны, и как следствие идут такие положительные
процессы как снижение уровня инфляции,
валютного курса и снижение уровня процентных
ставок.
Достижение всего этого, требует выполнение
ряда задач, основные из которых это полноценное
финансирование социальной сферы, стимулирование
инвестиционной активности, безусловным
выполнением государством своих обязательств.
Ведущую, определяющую роль в формировании
и развитии экономической структуры любого
современного общества играет государственное
регулирование, осуществляемое в рамках
избранной властью экономической политики.
Одним из наиболее важных механизмов,
позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование,
является финансовый механизм - финансовая
система общества, главным звеном которой
является государственный бюджет. Именно
посредством финансовой системы государство
образует централизованные и воздействует
на формирование децентрализованных фондов
денежных средств, обеспечивая возможность
выполнения возложенных на государственные
органы функций.
2) Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его
изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные
работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема актуальна,
поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли
наибольшего развития. «В настоящее время речь уже идет не о постоянном
увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о
расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии
самих операций».
Говоря об этой теме, нельзя не упомянуть те проблемы, с которыми
сталкивается наша экономика на переходном периоде к реальному рыночному
механизму функционирования, что требует более радикальных преобразований
в денежно-кредитной сфере. В настоящее время назрела необходимость в
полной мере использовать экономические рычаги, присущие кредитной
сфере, разработать и реализовать принципиально новые подходы к управлению
денежным обращением страны.
1. Роль государственного бюджета в макроэкономическом регулировании.
1.1Экономическая природа
Бюджет является важным звеном финансовой
системы страны. Отражая содержание
процессов производства и распределения
общественного продукта и национального
дохода, бюджет представляет собой
экономическую форму
В бюджете ежегодно централизуется
часть денежных доходов предприятий
и населения. Аккумулированные средства
распределяются и используются на финансирование
затрат по осуществлению функций
государства. За счет бюджетных средств
удовлетворяются
Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двуяростное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований.
Государственный бюджет – это централизованный
фонд денежных ресурсов, которым располагает
правительство страны для финансирования
государственного аппарата, вооруженных
сил, выполнение необходимых социально-
Проект бюджет ежегодно обсуждается
и принимается законодательным
органом – парламентом страны,
штата или муниципальным
1.2 Структура расходов и доходов государственного бюджета.
В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства.
Самым важным источником государственных
доходов являются различные виды
налогов, которые могут быть подразделены
на три большие категории:
. налоги на расходы, в том числе налоги
с продаж, акцизы и импортные тарифы
. налоги на доходы частных лиц и корпораций,
в том числе отчисления из заработной
платы на социальное страхование
. налоги на собственность, включает разнообразные
налоги на дома и строения, сельскохозяйственные
угодья и земли под постройки, а также
налог на наследство.
Налоги также классифицируются на прямые, которыми облагаются непосредственно индивиды и фирмы; и косвенные, это налоги на товары и услуги.
Государственные расходы также могут быть разделены на четыре категории:
. потребление в государственном секторе
. государственные инвестиции, включающие
разнообразные капитальные
. трансферты частному сектору,
включающие пенсию за выслугу
лет, страхование по
. проценты по государственным долгам
Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований.
Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете страны с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом %,
Расходы
Затраты на социальные услуги: здравоохранение,
образование, социальные пособия, субсидии
бюджетам местных властей на эти
цели……………………………………………………………………
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения
в инфраструктуру, дотации государственным
предприятиям, субсидии с/х, расходы
на осуществление государственных
программ……………………………10-20
Расходы на вооружение и материальное
обеспечение внешней политики, включая
содержание дипломатических служб и займы
иностранным государствам………………………………………………
Административно–управленческие расходы:
содержание правительственных органов,
полиции, юстиции и прочих……………..5-10
Платежи по государственному долгу……………………………………...7-8
Доходы
Налоги, в том числе акцизные
сборы и таможенные пошлины, гербовый
сбор……………………………………………………………………
Неналоговые поступления: доходы от государственной
собственности, государственного сектора
в экономике, государственной торговли…….5-8
Взносы в государственные
Идеальное исполнение государственного
бюджета – это полное покрытие
расходов доходами и образование
остатка средств, т.е. превышение доходов
над расходами. Образовавшийся остаток
правительство может
2. Проблемы несбалансированности
и сбалансированности
Одним из важнейших вопросов государственных
финансов является проблема бюджетного
дефицита и государственного долга.
