Макроэкономическое регулирование экономики на макроуровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

для печатки.docx

— 331.97 Кб (Скачать)

Введение

Экономика – это система отношений по поводу производства, распределения, потребления  материальных ценностей; - это сорок  отраслей народного хозяйства; - это  теория и практика рационального  использования ресурсов в условиях их ограниченности. Каждая из управляемых  систем способна к саморазвитию и  к самоуправлению. Экономика бывает рыночная и командно-административная. Если что производить, как производить  и сколько определяет государство, то это командно-административная экономика. Если это определяется под воздействием рыночного регулирования, то это  рыночная экономика. В реальности экономики  одного конкретного типа в чистом виде не было. Рыночное регулирование  не может без государственного участия. Управлять экономической системой любого уровня (малого, среднего предприятия, национальной экономики) – значит управлять  всеми тремя аспектами экономики. Нельзя успешно управлять производством, не регулируя отношения.

Во всех развитых странах рыночный механизм дополняется инструментами государственного регулирования. Их соотношение зависит  от доли госсектора, исторических особенностей, характера решаемых задач. Особенности  Беларуси в том, что, во-первых, идет переход от одного экономического строя  с доминированием госсобственности к другому, основанному на развитии многоукладного хозяйства и рыночных отношений; во-вторых, реформы начались с попытки внедрения в короткие сроки либеральной модели рынка, сводящей госрегулирование к минимуму; в третьих, формы и методы такого регулирования во многих звеньях  еще не сложились.

В своем  движении экономика любой страны подчинена, прежде всего, объективным  историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основания утверждать, что путь ее задан, предопределен  свыше, проистекает из предначертанной  судьбы. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим  лишь частично, во многом ее траектория движения не продиктована однозначно, а зависит от устремлений и  воли своих главных действующих  субъектов: государства, предприятий, граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в разной степени, в различных  масштабах. Самыми обширными возможностями  обладает в этом смысле государство  в лице правительства в широком  смысле этого слова, то есть всех ветвей государственной власти.

Правительство, будучи главным кормчим экономического корабля страны, избирает курс, проводит определенную линию действий для  реализации избранной социально-экономической стратегии, исходящей из целевых установок и учитывающей сложившуюся ситуацию и намечающиеся тенденции. В этом смысле и принято говорить, что государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику.

Во многом экономическая политика государства  ситуационно обусловлена в том  смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической  обстановкой, ранее принятыми решениями  и обязательствами. В значительной степени политика предопределена внутристрановой  и мировой конъюнктурой — состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической  активности, тенденциями роста и  спада, спросом и предложением на товары и услуги.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики  на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в  Республике Беларусь.

Задачами  работы являются:

1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;

2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;

3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Объектом  данной курсовой является вмешательство  государства в экономику, предметом  – государственное регулирование  экономики.

Структура работы: работа состоит из 4 глав, а также введения, заключения и списка использованных источников. Общий объем данной работы: 43 листа.

Основными источниками данной курсовой работы являются различная учебная и  методическая литература, а также  периодические издания, посвященные  экономике Республики Беларусь и  не только. 
 
 
 
 

Формы, методы и функции  государственного регулирования

В пользу необходимости  вмешательства государства в  экономику теория экономической  политики как составная часть  макроэкономической теории приводят целый  ряд аргументов.

Главный из них состоит в том, что рыночный механизм не идеален, он не в состоянии  решить все экономические и другие проблемы страны. К негативным  сторонам  рынка относятся:

  1. отсутствие заинтересованности рынка в создании общественных товаров;
  2. стремление к монополизму и монопольному диктату на рынке;
  3. отсутствие заинтересованности рынка в сохранении невоспроизводимых ресурсов;
  4. отсутствие у рынка механизма защиты окружающей среды;
  5. стихийность установления равновесия через неравновесия и кризисы, чреватые общественными потерями результатов труда и безработицей;
  6. отсутствие у рынка механизма социальной справедливости, создание им углубляющегося противоречия между богатыми и бедными;
  7. отсутствие рыночного механизма, обеспечивающего развитие фундаментальных наук.

Из указанных  и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.

К основным экономическим функциям государства относят:

  • антимонопольное регулирование;
  • создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
  • антиинфляционное регулирование;
  • макроэкономическая стабилизация экономики;
  • воздействие на распределение ресурсов;
  • корректировка распределения расходов, с целью изменения структуры национального продукта;
  • перераспределение дохода;
  • защита конкуренции;
  • социальная защита;
  • внешнеэкономическое партнерство;
  • государственная поддержка иностранных инвестиции.

Все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.

По форме  участия государства в регулировании  экономики и методам его влияния  на хозяйственную деятельность выделяют:

  • административно-распорядительные;
  • экономические методы;
  • прямые и косвенные.

К основным методам государственного регулирования  относят:

  • финансовая политика;
  • налоговая политика;
  • государственное кредитование;
  • бюджетное регулирование;
  • социальная политика;
  • государственное предпринимательство;
  • государственно-частное партнерство.
 

