Роль государственного бюджета в макроэкономическом регулировании экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании литературных источников, методических материалов, нормативно – правовых актов изучить сущность государственного бюджета, его роль в макроэкономическом регулировании.
Основными задачами курсовой работы являются:
изучить сущность государственного бюджета, его структуру и особенности формирования;
выявить функции государственного бюджета;
определить роль государственного бюджета в макроэкономическом регулировании;

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 69.24 Кб (Скачать)

Введение

В условиях переходной экономики усиливается  роль бюджета в регулировании  воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных  отношений. Бюджет становится одним  из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а  бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.

Путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта формируется  структура общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.

Управляя  бюджетным процессом, государство  выстраивает бюджетные отношения, направляет, бюджетные потоки таким  образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.

Однако  как в теории, так и в практике формирования бюджета возникает  ряд проблем, решение которых  позволило бы усилить его воздействие  на выход страны из затянувшегося  кризиса.

В современной экономической литературе и периодической печати широко обсуждаются  вопросы, посвященные отдельным  проблемам составления и исполнения бюджета, чаще всего связанные с  налогами, как основой доходной базы бюджета.

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством  которого государство перераспределяет более третьей части национального  дохода и более половины своих  денежных средств. Через государственный  бюджет правительство реализует  экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера  государственного бюджета, состава  и соотношения его доходов  и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость социального положения  страны. Он может влиять на экономическую  активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и  социальную сферу.

Актуальность  рассматриваемой темы определяет в  первую очередь значением государственного бюджета и его ролью в социально  экономических процессах. Государственный  бюджет является источником финансирования общереспубликанских программ и  мероприятий, а, следовательно, источники  его формирования и направления  расходования его средств во многом определяют уровень и качество жизни  широких слоев населения.

Объектом  исследования является понятие государственный бюджет.

Предметом исследования  является экономика  РБ.

Цель курсовой  работы – на основании  литературных источников, методических материалов, нормативно – правовых актов изучить сущность государственного бюджета, его роль в макроэкономическом регулировании.         

  Основными задачами курсовой работы являются:

изучить сущность государственного бюджета, его структуру и особенности формирования;

выявить функции  государственного бюджета;

          определить роль государственного бюджета  в макроэкономическом регулировании;

В ходе выполнения курсовой работы широко использовалась литература и периодические издания  по предмету «Государственный бюджет»  и «Теория налогов», законодательство Республики Беларусь, материалы сайта  Министерства Финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Социально-экономическая сущность и основные черты государственного бюджета

1.1 Сущность государственного бюджета

 

В системе  государственных финансов основное место занимает бюджет, который используется правительством для перераспределения  национального дохода, а также  регулирования и стимулирования экономических процессов.

Бюджет (от франц. «бужетт» – кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации или домохозяйств и составляется на определенный период времени. Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Поэтому он рассматривается как основной финансовый план страны, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений. Совокупность входящих в госбюджет организационных структур образует бюджетную систему [3, c. 111].

Содержание  и структура бюджетной системы  зависят от ряда объективных и  субъективных факторов. Среди объективных  факторов выделяют преобладающую форму  собственности, порядок распределения  валового продукта, природные, экономические, социальные и национальные особенности  страны. Среди субъективных факторов – политика правительства, приоритеты развития, внешняя экономическая  ситуация, государственное устройство.

В странах, имеющих  унитарное устройство (Франция, Великобритания, Беларусь), бюджетная система имеет  двухъярусное построение – государственный  и местный бюджеты. В странах  с федеральным государственным  устройством (США, ФРГ, Швейцария, Российская Федерация) имеются промежуточные  звенья – бюджеты штатов, земель, кантонов, субъектов федерации и  т.п. Такое бюджетное устройство достигается вследствие разделения источников формирования доходов всех видов бюджетов, в том числе  распределения налоговых поступлений  среди субъектов по различным  направлениям: между центром и  территориями, между органами власти. Это явление получило название бюджетного федерализма. Он предполагает взаимодействие органов власти различных уровней  с целью формирования, присвоения, распространения и использования  денежных ресурсов общества.

