Макроэкономическое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами данной курсовой работы являются:
1. Рассмотрение основных понятий теории открытой экономики;
2. Анализ статистических данных и вывод на основе этих данных о степени открытости экономики Республики Беларусь;
3. Демонстрирование важности роли государства в регулировании экономики
4. Раскрытие сущности и основных направлений внешнеторговой политики РБ;
5. Изучение инструментов государственной внешнеторговой политики;

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

Правительство Республики Беларусь в течение 1991—1999 гг. проводило курс на либерализацию внешнеторговой деятельности. 25 мая 1993 г. было принято Постановление № 344 "О едином порядке квотирования и лицензирования экспорта и импорта товаров на территории Республики Беларусь". Этим постановлением было отменено на 70 % всеобщее лицензирование товаров при вывозе в СНГ.

В октябре 1993 г. принято Постановление № 666, которым отменено лицензирование нефтепродуктов, произведенных из давальческой нефти. Постановлением Совета Министров № 201 от 31 марта 1994 г. "О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров № 344" в три раза сокращен перечень лицензируемых товаров за счет продукции производственно-технического назначения, строительных материалов, химических продуктов, текстильной продукции (кроме квотируемой и лицензируемой в страны ЕС), готовой продукции из древесины, бумаги и т. п.

С целью дальнейшего совершенствования регулирования внешнеторговой деятельности с учетом международных норм и обязательств в Республике Беларусь 1 декабря 1994 г. было принято Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь № 213 "О мерах по совершенствованию экспорта и импорта товаров", которым отменено квотирование и лицензирование экспорта товаров, за исключением случаев, когда государственный контроль необходим для обеспечения экологической безопасности Республики Беларусь или выполнения принятых республикой обязательств по международным договорам. В республике не существует также квот на импорт, а присутствуют определенные ограничения, касающиеся защиты общественной морали, жизни и здоровья людей, экологической безопасности (Постановление Кабинета Министров № 213 от 1 декабря 1994 г. и № 458 от 21 августа 1995 г.).

Существенное влияние на внешнюю торговлю Республики Беларусь оказало подписание и вступление в действие Соглашения о Таможенном союзе с Российской Федерацией. В развитие этого Соглашения в республике был принят ряд новых документов, регулирующих внешнюю торговлю. С выходом новых законов было выявлено много проблем, в частности вопрос о том, что ставки в основном защищают интересы российских и не в полной мере отечественных производителей. Необходимо учитывать и влияние на импорт товаров в республику Указа Президента Республики Беларусь № 300 от 6 августа 1995 г. "Об уплате налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь". В совокупности эти документы усугубили положение предприятий, особенно тех, которые не имеют средств для предоплаты ввозимых товаров.

Всемирная торговая организация — законодательная и институциональная основа международной торговой системы, механизм многостороннего согласования и регулирования политики стран-членов в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговых споров и разработки стандартной внешнеторговой документации. Само возникновение ВТО было инициировано ведущими экономически развитыми странами, внутренние рынки которых были переполнены, а развитие производства требовало доступа к внешним неосвоенным рынкам. Об этом свидетельствуют основополагающие принципы и правила ГАТТ/ВТО, как-то: представление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на недискриминационной основе; взаимное представление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения, "прозрачность" торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Для вступления в ВТО стране необходимо предоставить уступки странам — членам этой организации, обеспечивая доступ на ее рынок товаров и услуг. Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что означает прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства в области тарифного и нетарифного регулирования экспорта и импорта, антимонопольной, антидемпинговой политики, технических стандартов, экологических требований, защиты прав интеллектуальной собственности и т. п. в соответствие с требованиями к участникам данной организации.

Динамика внешней торговли за последние десять лет — это ре­зультат проводимого в республике процесса либерализации ВЭД, налаживания механизма валютного регулирования, сочетания та­рифного и нетарифного регулирования, создания внутреннего ва­лютного рынка, а также механизмов контроля за ВЭД. Серьезно затрудняла ВЭД в этот период макроэконо­мическая нестабильность, высокие темпы инфляции, переход к рас­четам в СКВ, колебания валютных курсов, переустройство транс­портной инфраструктуры (после развала СССР у Беларуси не ока­залось выхода к морю).