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые и административно-распорядительные чаще используются в управлении предприятиями  государственной и коммунальной форм собственности. К предприятиям же негосударственных форм собственности  применяются в основном косвенные  и экономические методы регулирования. Все перечисленные методы тесно  взаимосвязаны между собой и  взаимодополняют друг друга.

Воздействие на рыночные отношения

В государственном  регулировании нуждается также  нормальное цивилизованное функционирование современного рынка. Речь идет прежде всего о защите свободного частного предпринимательства, о поддержании конкурентной рыночной среды и борьбе против любых проявлений монополизма.

Свободный, ничем не регулируемый рынок реально  возможен только в условиях простого товарного производства, где выступают равные по своим возможностям производители товаров, создающихся преимущественно живым трудом при незначительной доле прошлого, овеществленного труда. Как только производство товаров начинает во все большей мере основываться на накоплениях, инвестировании средств в орудия труда ради повышения его производительности, неизбежно усиливается дифференциация между товаропроизводителями в зависимости от степени оснащенности их труда, а в конечном счете - от их финансово-экономической мощи.

Равенство производителей постепенно уходит в  прошлое, конкуренция на рынке перестает быть совершенной, в выигрыше оказываются более мощные игроки, которые стремятся к занятию монопольного положения, позволяющего диктовать цены и устанавливать выгодные для себя условия торговли. Рынок сам по себе не в состоянии бороться с монополизмом, приводящим сначала к извращению, а затем и к устранению свободной конкуренции, что ведет к кризисам перепроизводства в условиях монопольно высоких цен и в конце концов к экономическому коллапсу [4, cтр. 36].

Историческая  практика показывает, что только вмешательство  государства в естественные рыночные процессы, применение антимонопольного законодательства и других мер по борьбе с монополизмом способность оздоровить рынок и сделать его конкурентным относительно. Корректировке подлежат и неблагоприятные социальные последствия рыночной экономики, к которым относятся безработица, бедность, экономическое неравенство разных слоев населения и другие.

В наше время  прямое вмешательство государства  в функционирование рынка проходит по многим направлениям. Дело далеко не ограничивается антимонопольным законодательством и нормативным регулированием поведения на рынке предприятий, компаний и корпораций, установлением правил их возникновения и ликвидации, слияний и поглощений, возмещения ими ущерба, нанесенного в результате нелояльной конкуренции и завышения цен. Государственные органы занимаются совершенствованием рыночной инфраструктуры, контролируют происходящие на рынке процессы, принимают меры по защите интересов потребителей, массовых инвесторов и банковских вкладчиков. Контрольные органы следят за качеством реализуемой на рынке продукции, запрещают торговлю просроченными и некондиционными товарами.

Государство вмешивается даже в «святая святых»  свободного рынка - в ценообразование, которое считается неоспоримой  прерогативой чисто рыночных отношений, поскольку цены в принципе устанавливаются  на основе стихийно складывающегося  соотношения между товарным спросом и предложением.

Ценообразование по-прежнему осуществляется по известным законам свободного рынка, но сама рыночная среда заранее формируется мерами государственной политики таким образом, что она исключает вопиющие проявления монополизма, своеволие продавцов в отношении как потребителей, так и производителей, попытки завышать цены путем умышленного сокращения производства или предложения товаров. Поэтому неоклассические теории ценообразования с их графическими кривыми спроса и предложения не должна отражать полностью современную рыночную действительность, если они не учитывают прямую и косвенную деятельность государства по регулированию конкретных цен и по формированию цивилизованной конкурентной рыночной среды [4, стр. 38].

Защита и  ограничения прав собственности

По мере эволюции капитализма менялся характер предпринимательской собственности. Если в начальный период и до конца XIX века преобладала индивидуальная собственность предпринимателя и главной организационной формой предприятия являлась фирма, то затем постепенно все большее место стали занимать коллективные собственники в лице акционеров корпораций и партнеров совместного бизнеса, оттеснивших на второй план индивидуальных предпринимателей. Отношения по поводу собственности сильно усложнились и потребовали особого регулирования со стороны государства. Это было необходимо как для реализации различных прав собственности (не только отчуждения, купли-продажи, но (также владения, распоряжения и использования имущества целиком и отдельных его частей), так и для регулирования взаимоотношений между собственниками (акционерами, дольщиками, компаньонами). По мере концентрации производства и капитала и усиления взаимосвязи отдельных звеньев экономики, когда деятельность независимых собственников начала приводить к серьезным негативным последствиям для всей страны, изменилось общественное отношение к частной собственности, которая стала объектом не только защиты, но и определенной ограничения и регулирования.

Ограничения прав собственности предпринимаются, как правило, в следующих целях: 1) для охраны таких публичных благ, как природные ресурсы, окружающая среда, здоровье и благосостояние граждан; 2) для защиты прав потребителей, мелких инвесторов и вкладчиков; 3) для предотвращения прямого ущерба экономическому и социальному развитии страны.

Информация о работе Макроэкономическое регулирование экономики на макроуровне