Бюджетная система  строится на основе следующих принципов:

единство, означающее, что государство должно иметь  лишь один консолидирующий бюджет страны, объединяющий все доходы и расходы. Это обеспечивается единством правовой базы, использованием единой бюджетной классификации, формами документов, согласованием бюджетного процесса, единой налоговой и денежной систем;

полнота, достигающаяся  отражением всех источников доходов  и направлений расходов по каждому  уровню бюджетной системы;

реальность, означающая, что в доходах отражены источники поступлений в размерах, соответствующих прогнозу развития экономики, а в расходах – направления  финансирования, которые обоснованы прогнозными показателями;

гласность, предполагающая, что проекты бюджетов доводятся до общественности путем  их освещения в средствах массовой информации.

Бюджет —  это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

С помощью  государственного бюджета государственные  власти получают финансовые ресурсы  для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных  на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  определяет тем самым налоговую  политику в стране. Бюджет фиксирует  конкретные направления расходования средств, перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать  в качестве эффективного регулятора экономики.

Государственный бюджет как совокупность экономических  отношений имеет объективный  характер. Его существование в  качестве самостоятельной сферы  распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих  централизованных ресурсах. Централизация  денежных средств необходима для  организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального  хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом. Существование  специфической бюджетной сфера  стоимостного распределения обусловлено  также природой и функциями государства.

В то же время  бюджет правомерно рассматривать как  экономическую категорию, которая  выражает определенные экономические  отношения. Бюджет — категория свойственная различным отношениям. Его возникновение  и развитие связано с зарождением  и формированием государства. Государство  использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения  как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

Бюджет выполняет  следующие задачи:

- перераспределение  ВВП;

- государственное  регулирование и стимулирование  экономики;

- финансовое  обеспечение бюджетной сферы  и осуществления социальной политики  государства;

- контроль  за образованием и использованием  централизованных фондов денежных  средств.

Распределительная функция бюджета проявляется  через формирование и использование  централизованных фондов денежных средств  по уровням государственной и  территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты  разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство  регулирует хозяйственную жизнь  страны, экономические отношения, направляя  бюджетные средства на поддержку  или развитие отраслей, регионов. Регулируя  таким образом экономические  отношения, государство способно целенаправленно  усиливать или сдерживать темпы  производства, ускорять или ослаблять  рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две  взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование  доходов бюджета;

2) использование  бюджетных средств (расходы бюджета).

Бюджет - это  важный инструмент государственного вмешательства  в экономику. Правильно выбранная  бюджетная политика может способствовать улучшению экономической ситуации в стране и наоборот, неверная бюджетная  стратегия приводит к. негативным явлениям в жизни государства.

Конкретные  направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный  кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы  любого государства и играет как  экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

1.2 Основные черты государственного  бюджета

 

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет» довольно утилитарную функцию - фиксированный  избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Бюджет как  специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется  следующими чертами:

— представляет особую экономическую форму распределительных  отношений, связанную с обособлением у государства части стоимости  валового внутреннего продукта и  ее использованием на удовлетворение общественных потребностей;

— предназначен для перераспределения стоимости  между отраслями национального  хозяйства, территориями, секторами  экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального  производства, опосредствующих процесс  создания и производительного потребления  стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление  стоимости;

— выражает такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана  с движением внутреннего продукта в его товарной форме и осуществляется в известном отрыве от нее, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются  с товарно-денежными отношениями;

— пропорции  и формы бюджетного распределения  определяются потребностями и задачами социально-экономического развития страны на каждом историческом этапе;

— область  бюджетного распределения тесно  взаимосвязана с другими звеньями финансово-кредитной системы, но занимает ключевое положение среди них, поскольку  в значительной степени оказывает  влияние на стоимостную структуру  экономики и обеспечивает денежными  средствами приоритетные участки экономического и социального развития.

Ведущее место  в бюджетном устройстве каждой страны принадлежит центральному или государственному бюджету, который образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства  для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия  на хозяйственную конъюнктуру, осуществления  мер по ее стабилизации. Воздействие  государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т. д.

Бюджет  современного государства – сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально–экономических  интересов различных групп и  партий. Это компромисс между собственниками и работающими по найму, по вопросам налогообложения, доходов и заработной плате, по поводу расходов на социальные цели.

С помощью  бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных  интересов регионов через распределение  налогов, бюджетных дотаций, трансфертов. Через него в зависимости от специфики  государства перераспределяется от 20 до 60% национального дохода. Как  экономический документ этот бюджет отражает политическую и социальную динамику общества  [6, c. 222].

Информация о работе Роль государственного бюджета в макроэкономическом регулировании экономики