В течение 2001 года внешняя торговля республики определялась неблагоприятными внешними условиями – высоким уровнем цен белорусского импорта, в частности, цены поставляемой из Российской Федерации нефти.

Внешнеторговый оборот в 2001 год сложился в размере 15856,5 млн. долл. США, в том числе экспорт – 7379,7 млн. долл., импорт – 8476,8 млн. долл. (см. приложение 1). В результате стоимость оборота внешней торговли превысила уровень 2000 годна 26%.

Рост объемов внешней торговли был обусловлен расширением товарооборота как со странами СНГ, так и со странами дальнего зарубежья. При этом темпы прироста объемов внешнеторгового оборота со странами, входящими в Содружество, были значительно выше, чем со странами вне СНГ (32,2% и 15,6% соответственно). В результате возросла доля стран СНГ в общем товарообороте республики с 62,9% в 2000 году до 65,9% в 2001 году. Соответственно, доля стран дальнего зарубежья снизилась на 3 п.п. и составила 34,1% общего его объема.

Увеличение стоимостных объемов внешней торговли произошло за счет роста стоимости как экспорта, так и импорта, рис. 3.3. Стоимость экспорта белорусских товаров в долларовом исчислении увеличилась по сравнению с 1999 годна 24,9%, достигнув самого высокого уровня за последние шесть лет. Удельный вес экспорта в произведенном ВВП за 2000 год составил 64,7%, что также значительно выше аналогичного показателя за последние годы.. Рост стоимостных объемов экспорта в 2000 год был обусловлен увеличением средних цен на 15,7% и физических объемов экспорта – на 10,7%. При этом темпы роста стоимости экспорта товаров в долларах США в страны дальнего зарубежья были выше, чем в страны СНГ (27,9 и 23% соответственно).

Объемы импорта товаров в долларовом эквиваленте возросли на 27%, в основном за счет расширения импортных поставок из стран СНГ (прирост составил 39,9%) при незначительном росте импорта из стран дальнего зарубежья (на 3,8%). Значительное увеличение стоимости импортных поставок обусловлено в основном высоким уровнем цен импортных товаров. При росте физических объемов импорта на 5,6% по сравнению с 2000 года средние цены ввозимых товаров в 2001 году были выше на 25,7%. Импорт инвестиционных товаров сократился по сравнению с 2000 годом на 7,9%.

Ухудшение внешнеторговой конъюнктуры в течение 2001 года негативно отразилось на результатах внешнеэкономической деятельности предприятий республики. Отрицательное сальдо торгового баланса возросло в 1,4 раза, составив 10,6% к ВВП за 2000 год. При этом в торговле со странами СНГ дефицит торгового баланса увеличился в 2,3 раза, а в торговле со странами дальнего зарубежья сложилось положительное сальдо экспортно-импортных операций против дефицита в 2000 году.

В 2001 году значительной переориентации товарных потоков республики не произошло. Как и в предыдущие годы., основными торговыми партнерами оставались: Россия – 58,6% общего товарооборота, Украина – 5,7, Германия – 5,2, Польша – 3,1%. На их долю приходилось 72,6% всей стоимости внешнеторгового оборота Беларуси. По-прежнему, определяющее влияние на общие итоги внешней торговли республики продолжает оказывать Российская Федерация. Объемы взаимной торговли с Россией возросли на 33,1% больше, чем в 2000 году.

Объем внешней торговли Республики Беларусь (экспорт + импорт) в 2004 г составил 30097 млн. долларов (В 2003 г – 21504 млн. долларов). Рост почти 40%.

Экспорт товаров в 2004 г. составил 13725 млн. долларов (в 2003 г. – 9946 млн. долларов). Рост 38%. Импорт товаров в 2004 г. составил 16345 млн. долларов (в 2003 г. – 11558 млн. долларов). Рост 41%.

