Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:01, курсовая работа
Основными задачами данной курсовой работы являются:
1. Рассмотрение основных понятий теории открытой экономики;
2. Анализ статистических данных и вывод на основе этих данных о степени открытости экономики Республики Беларусь;
3. Демонстрирование важности роли государства в регулировании экономики
4. Раскрытие сущности и основных направлений внешнеторговой политики РБ;
5. Изучение инструментов государственной внешнеторговой политики;
По удельному весу экспорта товаров и услуг в ВВП Республики Беларусь находится на I-м месте среди стран СНГ и значительно превосходит большинство государств Евросоюза, кроме Бельгии, Ирландии, Словакии, Эстонии, Люксембурга и Мальты. В то же время по производству ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) она уступает Российской Федерации, Казахстану и всем европейским странам.
Роль и значение внешнеэкономического потенциала для развития национальной экономики определяются совокупностью факторов и условий. Для Беларуси это, прежде всего:
• выгодное экономико-географическое положение;
• развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом;
• многоотраслевой промышленный комплекс;
• научный и инновационный потенциалы;
• достаточно мощная строительная база;
• значительные лесные и водные ресурсы, наличие важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);
• высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки специалистов;
• многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.
Республика имеет благоприятное экономико-географическое положение, находясь в центре Европы на перекрестке важнейших торгово-коммуникационных систем. Трансъевропейские и международные транспортные магистрали дополняются национальными и региональными транспортными коммуникациями, связывающими между собой сеть городских и сельских поселений страны и обеспечивающими их внешнеэкономические связи.
Ведущую роль в реализации внешнеэкономического потенциала страны имеет железнодорожный транспорт. Благоприятные условия для перевозки грузов и пассажиров создает двухпутная электрифицированная железнодорожная линия Брест — Минск — граница России протяженностью 615 км. Она обеспечивает движение грузовых поездов со скоростью до 100 и пассажирских — до 160км/ч.
Пограничная инфраструктура Белорусской железной дороги на западной границе усовершенствована с учетом того, что здесь стыкуются линии с различной шириной колеи. Комплекс транспортных услуг на пограничных переходах оснащен всем необходимым оборудованием. Основные терминалы по переработке контейнеров, тарно-штучных, навалочных, скоропортящихся и других грузов расположены в Брестском и Гродненском железнодорожных узлах. Ни белорусско-польской границе имеются резервы для увеличения объемов перевозок в 3—4 раза.
Белорусская железная дорога сотрудничает с железными дорогами России, Польши, Германии, Литвы в реализации ряда проектов по организации перевозок грузов специализированными контейнерами и грузовыми поездами, курсирующими по специально утвержденным графикам, со значительным сокращением сроков доставки. В 2005г. организовано движение контейнерных поездов по маршруту Китай — Монголия — Россия — Беларусь — Польша — Германия.
Всевозрастающую роль как в экспорте продукции, так и на европейском рынке транспортных услуг играет автомобильный транспорт. По территории республики проложены два трансъевропейских транспортных коридора.
Для реализации внешнеэкономического потенциала необходимо более эффективно использовать возможности авиатранспорта. В стране функционируют семь аэропортов и один аэродром совместного базирования, имеющие статус международных: два в Минске и по одному в каждом из областных центров.
Национальная компания «Белавиа» с 1997г. является членом Международной ассоциации авиаперевозчиков IATA. Она осуществляет почти 90 % всех пассажирских перевозок, выполняет регулярные рейсы более чем в 30 городов СНГ, а также полеты в Австрию, Великобританию, Германию, Египет, Израиль, Ирландию, Италию, Кипр, Латвию, Польшу, Турцию, Чехию, Швецию. «Белавиа» интегрирована в современную структуру европейских авиаперевозок и имеет специальные коммерческие соглашения с 48 авиакомпаниями мира.
Таблица 1 «Товарная структура экспорта Республики Беларусь»
Товарная группа | Экспорт, млн. дол. США | % к итогу | ||||
1995 г. | 2000 г. | 2004 г. | 1995 г. | 2000 г. | 2004 г. | |
Машины, оборудование и транспортные средства | 1468,7 | 1847,9 | 3192,9 | 30,6 | 25,2 | 23,2 |
Минеральные продукты | 598,0 | 1482,1 | 3779,9 | 12,5 | 20,2 | 27,4 |
Продукция химической промышленности, каучук (включая химические волокна и нити) | 1316,9 | 1454,1 | 2118,5 | 27,4 | 19,8 | 15,4 |
Черные, цветные металлы и изделия из них | 295,3 | 530,3 | 1204,7 | 6,1 | 7,2 | 8,7 |
Продовольственные товары и сырье для их производства | 317,6 | 503,3 | 1164,2 | 6,6 | 6,9 | 8,5 |
Текстиль и текстильные изделия | 262,7 | 468,9 | 681,3 | 5,5 | 6,4 | 4,9 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 154,9 | 313,9 | 571,9 | 3,2 | 4,3 | 4,2 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них | 55,2 | 47,8 | 99,4 | 1,1 | 0,7 | 0,7 |
Прочие товары | 333,9 | 678,1 | 960,9 | 7,0 | 9,3 | 7,0 |
Всего | 4803,2 | 7326,4 | 13773,7 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Основу внешнеэкономического потенциала Беларуси создает промышленность, и, прежде всего те ее отрасли, продукция которых занимает наибольший удельный вес в экспорте товаров.
