Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:01, курсовая работа
Основными задачами данной курсовой работы являются:
1. Рассмотрение основных понятий теории открытой экономики;
2. Анализ статистических данных и вывод на основе этих данных о степени открытости экономики Республики Беларусь;
3. Демонстрирование важности роли государства в регулировании экономики
4. Раскрытие сущности и основных направлений внешнеторговой политики РБ;
5. Изучение инструментов государственной внешнеторговой политики;
Малая открытая экономика принимает такую ставку процента, какая установлена на мировых финансовых рынках. Под малой открытой экономикой понимается экономика, которая представляет собой небольшую долю мирового рынка. При доступе на мировые финансовые рынки подразумевается, что правительство не препятствует международному заимствованию и кредитованию.
Большая открытая экономика — открытая экономика, в которой благодаря ее масштабам ставка процента формируется под воздействием внутренних экономических процессов; экономика, способная оказывать значительное влияние на состояние международного рынка и на уровень мировой ставки процента.
Степень открытости экономики зависит и от отраслевой структуры национального производства. Чем больше удельный вес базовых отраслей (добывающая промышленность, металлургия, энергетика), тем меньше относительное участие страны в международном разделении труда, то есть тем меньше степень открытости ее экономики. Напротив, обрабатывающая промышленность, машиностроение, электроника, химия предполагают более глубокую специализацию, благодаря чему происходит рост технологической взаимозависимости стран и соответственно усиление открытости.
Таким образом, степень открытости национальной экономики тем выше, чем более развиты ее производительные силы, чем больше в ее структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее экономический потенциал и обеспеченность собственными природными ресурсами.
Самым распространенным и наиболее часто используемым количественным индикатором открытости служит показатель отношения внешнеторгового оборота к ВВП. По этому показателю Беларусь действительно можно отнести к числу стран-лидеров открытой экономики.
Экспортную политику Беларуси можно характеризовать как агрессивную: продается все, что можно продать, иногда без учета экономической выгоды. На фоне количественного роста объема экспорта по-прежнему практикуется бартер.
По уровню наполнения бюджета удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности приближается к доле подоходных налогов с населения и даже акцизов. Следовательно, уровень протекционизма в РБ выше.
Известно, что концепция протекционизма, как способа поддержания отечественных производителей, весьма распространена в правительственных кругах Беларуси, о чем свидетельствует высокий уровень таможенных пошлин и нетарифных ограничений для товаров из других стран, в том числе из России, Украины и стран СНГ.
Все движение потоков сбережений и инвестиций в малой открытой экономике опосредуются внешней средой, так как находятся под влиянием не столько внутренних, сколько внешних факторов, изменить которые малая открытая экономика не в состоянии. Это так же относится и к Беларуси.
Инвестирование за пределы Республики Беларусь настолько мало, что не выдерживает сравнения даже с масштабами простого перемещения «капитала» эмигрантов, значительно уступая им по объему.
Однако малые размеры зафиксированного заграничного инвестирования не дают права утверждать, что в Беларуси отсутствует богатство (утечка) капитала в неучитываемых формах.
Беларусь является единственной восточноевропейской страной, не имеющей Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Бесспорно, что это не только замораживает политические отношения, но и носит существенный ущерб торговой политике страны в Европе и ее экономическому развитию в целом.
Идеи открытой экономики и либерализации внешнеэкономической деятельности получили широкое распространение в практике хозяйствования Республики Беларусь, но ожидаемых дивидендов это республике не принесло, что обусловлено, прежде всего, системным кризисом экономики, отсутствием инвестиций и новых технологий. Это обстоятельство предопределило низкую конкурентоспособность отечественных товаров и превалирование сырьевой составляющей в структуре белорусского экспорта.
Развитие Республики Беларусь в качестве суверенного государства первоначально характеризовалось игнорированием формирования государственных приоритетов страны во внешнеэкономической деятельности, что естественно, привело к снижению размеров ВВП, росту отрицательного сальдо во внешней торговле и дезинтеграционным процессам в рамках участия республики в Содружестве Независимых Государств. Практически, только с момента создания Целевой программы привлечения иностранных инвестиций, утвержденной в июне 1995 года, в Республике Беларусь начали закладываться основы формирования государственных приоритетов во внешнеэкономической деятельности.