Таким образом, сальдо -2593 млн. долларов (в 2003 г. -1612 млн. долларов).

Объем внешней торговли со странами СНГ в 2004 г. составил 19102 млн. долларов. (В 2003 г. –13484 млн. долл.). Рост 41,5%. Экспорт в страны СНГ в 2004 г. составил 7296 млн. долл. (В 2003 г. – 5438 млн. долл.). Рост –34%. Импорт из стран СНГ в 2004 г. составил 11806 млн. долл. (В 2003 г. – 8049 млн. долл.). Рост –46,5%.

Объем внешней торговли с другими странами (Европа, Сев. Америка, Ю. Америка, Африка, Азия) Республики Беларусь в 2004 г. составил 10995 млн. долл. (в 2003 г. – 8020 млн. долл.). Рост – 37%.

Экспорт в остальные страны в 2004 г. составил 6456 млн. долл. (В 2003 г. – 4511 млн. долл.). Рост – 43%. Импорт в 2004 г. составил 4539 млн. долл. (в 2003 г. – 3509 млн. долл.) Рост 29%.

Сальдо +1917 млн. долл. (в 2003 г. –1002 млн. долл.). Рост 91%.

Основным торговым партнером Республики Беларусь является Россия – 6463 млн. долл. (47%) экспорта и 11142 млн. долларов (68%) импорта.

По данным торгового баланса объем внешней торговли товарами за январь-сентябрь 2008 г. составил 57,5 млрд. долларов, в том числе экспорт – 26,7 млрд. долларов, импорт – 30,8 млрд. долларов, сообщает Белстат. Стоимостной объем экспорта республики по сравнению с январем-сентябрем 2007 г. из расчета в фактических ценах увеличился на 56,1%, или на 9,6 млрд. долларов, импорт возрос на 55,1%, или на 10,9 млрд. долларов.

Увеличение стоимостных объемов внешней торговли в большей степени обусловлено повышением средних цен на экспортированные и импортированные товары. По сравнению с январем-сентябрем 2007 г. средние цены экспорта возросли на 48,8%, импорта – на 31,2%. Физический объем экспорта увеличился на 4,9%, импорта – на 18,2%. За счет увеличения средних цен обеспечено 91,3% прироста стоимостного объема экспорта товаров и 67% импорта, за счет роста товарной массы – соответственно 8,7% и 33%.

В январе-сентябре 2008 г. сформировалось отрицательное сальдо внешней торговли товарами в размере 4080,8 млн. долларов, за январь-сентябрь 2007 г. его величина составляла 2740,6 млн. долларов.

Отрицательное сальдо внешнеторговых операций Республики Беларусь с Российской Федерацией увеличилось в 2 раза - с 5372,9 млн. долларов за январь-сентябрь 2007 г. до 10621,5 млн. долларов за январь-сентябрь 2008 г.

Основным источником формирования отрицательного сальдо внешней торговли товарами являются экспортно-импортные операции с промежуточными товарами (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие). Величина отрицательного сальдо внешней торговли промежуточными товарами увеличилась с 2677,5 млн. долларов в январе-сентябре 2007 г. до 3840,9 млн. долларов в январе-сентябре 2008 г.

Половина стоимостного объема экспорта и импорта промежуточных товаров приходится на энергетические товары. За январь-сентябрь 2008 г. на внешний рынок их поставлено на сумму 9821,3 млн. долларов, что в 1,8 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Импорт энергетических товаров составил 11656,6 млн. долларов и возрос в 1,7 раза. Сальдо внешней торговли энергоносителями сложилось отрицательное в объеме 1835,3 млн. долларов и по сравнению с январем-сентябрем 2007 г. увеличилось на 673,1 млн. долларов.

В январе-сентябре 2008 г. зарегистрированы объемы экспортно-импортных операций со 177 странами мира. Товары поставлялись на рынки 136 государств, импортировалась продукция из 161 страны.

