Макроэкономическое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами данной курсовой работы являются:
1. Рассмотрение основных понятий теории открытой экономики;
2. Анализ статистических данных и вывод на основе этих данных о степени открытости экономики Республики Беларусь;
3. Демонстрирование важности роли государства в регулировании экономики
4. Раскрытие сущности и основных направлений внешнеторговой политики РБ;
5. Изучение инструментов государственной внешнеторговой политики;

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

По удельному весу экспорта товаров и услуг в ВВП Респуб­лики Беларусь находится на I-м месте среди стран СНГ и значи­тельно превосходит большинство государств Евросоюза, кроме Бельгии, Ирландии, Словакии, Эстонии, Люксембурга и Маль­ты. В то же время по производству ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) она уступает Российской Федерации, Казахстану и всем европейским странам.

Роль и значение внешнеэкономического потенциала для раз­вития национальной экономики определяются совокупностью факторов и условий. Для Беларуси это, прежде всего:

•    выгодное экономико-географическое положение;

•    развитая система транспортных коммуникаций и произ­водственная инфраструктура в целом;

•    многоотраслевой промышленный комплекс;

• научный и инновационный потенциалы;

•    достаточно мощная строительная база;

•    значительные лесные и водные ресурсы, наличие важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);

•    высокий общеобразовательный уровень населения и сло­жившаяся система подготовки специалистов;

•    многовекторные внешнеэкономические связи, способству­ющие расширению внешних рынков.

Республика имеет благоприятное экономико-географическое положение, находясь в центре Европы на перекрестке важней­ших торгово-коммуникационных систем. Трансъевропейские и международные транспортные магистрали дополняются нацио­нальными и региональными транспортными коммуникация­ми, связывающими между собой сеть городских и сельских поселений страны и обеспечивающими их внешнеэкономичес­кие связи.

Ведущую роль в реализации внешнеэкономического потен­циала страны имеет железнодорожный транспорт. Благоприят­ные условия для перевозки грузов и пассажиров создает двух­путная электрифицированная железнодорожная линия Брест — Минск — граница России протяженностью 615 км. Она обеспе­чивает движение грузовых поездов со скоростью до 100 и пас­сажирских — до 160км/ч.

Пограничная инфраструктура Белорусской железной доро­ги на западной границе усовершенствована с учетом того, что здесь стыкуются линии с различной шириной колеи. Комплекс транспортных услуг на пограничных переходах оснащен всем необходимым оборудованием. Основные терминалы по перера­ботке контейнеров, тарно-штучных, навалочных, скоропортя­щихся и других грузов расположены в Брестском и Гродненском железнодорожных узлах. Ни белорусско-польской границе име­ются резервы для увеличения объемов перевозок в 3—4 раза.

Белорусская железная дорога сотрудничает с железными дорогами России, Польши, Германии, Литвы в реализации ря­да проектов по организации перевозок грузов специализиро­ванными контейнерами и грузовыми поездами, курсирующими по специально утвержденным графикам, со значительным со­кращением сроков доставки. В 2005г. организовано движение контейнерных поездов по маршруту Китай — Монголия — Россия — Беларусь — Польша — Германия.

Всевозрастающую роль как в экспорте продукции, так и на европейском рынке транспортных услуг играет автомобильный транспорт. По территории республики проложены два трансъ­европейских транспортных коридора.

Для реализации внешнеэкономического потенциала необхо­димо более эффективно использовать возможности авиатран­спорта. В стране функционируют семь аэропортов и один аэрод­ром совместного базирования, имеющие статус международ­ных: два в Минске и по одному в каждом из областных центров.

Национальная компания «Белавиа» с 1997г. является чле­ном Международной ассоциации авиаперевозчиков IATA. Она осуществляет почти 90 % всех пассажирских перевозок, вы­полняет регулярные рейсы более чем в 30 городов СНГ, а также полеты в Австрию, Великобританию, Германию, Египет, Изра­иль, Ирландию, Италию, Кипр, Латвию, Польшу, Турцию, Че­хию, Швецию. «Белавиа» интегрирована в современную струк­туру европейских авиаперевозок и имеет специальные коммер­ческие соглашения с 48 авиакомпаниями мира.

Таблица 1 «Товарная структура экспорта Республики Беларусь»

 

Товарная группа

Экспорт, млн. дол. США

% к итогу

1995 г.

2000 г.

2004 г.

1995 г.

2000 г.

2004 г.

Машины, оборудова­ние и транспортные средства

1468,7

1847,9

3192,9

30,6

25,2

23,2

Минеральные про­дукты

598,0

1482,1

3779,9

12,5

20,2

27,4

Продукция химичес­кой промышленности, каучук (включая хи­мические волокна и нити)

1316,9

1454,1

2118,5

27,4

19,8

15,4

Черные, цветные металлы и изделия из них

295,3

530,3

1204,7

6,1

7,2

8,7

Продовольственные товары и сырье для их производства

317,6

503,3

1164,2

6,6

6,9

8,5

Текстиль и текстиль­ные изделия

262,7

468,9

681,3

5,5

6,4

4,9

Древесина и целлю­лозно-бумажные из­делия

154,9

313,9

571,9

3,2

4,3

4,2

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

55,2

47,8

99,4

1,1

0,7

0,7

Прочие товары

333,9

678,1

960,9

7,0

9,3

7,0

Всего

4803,2

7326,4

13773,7

100,0

100,0

100,0

 

       Основу внешнеэкономического потенциала Беларуси созда­ет промышленность, и, прежде всего те ее отрасли, продукция которых занимает наибольший удельный вес в экспорте това­ров.

