Роль государственного бюджета в макроэкономическом регулировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 18:53, реферат

Описание работы

1)Так как государственный бюджет напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.
Достижение всего этого, требует выполнение ряда задач, основные из которых это полноценное финансирование социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловным выполнением государством своих обязательств.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.

Содержание

Введение.
Роль государственного бюджета в макроэкономическом регулировании.
Сущность, функции, формы государственного кредита.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

бюджет.docx

— 43.38 Кб (Скачать)

Содержание.

 

 

Введение.

  1. Роль  государственного бюджета в макроэкономическом регулировании.
  2. Сущность, функции, формы государственного кредита.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

1)Так как государственный бюджет напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.  
Достижение всего этого, требует выполнение ряда задач, основные из которых это полноценное финансирование социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловным выполнением государством своих обязательств.  
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

2)  Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его

изучению   посвящены   произведения   классиков   марксизма,  многочисленные

работы советских  и  зарубежных  экономистов.  Однако  эта  тема  актуальна,

поскольку   кредитные   отношения    в    современных    условиях   достигли

наибольшего  развития.  «В  настоящее время речь уже  идет  не  о  постоянном

увеличении  объемов  денежных  капиталов, предоставляемых в ссуду,  но  и  о

расширении субъектов кредитных отношений,  а также растущем  многообразии

самих операций».

      Говоря  об этой теме,  нельзя не  упомянуть  те  проблемы,   с  которыми

сталкивается наша экономика  на переходном  периоде   к  реальному  рыночному

механизму функционирования, что требует  более  радикальных   преобразований

 в  денежно-кредитной   сфере. В  настоящее  время   назрела  необходимость  в

полной   мере   использовать   экономические  рычаги,   присущие   кредитной

сфере, разработать и реализовать  принципиально новые  подходы  к  управлению

денежным обращением страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль  государственного бюджета в макроэкономическом регулировании.

 
1.1Экономическая природа бюджета.

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения  общественного продукта и национального  дохода, бюджет представляет собой  экономическую форму образования  и использования основного централизованного  фонда денежных средств государства.

В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий  и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций  государства. За счет бюджетных средств  удовлетворяются общегосударственные  потребности, финансируются отдельные  сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и  безопасности государства, фундаментальная  науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение  культуру и искусство.

Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих  унитарное устройство, бюджетная  система имеет как бы двуяростное  построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований.

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает  правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных  сил, выполнение необходимых социально-экономических  функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования  экономики, воздействуя им можно  влиять на хозяйственную коньюктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Проект бюджет ежегодно обсуждается  и принимается законодательным  органом – парламентом страны, штата или муниципальным собранием.

1.2 Структура расходов и доходов  государственного бюджета.

В бюджете находит свое отражение  структура расходов и доходов  государства.

Самым важным источником государственных  доходов являются различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории: 
. налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы 
. налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование 
. налоги на собственность, включает разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также налог на наследство.

Налоги также классифицируются на прямые, которыми облагаются непосредственно  индивиды и фирмы; и косвенные, это  налоги на товары и услуги.

Государственные расходы также  могут быть разделены на четыре категории:

. потребление в государственном  секторе

. государственные инвестиции, включающие  разнообразные капитальные расходы,  такие, как затраты на дорожное  строительство или строительство  портов

. трансферты частному сектору,  включающие пенсию за выслугу  лет, страхование по безработице,  льготы ветеранам и другие  платежи

. проценты по государственным  долгам

Расходы показывают направление и  цели бюджетных ассигнований.

Структура бюджетных расходов и  доходов и удельный вес отдельных  статей в государственном бюджете  страны с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом %,

Расходы

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти  цели………………………………………………………………………..40-50

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным  предприятиям, субсидии с/х, расходы  на осуществление государственных  программ……………………………10-20 
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам……………………………………………………………...10-20 
Административно–управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочих……………..5-10 
Платежи по государственному долгу……………………………………...7-8

Доходы

Налоги, в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор………………………………………………………………………...75-85

 
Неналоговые поступления: доходы от государственной  собственности, государственного сектора  в экономике, государственной торговли…….5-8

 
Взносы в государственные фонды  социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы…………………………………………….10-12

Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование  остатка средств, т.е. превышение доходов  над расходами. Образовавшийся остаток  правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для долгосрочных выплат или перевести  его в доход бюджета следующего года.

2. Проблемы несбалансированности  и сбалансированности государственного  бюджета.

Одним из важнейших вопросов государственных  финансов является проблема бюджетного дефицита и государственного долга. Дефицит бюджета и величина государственного долга – это термометр состояния  экономики, поэтому данной проблеме уделяется традиционно большое влияние, как со стороны специалистов экономистов, так и всего населения в целом.

2.1 Дефицит бюджета.