Основными торговыми партнерами республики в январе-сентябре 2008 г. являлись: Россия – 48,3% от всего объема товарооборота, Нидерланды – 8,2%, Украина – 7%, Германия – 4,6%, Польша – 4,2%, Латвия –3,3%, Соединенное Королевство – 2,4%, Китай – 2,3%, Бразилия – 2%, Италия – 1,5%.

В январе-сентябре 2009 года товарооборот Республики Беларусь составил 35,0 млрд. долларов США и по сравнению с январем-сентябрем 2008 года сократился на 38,7 процента или на 22,1 млрд. долларов.

Доля стран СНГ в общем объеме товарооборота сократилась с

57,3 до 55,2 процента. Стоимостный объем товарооборота со странами СНГ сократился на 41 процент, со странами вне СНГ – на 35,7 процента.

Экспорт товаров за январь-сентябрь 2009 года составил 15,0 млрд. долларов и сократился к аналогичному периоду 2008 года на 43,3 процента или на 11,5 млрд. долларов.

Экспорт в страны СНГ уменьшился на 44 процента (на 5,2 млрд. долларов) и составил 6,6 млрд. долларов. По сравнению с январем-сентябрем 2008 года доля экспорта в страны СНГ снизилась с 44,3 процента до 43,7 процента, в том числе в Российскую Федерацию – с 32,4 до 31,5 процента.

Экспорт в страны вне СНГ сократился на 42,7 процента или на 6,3 млрд. долларов и составил 8,5 млрд. долларов. Доля стран вне СНГ в общем объеме экспорта увеличилась с 55,7 до 56,3 процента. Импорт товаров сократился на 34,8 процента (на 10,7 млрд. долларов) и составил 20 млрд. долларов.

В торговле со странами СНГ стоимостный объем импорта сократился на 39,3 процента или на 8,3 млрд. долларов, в торговле со странами вне СНГ стоимостный объем закупок уменьшился на 25 процентов или на 2,4 млрд. долларов. В общем объеме импорта доля стран СНГ составила 63,8 процента (в январе-сентябре 2008 года – 68,6 процента), в том числе Российской Федерации – 58,7 процента (в январе-сентябре 2008 года – 62,3 процента).

Отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило минус 5 млрд. долларов и увеличилось на 0,8 млрд. долларов.

Со странами СНГ сальдо отрицательное в размере минус 6,2 млрд. долларов (в январе-сентябре 2008 года – отрицательное в размере минус 9,3 млрд. долларов), в том числе с Российской Федерацией – минус 7 млрд. долларов (в январе-сентябре 2008 года – минус 10,6 млрд. долларов).

С остальными странами СНГ сальдо положительное в размере 785,6 млн. долларов (в январе-сентябре 2008 года – плюс 1,2 млрд. долларов).

В торговле со странами вне СНГ сальдо положительное в размере 1,2 млрд. долларов (в январе-сентябре 2008 года положительное сальдо составляло 5,1 млрд. долларов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Заключение

 

Многие потребляемые нами товары и услуги произведены за границей. Свободный импорт и экспорт выгоден гражданам всех стран. Торговля позволяет каждой стране специализироваться на производстве того, в чем она достигла лучших показателей, и предоставляет каждому человеку более богатый выбор товаров и услуг.

Под малой открытой экономикой понимается экономика страны, которая осуществляет внешнеэкономические связи. В качестве макросубъекта помимо домашних хозяйств, фирм, государства выступает заграница. Экономическое развитие страны определяется не только состоянием макрорынков, но и мировых рынков. В условиях глобализации внешняя торговля и развитие финансовых и технических контактов с зарубежными странами, а также связи в области образования и культуры оказывают растущее влияние на состояние национальных экономик отдельных стран. Открытая экономика представляет собой хозяйство, направление развития которого определяется тенденциями, существующими в мировой экономике.

Информация о работе Макроэкономическое регулирование