В товарной структуре экспорта Беларуси наиболее востребо­ванной является продукция нефтеперерабатывающей, химиче­ской и нефтехимической промышленности, машины, оборудо­вание и транспортные сродства. Значителен удельный вес продукции черной металлургии, легкой, пищевой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, строительных материалов.

         На долю продукции машиностроительного комплекса при­ходится около четверти всего белорусского экспорта. Внешне­экономический потенциал в отрасли определяют крупнейшие предприятия по производству грузовых автомобилей, тракто­ров, металлообрабатывающих станков, сельскохозяйственных машин, холодильников и морозильников, велосипедов, мото­циклов и др. Отечественные предприятия обладают определен­ными конкурентными преимуществами, использование кото­рых позволяет менять специализацию в международном разде­лении труда, повышая эффективность внешнеэкономической деятельности. Например, Минский тракторный завод десяти­летиями выпускал в основном один тип колесного пропашного трактора в нескольких модификациях (известные марки МТЗ 50/52, МТЗ 80/82). В настоящее время количество моделей здесь исчисляется десятками.

Только за годы государственного суверенитета в Беларуси освоено производство автобусов, троллейбусов, трамваев, зер­ноуборочных комбайнов и других видов техники, имеющих спрос не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

Помимо производственных фондов республика в достаточ­ной степени обеспечена квалифицированной рабочей силой, что повышает ее внешнеэкономический потенциал в конкурентной борьбе на мировых рынках.

В отдельных отраслях промышленного комплекса имеются уникальные передовые технологии, которые опираются на до­стижения отечественной фундаментальной и прикладной нау­ки и воплощены в изделиях, по многим параметрам не уступа­ющих лучшим зарубежным аналогам. К примеру, стабиль­ным спросом на мировом рынке пользуются интегральные мик­росхемы (ИМС) и транзисторы производства НПО «Интеграл», которое на постсоветском пространстве является единствен­ным производителем микросхем для телевизоров 6-го и 7-го по­колений.

Республика Беларусь экспортирует свыше 90 % производи­мых в стране калийных удобрений, нефтепродуктов, металло-корда, металлообрабатывающих станков, газовых плит, вело­сипедов и тракторов. Она удерживает 7—8 % миро­вого рынка тракторов и 10—15 % рынка большегрузных самосвалов. Белорусский металлургический завод занимает 7 % рынка металлокорда в мире.

 

Таблица 2 «Группировка отдельных видов продукции промышленности Республики Беларусь по удельному весу экспорта в общем объеме их производства в 2004 году»

Продукция

Удельный вес экспорта в об­щем объеме производства, %

Нефтепродукты, калийные удобре­ния, металлокорд, газовые плиты, металлообрабатывающие станки, мотоциклы, бытовые часы

Свыше 90

Тракторы, шины, морозильники и холодильники бытовые, древесно­волокнистые плиты, велосипеды

81—90

Полированное стекло, химические волокна и нити, ковры и ковровые изделия

71—80

Грузовые автомобили, телевизоры, древесно-стружечные плиты, льно­волокно, обувь

51—70


 

Созданные на базе Старобинского месторождения калийных солей четыре рудоуправления ПО «Беларуськалий» в Солигорске могут обеспечивать 14 % мирового производства калийных удобрений. Потребителями продукции являются более 50 госу­дарств мира.

Значительным внешнеторговым потенциалом располагают лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная про­мышленность, производство строительных материалов, лег­кая промышленность, а также агропромышленный комплекс.

В последние годы внешнеэкономический потенциал страны укрепляется за счет экспорта услуг, доля которых в общем объеме экспорта товаров и услуг увеличилась с 8,8 % в 1995г. до 11,2 % в 2004г.

Пользуясь своим географическим положением, Беларусь ежегодно получает солидные «дивиденды» от предоставления транспортных услуг, на долю которых приходится свыше поло­вины экспорта всех видов услуг (табл. 2.19). При этом удель­ный вес транзита в совокупном объеме экспорта транспортных услуг составляет около 60 %. В совокупном объеме экспорта транспортных услуг страны 28 % приходится на долю желез­ной дороги, более 25 % — автомобильного транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 «Укрупненная структура экспорта услуг Республики Беларусь»

 

Показатель

1995г.

2000г.

2004г.

Экспорт услуг — всего

100,0

100,0

100,0

В том числе:

 

 

 

транспортные услуги

61,8

57,5

60,5

деловые услуги

23,8

21,8

11,5

поездки

1,5

9,2

17,0

услуги связи

5,8

4,9

4,9

строительные услуги

5,0

4,1

3,5

государственные услуги

0,8

1,1

1,2

другие

1,3

1,4

1,4

Информация о работе Макроэкономическое регулирование