Фискальная политика правительства как инструмент макроэкономического регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.

Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.

Работа содержит 1 файл

фиск политика.docx

— 70.51 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию

       «Южно-Уральский государственный  университет»

     Кафедра Экономики, управления и инвестиций 

     Курсовая  работа
 

      ПО  КУРСУ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» 

      НА  ТЕМУ: «Фискальная политика правительства как инструмент макроэкономического регулирования» 
 

      Выполнил:

      студент группы ЭиУ-267

      Завгороднев Д.И. 
 

      Проверил:

      к.э.н., доцент МИШИН Н.О.

Челябинск

2010 

Аннотация 

                Завгороднев Д.И. Фискальная политика правительства как элемент макроэкономического регулирования. – Челябинск: ЮУрГУ, ЭиУ, 2010, 37 с.

                Список  литературы - 5 наименований.  

     В работе проводится анализ работы фискальной политики для выхода государства из сложной экономической ситуации. Приведены инструменты и виды фискальной политики, позволяющие наиболее осмысленно действовать правительству при разрешении трудных задач. Данная тема является актуальной, потому что в наше время многие страны попадают в различные экономические кризисы, и именно с помощью фискальной политики пусть и не всегда, но в большинстве случаев правительство способно избавиться от сложившейся ситуации в стране.

 

Введение 

     Фискальная  политика  является  очень  сильным  оружием. Некоторые экономисты утверждают,  что  это,  подобно  атомной  бомбе,  слишком  мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с  ним;  так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не  применялась.  Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как  ни  одна  нация  не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить  население,  точно так же  в каждой стране  фискальная  политика  всегда  вступает  в игру,  как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора,  кроме того,  чтобы попытаться направлять фискальную  политику  в здоровом,  а не  в пагубном направлении.

     Любое правительство всегда проводит некоторую  фискальную  политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в  том,  будет  ли   эта   политика   конструктивной   или   она   будет   неосознанной и непоследовательной.

     В недавнем прошлом многие страны, и  наша в частности, переживали различного вида падения экономики. В связи с этим гправительство разных стран использовало это оружие для поднятия своей экономики будь то стимулирующая или сдерживающая политика. Именно поэтому я считаю, что данная тема является актуальной, в большей значимости даже для осознания самих граждан, в ее необходимости.

     Так же, бюджет играет  важную  роль  в  жизни  каждого  государства.  Он является статьей доходов и  расходов  государства,  оказывающей  влияние  на благосостояние каждого. Для чего государство и использует ввод налогов, трасфертов и пр.

     Как известно, бюджет на всех его уровнях  играет огромную роль  в развитии  и   процветании   государства,   продвижении   научно-технического прогресса (бюджетные финансирования  исследований  и  разработок),  развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей  экономики  посредством инвестирования, дотаций  и т.д.).

     Так  же  достаток  бюджетных  средств   позволяет   государству принимать  активное  участие  в  жизни  страны.  Наличие  бюджетных  средств  позволяет государству осуществлять государственное  регулирование  экономики не только  в  приказной  форме.  Достаточное  количество  бюджетных  средств позволяет  государству  задействовать  непосредственно  экономические  рычаги государственного регулирования.

     Конкретными  инструментами  проведения  государственной  экономической политики  выступают  прежде  всего такие фискальные  рычаги   воздействия, инструменты       фискальной       политики,      как      налоги, государственные  расходы,  трансферты.  С  помощью  фискальных  инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных  потоков  в соответствии с преследуемыми  целями  и  намечаемыми  для  их  осуществления мерами.

     Наряду  с  фискальными  значительную  роль  играют   кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие, как  общая  масса  и  доступность денег,  кредита,  ставки  ссудного  процента  (учетная  ставка  центрального банка,  норма   резервирования,   другие   централизованно   устанавливаемые нормативы).

     Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление  предельных  (максимальных,  минимальных)  уровней  цен  на определенные  виды  товаров,  величин  объемов  производства  и   получаемых предпринимательских  доходов,  а  также  доходов  разных  социальных  групп, введение  запретов   и   ограничений   на   отдельные   виды   экономической деятельности.

 

  1. Теоретические основы проведения фискальной политики
    1. Понятие «фискальная политика», и ее инструменты
 

     Фискальная  политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство  с целью стабилизации экономики  с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой  политикой.) Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

  1. стабильного экономического роста;
  2. полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
  3. стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

     Фискальная  политика – это политика регулирования  правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

     Фискально государство воздействует на увеличение или уменьшение национального производства путем варьирования налоговых ставок и осуществления государственных расходов. Теоретическим обоснованием этих действий стали расчеты американского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства (кривая Лаффера). 

     

      По  абсциссе на этом графике откладывается  величина процентной ставки r, а по ординате - величина налоговых поступлений R. Если r=0, государство никаких налоговых поступлений не получит. Коль скоро r=100%, начисто отпадают всякие стимулы к производству (ибо все доходы производителей изымаются), т. е. результат для государства аналогичный - нулевой. При любых же других значениях (r<0<100%) государство налоговые поступления в том или ином размере получает. При каком-то конкретном значении ставки (r=r0) общая сумма этих поступлений становится максимальной (R0=Rmax). Отсюда вытекает следующий вывод: рост процентной ставки только до определенного значения (r=r0) ведет к увеличению налоговых поступлений, дальнейшее же ее повышение обусловливает, напротив, их уменьшение. Так, R0>R1, R0>R2.

      Общие свойства кривой Лаффера могут быть охарактеризованы следующим образом: поскольку при ослаблении налогового пресса одни субъекты производства начинают работать более интенсивно, максимизируя свой доход, а другие достигают желаемой величины последнего с меньшими усилиями, рассматриваемая кривая является пологой и относительно слабо реагирует на незначительные изменения налоговых ставок. Кроме того, реакция экономических субъектов на динамику этих ставок проявляется не мгновенно, а через какой-то временной интервал.

      Кривая  Лаффера отражает объективную зависимость роста доходов государства от снижения налоговых ставок. В то же время теоретически выявить величину r0 невозможно, она определяется эмпирическим путем. При этом крайне важно выявить, где находится фактическая налоговая ставка - справа или слева от r0. А поскольку кардинальные макроэкономические эксперименты чреваты серьезными потрясениями, на этот вопрос обычно отвечают на основе анализа реакции производителей на налоговые льготы в тех или иных конкретных отраслях.

     Инструментами фискальной политики выступают расходы  и доходы государственного бюджета, а именно:

  1. государственные закупки;
  2. налоги;
  3. трансферты.

     Государственные закупки - часть произведенных в  стране или за рубежом товаров  и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств  государственного бюджета. Такие закупки  осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупки  оборудования, вооружений) и в целях  обеспечения потребления населением и резервирования (например, государственные  закупки зерна и продовольствия).

     Налоги  – это платежи, которые в обязательном  порядке  уплачивают  в доход  государства юридические и физические лица  (предприятия,  организации, граждане). Как правило, эти выплаты  не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью  воздействует на многие экономические и социальные процессы.  Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И  хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без  них ни современное общество, ни государство существовать не могут.

     Существует  2 вида налогов:

  1. Прямые налоги – налоги, взимаемые с определенных денежных сумм, полученных экономическим агентом, или денежной оценки, принадлежащего ему имущество

     Прямой  налог в свою очередь делится  на:

  • Подоходный налог (налог, взимаемый с доходов физических и юридических лиц);
  • Налог на имущество (налог на недвижимость и на личную имущественную собственность).

     Особенность прямых налогов состоит в том, что налогоплательщик (лицо, которое  оплачивает налог) и налогоноситель (лицо, которое выплачивает налог государству) – это один и тот же человек.

  1. Косвенные налоги – часть цены товара или услуги, которую продавец перекладывает на покупателя.

     Основные  виды косвенных налогов:

  • Акциз (налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны);
  • Налог на добавленную стоимость (форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации);
  • Таможенная пошлина (налог в виде взноса (платежа) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета);
  • Налог с продаж (налог, взимаемый с покупателей в момент приобретения товаров либо услуг).

     Особенность косвенных налогов состоит в  том, что налогоплательщиком является покупатель товара, а налогоносителем – фирама, которая произвела данный товар или услугу. В зависимости от того как устанавливается налоговая ставка различают 3 типа налогооблажения:

  1. Пропорциональный налог – налог с неизменной ставкой, не зависящей от величины облагаемого дохода;
  2. Прогрессивный налог – налог, ставка по которому увеличивается по мере роста дохода и уменьшается по мере его снижения;
  3. Регрессивный налог – налог, ставка по которому увеличивается при снижении дохода и снижается по мере его роста.

     Отсюда: фискальная политика является неотъемлемым инструментом государственного вмешательства  для решения проблем экономики  страны. Для преодоления данных проблем  существуют различные методы, помогающие наиболее грамматно действовать при определенном спаде экономики. Собственно все приемы и методы включаются в фискальную политику.

Информация о работе Фискальная политика правительства как инструмент макроэкономического регулирования