Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:01, курсовая работа
Основными задачами данной курсовой работы являются:
1. Рассмотрение основных понятий теории открытой экономики;
2. Анализ статистических данных и вывод на основе этих данных о степени открытости экономики Республики Беларусь;
3. Демонстрирование важности роли государства в регулировании экономики
4. Раскрытие сущности и основных направлений внешнеторговой политики РБ;
5. Изучение инструментов государственной внешнеторговой политики;
Введение
Многие потребляемые нами товары и услуги произведены за границей. Свободный импорт и экспорт выгоден гражданам всех стран. Торговля позволяет каждой стране специализироваться на производстве того, в чем она достигла лучших показателей, и предоставляет каждому человеку более богатый выбор товаров и услуг.
Поскольку страны мира настолько экономически взаимозависимы, вопросы мировой экономики играют центральную роль и в политике. На встречах мировых лидеров экономические проблемы часто являются важнейшими в повестке дня. Люди, разрабатывающие экономическую политику, должны уделять пристальное внимание последствиям политики своей страны на мировой арене и, соответственно, политике остальных государств.
Степень открытости экономики зависит и от отраслевой структуры национального производства. Чем больше удельный вес базовых отраслей (добывающая промышленность, металлургия, энергетика), тем меньше относительное участие страны в международном разделении труда, то есть тем меньше степень открытости ее экономики. Напротив, обрабатывающая промышленность, машиностроение, электроника, химия предполагают более глубокую специализацию, благодаря чему происходит рост технологической взаимозависимости стран и соответственно усиление открытости.
Таким образом, степень открытости национальной экономики тем выше, чем более развиты ее производительные силы, чем больше в ее структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее экономический потенциал и обеспеченность собственными природными ресурсами.
Основной целью данной курсовой работы является изучение экономики во взаимодействии с внешним миром и методов её регулирования. В данной работе, основываясь на анализе статистических данных, можно убедиться в том, что Республики Беларусь является открытой экономикой.
Исторически так сложилось, что экономика Республики Беларусь всегда была ориентирована на внешние рынки. В зависимости от применяемых методик внешнеторговая квота (отношение объёма внешнего товарооборота к ВВП) в Республике Беларусь колеблется от 50 до 100%, что является объективным свидетельством важного значения внешней торговли и внешнеторговой политики для белорусского государства, а так же необходимости постоянного повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
1. Рассмотрение основных понятий теории открытой экономики;
2. Анализ статистических данных и вывод на основе этих данных о степени открытости экономики Республики Беларусь;
3. Демонстрирование важности роли государства в регулировании экономики
4. Раскрытие сущности и основных направлений внешнеторговой политики РБ;
5. Изучение инструментов государственной внешнеторговой политики;
6. Анализ состояния внешнеторговой деятельности и определить пути совершенствования и приоритетные направления внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе.
Актуальность темы состоит в том, что при анализе открытой экономики следует учитывать то, что экономическое развитие страны определяется не только состоянием макрорынков, но и мировых рынков.
1. Открытая экономика: сущность, модели
1.1 Модели открытой экономики
В отечественной и зарубежной литературе дискутируется понятие модели открытой экономики. Если охватить экономическую мысль Запада, то каждое из ее направлений развивало собственную модель открытой экономики. Как в учебной, так и в монографической литературе Запада анализируются теории открытой экономики. Их исследование проводилось различными направлениями экономической мысли. Данная проблематика остается актуальной и по сей день в экономической литературе зарубежных стран. Ведь модели открытой экономики открывают такой спектр вопросов, как взаимодействие между национальными хозяйствами, сочетание макроэкономической и внешнеэкономической политики, а в случае ее неравновесного уровня — вопрос выработки собственной стабилизационной политики.
Открытая экономика проявляется через отток и приток капитала, экспорт и импорт товаров и услуг, валютные курсы. Поэтому существует как бы три уровня ее открытости, а именно:
экспорт товаров и услуг;
приток и отток капитала;
движение валюты.
