Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:25, реферат
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой — бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
ВВЕДЕНИЕ
1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Бюджет, бюджетная система
1.2 Экономическая сущность и содержание государственного бюджета
2.3 Основные этапы бюджетного планирования в РФ
2. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 2006 ГОДА
2.1 Характеристика доходов федерального бюджета
2.2 Характеристика расходов федерального бюджета
3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Госбюджет и его роль в макроэкономическом регулировании
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Бюджет, бюджетная система
1.2 Экономическая сущность и
содержание государственного
2.3 Основные этапы бюджетного планирования в РФ
2. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ
2.1 Характеристика доходов
2.2 Характеристика расходов
3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
ведущую, определяющую роль играет государственное
регулирование, осуществляемое в рамках
избранной властью
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала 90-х годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и в первую очередь бюджетную систему Российской Федерации, которая в 1991 г. претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет России включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые.
В настоящее время
федерального бюджета;
21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 бюджетов автономных округов, бюджета Еврейской автономной области;
около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).
Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты со своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.
Бюджетная система представляет собой центральное звено финансовой системы страны. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер. Через федеральный бюджет образуется и используется общегосударственный централизованный фонд денежных средств, а государство организует перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, между регионами государства, между отраслями народного хозяйства.
Выступая, как система денежных
отношений, федеральный бюджет, будучи
экономической категорией, выражает
экономические отношения в
Управление расходами во все
времена считалось одной из важнейших
проблем в каждом государстве
независимо от уровня развития экономики
и поступлений в казну
Задачи управления расходами включают три этапа: определение политики, целей и необходимых для их достижения ресурсов; распределение ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей; обеспечение выполнения конкретных задач наиболее, эффективным образом.
На практике эти этапы соответствуют разработке и исполнению бюджета. Каждое из названных направлений также можно рассматривать с точки зрения планирования, распределения ресурсов, рационального их использования, информационных систем, обеспечивающих принятие решений.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что именно через государственный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения валового внутреннего продукта меду отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями общества. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов и мероприятий, связанных с обеспечением обороны и безопасности, правоохранительной деятельности, развитие науки, подготовка высококвалифицированных кадров. Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений в промышленном производстве, освоения новых технологий. Решение проблем экономики и социальной сферы посредством финансирования федеральных целевых программ также связано преимущественно с федеральными бюджетными средствами.
Цель курсовой работы – изучение доходов и расходов государственного бюджета, их структуры и роли госбюджета в макроэкономическом регулировании.
Задачи курсовой работы – рассмотреть бюджетную систему Российской Федерации, изучить экономическую сущность и содержание бюджета, проанализировать доходы и расходы государственного бюджета и предложить оптимальную политику рационализации в области государственных расходов.
1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Бюджет, бюджетная система
Рассмотрение вопросов, связанных с бюджетной системой и бюджетным устройством невозможно проводить в отрыве от государства, поскольку они являются неотъемлемой частью государственного устройства. Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства.
Для лучшего понимания вопросов бюджетного устройства коротко остановимся на государственном устройстве Российской Федерации.
По Конституции Россия является федеративным государством, объединяющим 89 субъектов. Субъекты представлены республиками, краями, областями, городами федерального подчинения – Москва и Санкт-Петербург, автономными округами и одной автономной областью.
В соответствии с федеративным устройством государственная власть в России представлена двумя уровнями: федеральным и уровнем субъектов Российской Федерации.
Для каждого уровня имеются свои институты власти, предметы ведения и функции, которые определены Конституцией РФ, Федеральными законами, Конституциями (Уставами) и законами субъектов РФ.
Если рассмотреть предметы ведения Российской Федерации, которые определены статьей 71 Конституции Российской Федерации, то основными функциями этого уровня будут вопросы:
защиты прав и свобод граждан;
определения федеральной политики в области государственного, экономического, социального, культурного и национального развития;
установления системы
определения внешней политики и
внешнеэкономической
обеспечения обороны и безопасности;
судоустройства и система исполнения наказаний;
федеральной государственной службы;
стандартов и эталонов;
геодезии и картографии;
статистического и бухгалтерского учета и некоторых других.
Перечисленные основные функции государства на федеральном уровне требуют соответствующих расходов для их выполнения. Все эти функции финансируются за счет средств государства, за счет средств бюджета. Таким образом, мы подошли к необходимости к определению понятия бюджета.
Существует целый ряд
Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Функции органов
государственной власти субъектов
(и расходы соответственно) складываются
из предметов совместного ведения
с федеральным центром, т.е. в условиях
федеративного государства
Другую часть вопросов власти субъекты решают самостоятельно, поскольку они относятся к их исключительному ведению.
Вопросы разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами РФ до конца не решены. В 2003 году приняты поправки в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации”, согласно которым функции и полномочия государственной власти на уровне республик, краев, областей, автономных округов по предметам совместного ведения устанавливаются федеральными законами, договорами и соглашениями о разграничении полномочий.
В определении бюджета
Местное самоуправление в соответствии
со статьей 12 Конституции РФ не входит
в систему органов
Статья 132 Конституции РФ и федеральный
закон “Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ” наделяют органы местного
самоуправления правом самостоятельно
формировать и исполнять
Местное самоуправление осуществляется в поселениях и территориях ниже уровня субъекта РФ, т.е. в городах, районах, поселках, волостях и других территориях и поселениях, именуемых муниципальными образованиями в соответствии с законодательством субъекта РФ и уставами конкретных муниципальных образований.
Предметы ведения местного самоуправления
определены Федеральным законом
“Об общих принципах
К основным вопросам местного значения относятся:
местные финансы, формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;
распоряжение муниципальной
организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального;
организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия;
организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения;
муниципальное дорожное строительство, благоустройство и озеленение территории;
организация утилизации бытовых отходов, организация ритуальных услуг и ряд других.
Для реализации приведенных полномочий
требуются соответствующие
Таким образом, мы дали краткую характеристику трем уровням управления, которые имеют соответствующие функции и бюджеты. Из бюджетов, через соответствующие финансовые структуры, финансируются расходы учреждений и организаций, мероприятия и программы, призванные обеспечить выполнение функций соответствующего уровня.
Данная характеристика позволяет
нам подойти к понятию
Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В условиях федеративного государства бюджетная система является объединением относительно самостоятельных бюджетов разных уровней. Такая конструкция с одной стороны создает стимулы для развития каждой отдельной территории, а с другой, при наличии центрального звена – федерального бюджета, сохраняется возможность координации развития отдельных субъектов и федерации в целом.
В целях обеспечения единства подходов в организации бюджетного процесса на разных уровнях, достижения устойчивости и эффективности системы, Бюджетным кодексом определено, что бюджетная система основана на следующих принципах:
единства бюджетной системы;
разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
самостоятельности бюджетов;
полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
сбалансированности бюджета;
эффективности и экономности использования бюджетных средств;
общего совокупного покрытия расходов бюджетов;
гласности;
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств.
Законодательное закрепление принципов бюджетной системы важно также для разработки нормативных актов о бюджете и бюджетном процессе органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
1.2 Экономическая сущность и
содержание государственного
Бюджет является основным финансовым планом государства, что предоставляет органам власти реальные экономические возможности осуществления воли государства, его властных полномочий. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местного самоуправления, являясь финансовыми инструментами, позволяют проводить экономическую и социальную политику, как на отдельных территориях, так и в целом в России.
Информация о работе Госбюджет и его роль в макроэкономическом регулировании