Одной из причин торможения экспортного потенциала является государственное централизованное перераспределение финансовых ресурсов в импортопотребляющие отрасли посредством выделения им целевых льготных эмиссионных кредитов при отсутствии соответствующей поддержки экспортоориентированных производств. Сокращение валютных поступлений обусловил также рост бартерных операций (на 9-10%). Несколько улучшает ситуацию во внешнеторговой деятельности активное сальдо в торговле услугами как со странами дальнего, так и ближнего зарубежья, которое смягчает негативное влияние отрицательного сальдо торговли товарами.
К числу положительных факторов следует отнести также расширение и углубление интеграционных процессов с отдельными регионами России, внешнеторговый оборот с которыми увеличился. В то же время белорусские производители промышленной продукции в валютном выражении потеряли около 17% традиционного экспорта в Россию.
В торговле со странами третьего мира торговый баланс в основном складывается в пользу Республики Беларусь. В то же время невысокая конкурентоспособность продукции, устанавливаемые жесткие ценовые параметры и антидемпинговые санкции к важнейшим экспортным белорусским товарам привели к тому, что Белоруссия практически со всеми государствами Европейского союза имела пассивное сальдо торгового баланса.
В целом процесс интеграции Белоруссии в мировую экономику в основном связан с межгосударственной торговлей товарами и услугами. В меньшей мере он касается выхода республики на международные финансовые рынки, включения в процесс международной торговли недвижимостью. Международные инвестиционные потоки капиталов и информационно-технологический обмен затронули республику незначительно. При всей важности и необходимости выхода Белоруссии на международные финансовые рынки следует отметить что успешному расширению внешнеэкономических связей республики и интеграции ее в систему международной торговли должно послужить прежде всего дальнейшее наращивание экспортного потенциала по всем направлениям на основе повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, создания инфраструктуры торговых рынков, роста экспорта услуг.
Список использованных источников:
1. Внешняя торговля РБ: статистический сборник/Министерство статистики и анализа РБ. – Мн.: Министерство статистики и анализа, 2008. – 373с.
2. Государственное регулирование экономики: Курс лекций/Под ред. Н.Б.Антоновой. – Мн.: ООО «Мисанта», 1996-360с
3. Консолидация государством финансовых ресурсов и рост мировой экономики/А.Е. Дайнеко, Ю.П. Коваль//Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование – 2004, №2-с.13-20
4. Макроэкономика, Семищев А.С.: Учебник для вузов/А.С. Семищев/Под ред. Леусского. – СПб.: Питер, 2000-448с
5. Международный опыт тарифного регулирования внутреннего рынка стран с малой открытой экономикой для Республики Беларусь, Давыденко Е. //Журнал международного права и международных отношений.-2007.-№3.-С.75-81.
6. Методологические подходы к определению уровня конкурентоспособности продукции, Александрович Я.М//Экономический бюллетень НИЭИ М-ва экономики Респ. Беларусь.-2006.-№7.-С.86-98.
7. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие/С.Ю. Кричевский, М.И. Полотницкий, Г.В. Турбан – Мн.: ООО «Современная школа» 2006. – 664с
8. Мировая экономика, Корольчук А.К: Учебное пособие экономических специальных вузов/С.П.Гурко, Е.П. Целехович и др.; Под ред. Корольчука, С.П. Гурко – Мн.: Эксперспектива, 2000-340с
9. Мировая экономика, Стрыгин А.В.: Учебное пособие для экономических специальных вузов/А.В. Стрыгин – М.: Экзамен, 2001-512с
10. Модели открытой экономики/Л. Петровская, П. Шипук//Белорусский журнал международного права и международных отношений.-1998.-№4.
11. Национальная экономика Беларуси: Учебник/В.Н. Шимов; Под ред. В.Н. Шимова, 3-е изд. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 751с
12. Основы экономической теории: Пособие для системы экономического образования/Под ред. А. Боканова. – Мн., 1997-235с
13. Открытость экономики как фактор повышения эффективности внешнеэкономической деятельности, Дайнеко А.Е. // Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование.-2003.-№5.-С.2-
14. Отношения между Республикой Беларусь и Европейским Союзом: состояние и перспективы развития/В. Улахович//Экономический вестник.-2001.-№2.-С.336-347
15. Статистический ежегодник Республики Беларусь: Стат. сб. Мн.: Мин-стат РБ, 2005. С. 581.
39