Дефицит бюджета и величина государственного
долга – это термометр
2.1 Дефицит бюджета.
Дефицит бюджета – эта сумма,
на которую в данном году расходы
бюджета превосходят его
В экономической теории различают
структурный и циклический
Изменение структурного и циклического
дефицитов находятся в
Причин бюджетного дефицита может быть много, например:
. спад общественного
. рост предельных издержек
. массовый выпуск «пустых» денег
. излишне, неоправданно
. возросшие затраты на
. оборот «теневого» капитала в огромных масштабах
. возможной причиной бюджетного
дефицита являются огромные
Источники покрытия бюджетного дефицита хорошо известны.
В экономических системах с фиксированным
количеством денег в обращении
правительство располагает лишь
двумя традиционными способами
покрытия дефицита бюджета – это
государственные займы и
Для экономических систем с нефиксированным
количеством денег есть и третий способ
– это печатанье денег.
Несомненно, бюджетный дефицит
относится к так называемым
«отрицательным» экономическим категориям
типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства,
однако они являются неотъемлемыми элементами
экономической системы. Более того, без
них экономическая система утрачивает
способность к самодвижению и поступательному
развитию. Следует отметить что, бездефицитность
бюджета вовсе не означает здоровье экономики.
Надо четко представлять какие процессы
протекают внутри самой финансовой системы,
какие изменения воспроизводственного
цикла отражает дефицит бюджета.
2.2. Государственный долг.
Нарастание бюджетного дефицита в экономики приводит к появлению и росту государственного долга.
Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за это же время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний государственный долг, т.е. долг иностранным государствам, организациям и лицам ложится на страну наибольшим бременем, так как страна должна отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Надо помнить и то, что кредитор обычно ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.
Внутренний долг государства, т.е. долг своему населению, приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во- вторых, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета невозможно без анализа величины государственного долга. Необходимо так же с другой стороны, для оценки величины государственного долга исследование роста бюджетного дефицита.
Существует много различных мнений в отношении к бюджетному дефициту и государственному долгу. Кейнсианцы, например, рискнули заявить, что увеличение государственных расходов, приводящие к дефициту бюджета, в период спада производства может привести к стабилизации экономики. Но и сейчас многие экономисты считают рост государственного дефицита и долга недопустимым при любых условиях.
2.3. Мультипликатор
Многие экономисты изучали вопрос, каков мог бы быть результат объединения эффектов увеличения налогов и увеличения государственных расходов. Первый и, как кажется, наиболее очевидный ответ состоит в том, что равный по величине прирост и государственных закупок и налогов не должен оказать какого-либо влияния на уровень доходов. Однако этот вывод является ошибочным. Почему?
Предположим, что объем государственных
закупок увеличивается от нуля до
100 и на такую же величину возрастают
налоги. Инвестиции равны 250, а показатель
MPC составляет 0,75. Прирост правительственных
расходов почти сразу вызывает увеличение
совокупного спроса на 100 единиц. И
одновременно прирост налогов сокращает
величину располагаемого дохода на 100
единиц.
Однако – и этот пункт является здесь
ключевым – сокращение располагаемого
дохода на 100 единиц уменьшает совокупный
спрос только на 75 (0,75? 100), т.е. на величину
равную произведению MRC и суммы сокращения
располагаемого дохода. Таким образом,
спрос на товары при первоначальном равновесном
уровне доходов вырос на 100 единиц (из-за
увеличения государственных закупок)
и одновременно снизился на 75 (из-за увеличения
налогов). Итак, при исходном уровне доходов
равном 1000, совокупный спрос показывает
чистый прирост в 25 единиц. Следовательно,
выпуск продукции увеличился. И этот прирост
равновесного выпуска продукции равен
величине мультипликатора 4, помноженной
на сумму прироста спроса при исходном
уровне выпуска продукции в 1000 единиц.
Информация о работе Роль государственного бюджета в макроэкономическом регулировании