В товарной структуре экспорта Беларуси наиболее востребованной является продукция нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, машины, оборудование и транспортные сродства. Значителен удельный вес продукции черной металлургии, легкой, пищевой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, строительных материалов.
На долю продукции машиностроительного комплекса приходится около четверти всего белорусского экспорта. Внешнеэкономический потенциал в отрасли определяют крупнейшие предприятия по производству грузовых автомобилей, тракторов, металлообрабатывающих станков, сельскохозяйственных машин, холодильников и морозильников, велосипедов, мотоциклов и др. Отечественные предприятия обладают определенными конкурентными преимуществами, использование которых позволяет менять специализацию в международном разделении труда, повышая эффективность внешнеэкономической деятельности. Например, Минский тракторный завод десятилетиями выпускал в основном один тип колесного пропашного трактора в нескольких модификациях (известные марки МТЗ 50/52, МТЗ 80/82). В настоящее время количество моделей здесь исчисляется десятками.
Только за годы государственного суверенитета в Беларуси освоено производство автобусов, троллейбусов, трамваев, зерноуборочных комбайнов и других видов техники, имеющих спрос не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.
Помимо производственных фондов республика в достаточной степени обеспечена квалифицированной рабочей силой, что повышает ее внешнеэкономический потенциал в конкурентной борьбе на мировых рынках.
В отдельных отраслях промышленного комплекса имеются уникальные передовые технологии, которые опираются на достижения отечественной фундаментальной и прикладной науки и воплощены в изделиях, по многим параметрам не уступающих лучшим зарубежным аналогам. К примеру, стабильным спросом на мировом рынке пользуются интегральные микросхемы (ИМС) и транзисторы производства НПО «Интеграл», которое на постсоветском пространстве является единственным производителем микросхем для телевизоров 6-го и 7-го поколений.
Республика Беларусь экспортирует свыше 90 % производимых в стране калийных удобрений, нефтепродуктов, металло-корда, металлообрабатывающих станков, газовых плит, велосипедов и тракторов. Она удерживает 7—8 % мирового рынка тракторов и 10—15 % рынка большегрузных самосвалов. Белорусский металлургический завод занимает 7 % рынка металлокорда в мире.
Таблица 2 «Группировка отдельных видов продукции промышленности Республики Беларусь по удельному весу экспорта в общем объеме их производства в 2004 году»
Продукция | Удельный вес экспорта в общем объеме производства, % |
Нефтепродукты, калийные удобрения, металлокорд, газовые плиты, металлообрабатывающие станки, мотоциклы, бытовые часы | Свыше 90 |
Тракторы, шины, морозильники и холодильники бытовые, древесноволокнистые плиты, велосипеды | 81—90 |
Полированное стекло, химические волокна и нити, ковры и ковровые изделия | 71—80 |
Грузовые автомобили, телевизоры, древесно-стружечные плиты, льноволокно, обувь | 51—70 |
Созданные на базе Старобинского месторождения калийных солей четыре рудоуправления ПО «Беларуськалий» в Солигорске могут обеспечивать 14 % мирового производства калийных удобрений. Потребителями продукции являются более 50 государств мира.
Значительным внешнеторговым потенциалом располагают лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, производство строительных материалов, легкая промышленность, а также агропромышленный комплекс.
В последние годы внешнеэкономический потенциал страны укрепляется за счет экспорта услуг, доля которых в общем объеме экспорта товаров и услуг увеличилась с 8,8 % в 1995г. до 11,2 % в 2004г.
Пользуясь своим географическим положением, Беларусь ежегодно получает солидные «дивиденды» от предоставления транспортных услуг, на долю которых приходится свыше половины экспорта всех видов услуг (табл. 2.19). При этом удельный вес транзита в совокупном объеме экспорта транспортных услуг составляет около 60 %. В совокупном объеме экспорта транспортных услуг страны 28 % приходится на долю железной дороги, более 25 % — автомобильного транспорта.
Таблица 3 «Укрупненная структура экспорта услуг Республики Беларусь»
Показатель | 1995г. | 2000г. | 2004г. |
Экспорт услуг — всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
В том числе: |
|
|
|
транспортные услуги | 61,8 | 57,5 | 60,5 |
деловые услуги | 23,8 | 21,8 | 11,5 |
поездки | 1,5 | 9,2 | 17,0 |
услуги связи | 5,8 | 4,9 | 4,9 |
строительные услуги | 5,0 | 4,1 | 3,5 |
государственные услуги | 0,8 | 1,1 | 1,2 |
другие | 1,3 | 1,4 | 1,4 |