Дефицит бюджета – эта сумма, на которую в данном году расходы  бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального  воспроизводства, фиксирует результаты этих изменений.

В экономической теории различают  структурный и циклический бюджетный  дефицит. Структурный дефицит –  это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике (действующий уровень  налогообложения и текущих затрат правительства) и постоянно заданном уровне безработице (базовый уровень  безработицы составляет 6%). Если уровень  безработицы начинает превышать  базовый (когда экономическая система  входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет сокращения налоговых поступлений. Разность между  реально наблюдаемым дефицитом  бюджета и структурным дефицитом  получила название циклического дефицита.

Изменение структурного и циклического дефицитов находятся в зависимости  от состояния экономики. Так, в природе восстановления экономики после экономического спада сопровождается циклическим дефицитом. В то же время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных программ).

Причин бюджетного дефицита может  быть много, например:

. спад общественного производства

. рост предельных издержек общественного  производства

. массовый выпуск «пустых» денег

. излишне, неоправданно раздутые  социальные программы

. возросшие затраты на финансирование  ВПК

. оборот «теневого» капитала  в огромных масштабах

. возможной причиной бюджетного  дефицита являются огромные непроизводительные  расходы, приписки, хищения, потери  произведенной продукции и многое  другое, пока не поддающееся общественному  учету.

Источники покрытия бюджетного дефицита хорошо известны.

В экономических системах с фиксированным  количеством денег в обращении  правительство располагает лишь двумя традиционными способами  покрытия дефицита бюджета – это  государственные займы и усиление налогообложения. 
Для экономических систем с нефиксированным количеством денег есть и третий способ – это печатанье денег.

Несомненно, бюджетный дефицит  относится к так называемым 
«отрицательным» экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, однако они являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Следует отметить что, бездефицитность бюджета вовсе не означает здоровье экономики. Надо четко представлять какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

2.2. Государственный долг.

Нарастание бюджетного дефицита в  экономики приводит к появлению  и росту государственного долга.

Государственный долг – это сумма  накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом  имеющихся за это же время положительных  сальдо бюджета. Различают внешний  и внутренний государственный долг.

Внешний государственный долг, т.е. долг иностранным государствам, организациям и лицам ложится на страну наибольшим бременем, так как страна должна отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы  оплатить проценты и погасить долг. Надо помнить и то, что кредитор обычно ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний долг государства, т.е. долг своему населению, приводит, прежде всего, к перераспределению доходов  внутри страны. Утечки товаров и  услуг обычно не происходит, но возникают  определенные изменения в экономической  жизни, последствия которых могут  быть весьма значительными.

Бюджетный дефицит и государственный  долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во- вторых, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета невозможно без анализа величины государственного долга. Необходимо так же с другой стороны, для оценки величины государственного долга исследование роста бюджетного дефицита.

Существует много различных  мнений в отношении к бюджетному дефициту и государственному долгу. Кейнсианцы, например, рискнули заявить, что увеличение государственных  расходов, приводящие к дефициту бюджета, в период спада производства может  привести к стабилизации экономики. Но и сейчас многие экономисты считают  рост государственного дефицита и долга  недопустимым при любых условиях.

 
2.3. Мультипликатор сбалансированного  бюджета.

Многие экономисты изучали вопрос, каков мог бы быть результат объединения  эффектов увеличения налогов и увеличения государственных расходов. Первый и, как кажется, наиболее очевидный  ответ состоит в том, что равный по величине прирост и государственных  закупок и налогов не должен оказать  какого-либо влияния на уровень доходов. Однако этот вывод является ошибочным. Почему?

Предположим, что объем государственных  закупок увеличивается от нуля до 100 и на такую же величину возрастают налоги. Инвестиции равны 250, а показатель MPC составляет 0,75. Прирост правительственных  расходов почти сразу вызывает увеличение совокупного спроса на 100 единиц. И  одновременно прирост налогов сокращает  величину располагаемого дохода на 100 единиц. 
Однако – и этот пункт является здесь ключевым – сокращение располагаемого дохода на 100 единиц уменьшает совокупный спрос только на 75 (0,75? 100), т.е. на величину равную произведению MRC и суммы сокращения располагаемого дохода. Таким образом, спрос на товары при первоначальном равновесном уровне доходов вырос на 100 единиц (из-за увеличения государственных закупок) и одновременно снизился на 75 (из-за увеличения налогов). Итак, при исходном уровне доходов равном 1000, совокупный спрос показывает чистый прирост в 25 единиц. Следовательно, выпуск продукции увеличился. И этот прирост равновесного выпуска продукции равен величине мультипликатора 4, помноженной на сумму прироста спроса при исходном уровне выпуска продукции в 1000 единиц.

Информация о работе Роль государственного бюджета в макроэкономическом регулировании