Для определения взаимоотношений между странами в теориях открытой экономики присутствуют модели малой открытой экономики, в которой цены принимаются постоянными, и модели большой открытой экономики, где цены являются гибкими. Исходя из "Экономикс" или "Volkswirtschaftslehre", существует также деление на краткосрочный и долгосрочный периоды. В силу того, что курсы валют в экономике зарубежных стран ближе в одном случае к фиксированному курсу, в другом — к плавающему, существуют модели открытой экономики то с фиксирующим, то с плавающим, или гибким, курсом валют. Каждая из данных моделей отражает часть проводимой государственной политики. Сущность же действительности развития открытых экономик можно показать лишь в совокупности, системе рассматриваемых моделей.
В странах Восточной Европы с проведением реформы также стала анализироваться данная проблема. Ведь собственно торговля и займы до этого периода осуществлялись государством. Восточноевропейские страны открыли свою экономику в плане движения капитала, экспорта и импорта товаров и услуг на уровне фирм, ввели валютные курсы и конвертируемость валюты, ее обмениваемость на зарубежную, осуществился выбор валютного курса. Среди стран Восточной Европы кто-то в большей степени открыл свою экономику, кто-то - в меньшей. Открытость экономики закономерно влечет за собой воздействие других государств на национальную экономику, что поднимает вопрос о степени открытости экономики в странах Восточной Европы, ее положительном и отрицательном воздействии, применении к конкретным условиям, степени развития страны до реформы, дозе экономических реформ, их последовательности. Поэтому эта проблема представляет интерес для стран Восточной Европы. Вследствие этого необходимо рассмотреть основные теории открытой экономики, их соподчиненность, реальное отражение существующей действительности в области взаимоотношения между странами уровней макроэкономической и внешнеэкономической политики, которая представляет собой достижение экономического роста, отсутствие инфляции и безработицы, выравнивание платежного баланса.
Введем вначале понятие малой открытой экономики. Последняя принимает такую ставку процента, какая установлена на мировых финансовых рынках. Под малой открытой экономикой понимается экономика, которая представляет собой небольшую долю мирового рынка. При доступе на мировые финансовые рынки подразумевается, что правительство не препятствует международному заимствованию и кредитованию. В малой открытой экономике принимается три допущения. Так, Y=Y=F(K,L). Это означает, что величина выпуска в экономике зафиксирована на уровне, заданном на данный момент существующими факторами производства и производственной функцией. Это во-первых. Во-вторых, чем больше величина располагаемого дохода Y—Т, тем выше объем потребления. Функция потребления записывается следующим образом: С = f (Y—Т). В третьих, чем выше реальная ставка процента r, тем ниже объем инвестиций: I=f(r).
Большая открытая экономика— открытая экономика, в которой благодаря ее масштабам ставка процента формируется под воздействием внутренних экономических процессов; экономика, способная оказывать значительное влияние на состояние международного рынка и на уровень мировой ставки процента.
Большая открытая экономика определяется с помощью следующих равенств. Так, Y=F(K,L), что говорит о том, что величина выпуска зависит от фиксированных количеств труда и капитала в производственной функции. Далее, величина выпуска представляет собой сумму потребления, инвестиций, государственных закупок и чистого экспорта: Y=C+I+G+NX. Принимается также, что потребление зависит от располагаемого дохода. Объем инвестиций зависит от реальной ставки процента: I=f(r). Состояние же текущего счета платежного баланса зависит от реального обменного курса. Состояние счета движения капитала является зависимой величиной внутренней ставки процента. И последнее, счет движения капитала и счет текущих операций должны балансировать друг друга.
