Автор: p*********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 00:29, реферат
Классическая школа, исходя из теории «естественного порядка», выдвигает идею «невидимой руки» (А. Смит), которая управляет сложной хозяйственной деятельностью людей. Экономическая жизнь, по классической концепции, подчинена объективным законам, действующим независимо от воли и сознания ее участников. Равновесие -- «естественная гармония» -- устанавливается в экономике стихийно, при отсутствии государственного вмешательства.
РЕФЕРАТ
по курсу «Экономическая
теория»
по теме: «Роль
государства в регулировании
макроэкономических процессов»
1. Концепции государственного
регулирования рыночной
Представители разных
теоретических направлений
Классическая школа,
исходя из теории «естественного порядка»,
выдвигает идею «невидимой руки» (А.
Смит), которая управляет сложной
хозяйственной деятельностью
Экономический либерализм
ограничивает функции правительства
зашитой прав собственности, обеспечением
обороны и выполнением
Сохраняя преданность
классикам в признании рыночной
экономики и свободного общества
синонимами (Ф. Хайек) и большей эффективности
рыночного хозяйства над
Последнее должно распространяться
на ограничение монополий, поддержку
свободной конкуренции, защиту частной
собственности и сглаживание
резкой дифференциации доходов.
Кейнсианство отрицает
наличие у рыночной экономики
способности к
Современное государственное
регулирование экономики во многом
базируется на теории Дж. М. Кейнса. Активно
используются кредитно-денежные рычаги,
в том числе снижение процента
в периоды кризисов, бюджетное
«дефицитное» финансирование частного
капитала.
Современные кейнсианцы
-- посткейнсианцы дополнили и развили
основные положения теории применительно
к новым явлениям экономики. В
государственном регулировании
рыночной экономики обосновываются
антикризисная политика и политика
экономического роста. Важное место
занимает необходимость разработки
долгосрочной стратегии регулирования
на базе планирования экономики. Неокейнсианцы
выходят за пределы воздействия
только на эффективный спрос, предлагая
более активное воздействие государства
на обмен, структуру и. темпы роста
производства.
Монетаризм -- основан
на идеях либерализма, исходит из
существования внутренней связи
между свободой предпринимательства
и свободой общества. Для умножения
свободы, по мнению лидера монетаризма
М. Фридмана, необходимо уменьшить роль
государства: не допускать его к
созданию богатства, регулированию
объема производства, занятости и
цен. Единственная роль, которую отводят
государству, -- регулирование количества
денег в обращении, которое является
определяющим фактором формулирования
хозяйственной конъюнктуры. Монетаристы
сводят управление экономикой прежде
всего к контролю государства
над эмиссией, количеством денег
в обращении и в запасах, достижению
сбалансированности госбюджета и контролю
над банковским процентом.
Одно из ведущих
направлений современной
Какими бы ни были
различия взглядов ведущих экономических
школ на роль государства, практика свидетельствует
о том, что она достаточно высока
в развитых странах и проявляется
в основных формах экономической
деятельности правительства.
2. Экономические
функции государства
Экономические функции
государства в системе
Прямой контроль
и регулирование экономики. При
господстве частного хозяйствования воздействие
государства на экономику не может
осуществляться в виде управления деятельностью
предприятий, фирм, банков. Большую
часть их деятельности регулируют рыночные
цены. Воздействие правительства
на экономику может быть либо корректирующим
действия отдельных экономических
структур (микровоздействие), то есть побудительным
или ориентирующим, либо распространенным
на экономику в целом (макровоздействие).
В отдельные моменты
Общая задача государства,
контролирующего экономику, -- ориентация
общественного воспроизводства
в направлении предусмотренного
варианта развития. Такая ориентация
предполагает конкретные задачи:
стимулирование экономического
роста;
поддержание сбалансированности
общественного воспроизводства;
перераспределение
дохода и богатств;
корректирование ресурсных
потоков с целью изменения
национального продукта.
Достижение целей
контроля и регулирования предполагает
действие определенного механизма,
который включает следующие основные
элементы: финансовую, банковскую, денежную
и налоговую системы; государственный
сектор экономики; законодательное право;
сбор и обработку информации.
При этом существуют
следующие формы регулирования:
перспективное (априорное),
в виде программирования роста производства,
совершенствования
текущее (апостериорное),
посредством различных
Общехозяйственные
программы носят
Эффективное функционирование
экономики зависит от правовой базы,
обеспечение которой берет на
себя государство. Законодательство предполагает
такие меры, как предоставление законного
статуса, определение прав и ответственности
предприятий всех форм собственности,
гарантирование соблюдения контрактов,
установление законных «правил игры»
между экономическими партнерами, защита
конкуренции как эффективного регулятора
поведения бизнеса.
Общим результатом
законотворческой, предпринимательской
и организационной деятельности
государства, исполнения им хозяйственных
и управленческих функций, использования
прямых и косвенных методов является
формирование системы государственного
регулирования экономики. Так, в
Японии к началу 90-х годов госрегулирование
распространялось на 100% всего объема
предпринимательства в
Общественное потребление.
Имеется в виду, что национальный
продукт все больше потребляется
не индивидуально, путем частной
покупки и услуг на деньги, а
обществом в целом.
Товары индивидуального
потребления (ТИП) делимы, что означает
возможность их продажи в определенном
количестве и виде каждому отдельному
покупателю. Они подвержены действию
принципа исключения: те, кто желают
и в состоянии платить
В то же время в
обществе есть потребности в таких
благах, которые участники рыночной
системы не желают и не могут производить.
Они становятся противоположностью
ТИПов:
неделимы, состоят
из крупных единиц;
не могут быть
проданы индивидуально;
на них не распространяется
принцип исключения.
Это означает, что
не существует эффективного способа
отстранения отдельного потребителя
от пользования выгодами общественных
благ.
Выгоду от ТИПов
получают при их покупке. Общественные
же блага приносят обществу выгоду
в результате их производства.
Классический пример
общественного блага -- маяк, предостерегающий
и направляющий корабли. Деловому человеку
его содержание не выгодно, так как
он не может получить плату с каждого,
кто пользуется услугами маяка. Но это
благо необходимо обществу, и содержание
маяка берет на себя государство.
В экономике это явление
Оговоримся, что принцип
исключения может проявляться и
по отношению к общественным благам,
если на них установлены цены, и
частные производители могут
их реализовать через рынок: это
автомагистрали, профилактическая медицина,
образование и т. п. Вместе с тем
подобные товары и услуги будут производиться
частником в недостаточном
Итак, пусть правительством
принято решение о производстве
того или иного общественного
блага. Откуда и как поступают
ресурсы на их производство?
Во-первых, правительство
должно высвободить ресурсы из индивидуального
производства.
Во-вторых, направить
(перераспределить) их в производство
товаров общественного
Самое простое и
самое «любимое» средство перераспределения
налоги на производителей и на домохозяйства.
Налогообложение сократит потребительский
спрос, а это вызовет снижение
спроса на ресурсы у производителей.
Государство, получив налоговые
поступления и высвободившиеся
ресурсы, определяет направления их
использования: оборона, школы, больницы,
пожарные команды, музеи, библиотеки и
т. п.
Государственное производстве
и государственный сектор экономики.
Для современной экономики
Информация о работе Роль государства в регулировании макроэкономических процессов