Открытая экономика, как указывалась выше, представляет собой свободное перемещение капитала, (т. е. его приток и отток), движение экспорта и импорта товаров и услуг, вхождение валютных курсов, что представляет собой суть модели открытой экономики. Исходя из ее сути, и строится система рынков. В данном случае это рынок товаров и услуг, притока и оттока капитала, валютный рынок. Каждое из направлений экономической науки Запада по этому поводу высказывали свою точку зрения. Однако существует общая система категорий, которая объясняет открытую экономику. В данном случае необходимо раскрыть функциональные взаимосвязи экспорта и импорта, притока и оттока капитала, валютных курсов. Это во-первых. Во-вторых, открытая экономика существует не обособленно от национальной экономики, а, наоборот, тесно связана с национальными рынками. Система же ее категорий представляет собой совокупность элементов, взаимосвязанных и субординированных логическими взаимосвязями.
Основное отношение открытой экономики показывает, что экспорт минус импорт равняется сбережениям минус инвестиции. Для того чтобы экономика страны находилась в равновесии, необходимо равенство. Это уравнение показывает, что определяет величину сбережений и инвестиций и, соответственно, счет движения капитала (I—S) и текущий счет платежного баланса (NX). Величина сбережений зависит от бюджетно-налоговой политики (Y—T). Так, меньший объем государственных закупок или более высокие налоги увеличивают уровень национальных сбережений. Объем инвестиций зависит от ставки процента. Следовательно, счет движения капитала и счет текущих операций формируются под воздействием бюджетно-налоговой и монетарной политики. Последние являются теми инструментами государственной политики, с помощью которых осуществляется достижение стабилизационной политики, комбинация различных вариантов.
1.2 Методы регулирования открытой экономики
Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов регулирования.
Введение импортных пошлин выгодно национальным производителям и государству, получающему дополнительный доход в бюджет от роста цен. Потребители же вынуждены покупать импортные товары по более высоким ценам, следовательно, несут потери. Эти потери обычно оказываются больше выигрыша, получаемого производителями и государством, поэтому суммарный чистый эффект от проведения данных мер будет отрицательным.
Применение экспортных таможенных пошлин приводит к снижению внутренних цен, в результате чего национальные потребители оказываются в выигрыше, а производители несут потери. Суммарный выигрыш общества в результате введения экспортных пошлин оказывается меньше потерь производителей, так что чистые потери страны возрастают. Данный метод тарифного регулирования используется в основном слаборазвитыми странами.
Развитые страны обычно прибегают к субсидированию экспорта, осуществляемого в следующих формах:
предоставление низкопроцентных займов и налоговых льгот фирмам-экспортерам или иностранным клиентам;
стимулирование сбыта экспортной продукции за рубежом. Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др.
Импортные квоты (контингенты) - количественные ограничения объемов иностранной продукции, разрешенной к ввозу в страну. В результате введения импортных квот выигрывают производители, а потребители проигрывают. Чистый эффект для благосостояния страны оказывается отрицательным.
"Добровольные" ограничения экспорта означают, что страна-экспортер обязуется ограничивать экспорт в данную страну.
Основная причина их использования - выгода национальных производителей стран-импортеров, которым ограничение ввоза определенного товара в страну дает дополнительные возможности сбыта своей продукции на национальном рынке. Данный метод аналогичен импортным квотам, однако обходится стране-импортеру дороже, поскольку решения об ограничении торговли принимаются на правительственном уровне.
Демпинг означает продажу товара за границей по цене ниже, чем он продается на внутреннем рынке страны-экспортера, или ниже себестоимости данного товара. К данному методу прибегают в периоды экономических спадов, когда производитель не может полностью продать свой товар на внутреннем рынке, а сокращать производство не хочет. Использование демпинга в мировой торговле рассматривается как форма недобросовестной конкуренции и запрещено правилами ГАТТ/ВТО и национальным законодательством ряда стран.
Торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны определенных видов продукции. В основе таких санкций лежат не экономические выгоды, а политические соображения. Эмбарго наносит ущерб всем участникам международной торговли и является крайней формой нетарифных ограничений во внешней торговле.
Экономика считается открытой, если государство применяет минимум экспортных и импортных ограничений. Открытость экономики характеризуют следующие показатели: