Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:01, курсовая работа
Основными задачами данной курсовой работы являются:
1. Рассмотрение основных понятий теории открытой экономики;
2. Анализ статистических данных и вывод на основе этих данных о степени открытости экономики Республики Беларусь;
3. Демонстрирование важности роли государства в регулировании экономики
4. Раскрытие сущности и основных направлений внешнеторговой политики РБ;
5. Изучение инструментов государственной внешнеторговой политики;
денежно-кредитная политика;
ценовое регулирование;
амортизационная политика;
прямые методы регулирования – государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование.
Особая форма государственного регулирования – разработка прогнозов и программ. Их объектами являются как страна в целом, так и отдельные отрасли экономики и социальной сферы, регионы, а также направления деятельности (привлечение в экономику иностранных инвестиций, приватизация, занятость и др.).
Разработка программ социально-экономического развития осуществляется и в странах с развитой рыночной экономикой. Но в период перехода к рынку значимость данного метода регулирования экономики особенно велика, так как при разработке прогнозов и программ определяются стратегические и тактические цели и задачи развития, этапы и меры для их достижения, необходимые средства для их реализации. Вся система государственного регулирования национальной экономики должна быть направлена на обеспечение экономической безопасности страны, её устойчивого развития с учётом возможных изменений внутренних и внешних факторов.
Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры государственного управления и аппарата, способного профессионально действовать в новой экономической и политической среде.
2.1 Важнейшие черты развития внешнеэкономической деятельности
Повышение эффективности производства, проведение структурной перестройки экономики невозможно осуществить без участия во внешней торговле, в мировой промышленной кооперации других формах внешнеэкономической деятельности. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет систему мер воздействия различных общественных институтов и государственных органов на внешнеэкономические связи с целью наиболее эффективного использования преимуществ международного разделения труда.
Развитие внешнеэкономической деятельности относится к числу узловых хозяйственных проблем. Оно направлено на упрочение и расширение материальной базы мирного содружества различных стран, использование преимуществ международного разделения труда с целью мобилизации дополнительных возможностей повышения эффективности производства и выигрыша времени.
Государственное регулирование позволяет чётко определить сферу взаимодействия внутреннего хозяйственного механизма с механизмом внешнеэкономической деятельности. Главное, при этом – создать благоприятные возможности получать необходимые продукты (услуги) за рубежом, производство которых в стране обходится дорого или вообще не производится. В результате народнохозяйственные потребности в отдельных видах продукции (услуг) удовлетворяются за счёт импорта с минимумом затрат, чем при условии их производства внутри страны. В то же время это автоматически предполагает заинтересованность в экспорте товаров (услуг), производство которых в стране по общественно-необходимым затратам и уровню качества обходятся дешевле.
Кроме того, есть глобальные проблемы, оказывающие влияние на всю систему международных экономических отношений и затрагивающие интересы всех наций и народностей:
сырьевая или энергетическая проблема;
ликвидация наиболее опасных заболеваний;
охрана окружающей среды;
использование космоса и ресурсов мирового океана.
Эти проблемы представляют собой широкие и новые аспекты внешнеэкономической деятельности, в которой нуждаются все страны. Они, безусловно, усиливают регулирующую роль государств в международном разделении труда.
Одной из важнейших черт развития внешнеэкономической деятельности в современных условиях является перевод их на долговременную основу. Именно удовлетворение специфических требований мирового рынка, международного разделения труда менее эффективны при «конъюнктурщине» (часто меняющейся политической и хозяйственной ситуации). Республика наша не имеет долговременных связей с другими странами и, как результат, от внешнеэкономической деятельности получает минимальный эффект, даже ущерб, рост внешней задолженности. Формирование же долгосрочных торговых соглашений, даже годовых протоколов о взаимных поставках в своей основе имеют рекомендации и соглашения по международной специализации и кооперированию производства, соглашения по научно-техническому сотрудничеству, подготовке кадров, кредитные соглашения и т.д. Всё это является дополнительным стимулом роста объёмов производства, повышения качества конкурентоспособности экспортной продукции, а также импорта высокой технологичности товаров с целью повышения технического уровня отечественного производства. Очень важно также добиться более глубокой переработки продаваемого сырья с целью получения большей валютной выручки. Долговременные внешнеэкономические связи способствуют также крупномасштабным соглашениям на компенсационной основе, при которых создаются новые предприятия в сотрудничестве с инофирмами. Страна получает кредиты, оборудование и лицензии, за которые расплачиваются частью продукции с этих и других предприятий.
В наше время неотъемлемой чертой развития внешнеэкономической деятельности является сочетание государственной монополии (регулирования) внешней торговли с экономической свободой товаропроизводителей во внешнеэкономических процессах. Отечественный опыт показывает, что монополия государства во внешней торговле вызывалась и объективными причинами (войны и послевоенные периоды восстановления народного хозяйства, индустриализация страны, достижение стратегического паритета в обеспечении безопасности страны), а также неумелой идеологизацией международных отношений. В последующем она стала тормозом в развитии народного хозяйства, привела к его заметному отрыву от мирового рынка. Но точно также последние годы показали, что свобода товаропроизводителей в ВЭД требует разумного ограничения со стороны государства. Практика показала (в том числе многие забастовки), что трудовые коллективы добиваются в основном неограниченного экспорта сырьевых и энергетических ресурсов, или полуфабрикатом неглубокой переработки. Это противоречит Интересам народного хозяйства и не способствует его структурной перестройке, технической 1 модернизации. И, как результат, страна и независимые республики обрекаются на дальнейшее технологическое отставание от других развитых стран. В то же время, подобные тенденции, включая бартерные сделки, не соответствуют долговременным интересам самих товаропроизводителей.
Важной чертой развития ВЭД и ее регулирования является обеспечение (достижение) экономической независимости страны на базе постоянного повышения народнохозяйственной эффективности экономики, нарастания экономического потенциала государства. Без этого невозможно укрепить доверие между государствами-партнерами, их равноправие в мировой торговле, интеграцию в экономические сообщества с выгодой для себя и для всех стран. Если не считаться с требованиями мирового рынка, экономика страны окажется малоподготовленной в конкурентной борьбе за новые рынки сбыта своей продукции, возрастут размеры внешнего долга.
Следующая черта — системность, сбалансированность регулирования ВЭД. Это означает, что отечественное производство и внешняя торговля должны составить единую народнохозяйственную систему на основе балансовых взаимосвязей между ними (по материальным, трудовым, финансовым и валютным ресурсам). На этой основе следует добиться увязки потребностей и возможностей народного хозяйства с международными обязательствами нашей и других стран. Тогда будут эффективнее и отдельные мероприятия самого государства во внешнеэкономической деятельности (например, выделение централизованных капитальных вложений под межгосударственные интеграционные мероприятия). Возрастает тогда и степень доверия товаропроизводителей к мерам по государственному регулированию их внешнеэкономической деятельности. По своей структуре внешнеэкономическая деятельность разнообразна и включает в основном следующие формы:
• торговые операции (экспорт и импорт товаров, торговые и накладные расходы);
• услуги (экспорт и импорт услуг транспорта и связи, технических услуг, туризм, лицензии и прочие услуги);
• неторговые операции (содержание учреждений и представительств за границей, расходы по временным командировкам, банковские операции, взносы в международные организации и др.);
• кредит и имущество (государственные, коммерческие и банковские кредиты, капитальные вложения, покупка и продажа имущества, авансы в счет поставок будущих лет); безвозмездная помощь.
2.3 Меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Для осуществления целей, указанных выше, государство использует различные методы регулирования ВЭД. В основном можно их называть экономическими, административными и оперативными. Своеобразным методом является планирование и прогнозирование внешней торговли. Задача заключается в том, чтобы в перспективе преобладающими были экономические (косвенные) методы, государство с помощью налогово-кредитной политики и политики цен, различных ставок таможенных тарифов и транзитных пошлин косвенно стимулирует улучшение внешнеторговой деятельности товаропроизводителями в интересах народного хозяйства. При этом оно получает право на участие в распределении их валютных доходов. Ведь успех во внешнеэкономических связях во многом зависит от уровня хозяйствования предприятий (организаций).
Налоговые ставки и отчисления от ВЭД товаропроизводителей учитывают специфику страны и суверенных республик. Она выражается в том, что наш рубль не конвертируем на мировом рынке, преобладает государственная собственность и основная часть продукции обрабатывающей промышленности не конкурентоспособна во внешней торговле. Требуется большая степень вмешательства государства в регулировании ВЭД, к тому же имеющему дефицитную экономику.
Административные методы многообразны, как правило, краткосрочны и воздействие с их помощью направлено на соблюдение определенных условий при выходе на внешний рынок без ущерба национальной экономики.
Одни из них вытекают из общепринятых международных норм,! особенно в части международных обязательств в государства по' Охране окружающей среды, когда запрещаются или обязываются к внедрению определенные технологии и виды продукции (работ). В условиях роста внешней задолженности важно не только ограничивать импорт, внешние кредиты (займы), но и эффективно прямое участие государства в финансировании специальных производств для внешнего рынка. Допустимо участие государства в совместных интеграционных мероприятиях (с выделением капитальных вложений, фондируемых материально-технических pecypcoв, подготовкой кадров).
В рамках административного метода применяется оперативное регулирование ВЭД, имеющее разовый характер или рассчитанное на определенный период. Например, запрет продавать и покупать товары (услуги) в отношении отдельных стран в соответствии с эмбарго к ним, установленным международным сообществом. К более мягким оперативным мерам воздействия относятся лицензирование и квотирование торговли отдельными товарами лицензии, как правило, выдаются на торговлю стратегическими товарами, в пределах установленных квот лимитов, и на остро необходимую внутри страны продукцию.
С целью стимулирования технической модернизации отечественных предприятий лимитируется покупка по импорту продуктов питания и промтоваров от суммы сделки (например, не более 25% от суммы сделки).
Оговаривается порядок, при котором валютные средства предприятий хранятся на территории республики и по лицензиям
Национального Банка (республики) в зарубежных банках. Совместные предприятия открывают счета в банках в валюте и рублях, но без права перевода сумм в рублях за границу.
В условиях дефицитной экономики и роста внешней задолженности с учетом наступления сроков ее погашения республика и
страна в целом должна (вынуждена) принимать много других,
специфичных для нас, оперативных мер по ограничению импорта и поощрения экспорта. Вытекают они из необходимости восстановить неоправданно разрушенные связи между республиками, предприятиями.
3. Индивидуальное задание:
3.1 Характеристика соотношения прямых и косвенных методов регулирования внешнеэкономических связей в РБ на фоне других стран-партнёров РБ
Внешнеэкономический потенциал — это совокупность всех ресурсов и условий осуществления внешнеэкономической деятельности государства. Он определяется наличием природных ресурсов, созданным производственным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, социальной сферой, продукция и услуги которых экспортируются за пределы страны или продаются иностранным гражданам, фирмам и организациям, в том числе совместным предприятиям, без вывоза за границу.
Важнейшими экономическими показателями внешнеэкономического потенциала, являются: объем производства ВВП, в том числе на душу населения; удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП; доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров; платежный баланс страны.
Для Республики Беларусь внешнеэкономический потенциал имеет особое значение, так как по мировым масштабам она является небольшим европейским государством с открытой экономикой, доля экспорта в которой составляет около 2/3 валового внутреннего продукта.
По территории (207,6 тыс. км2) Республика Беларусь находится на 6-м месте среди стран СНГ (после России, Казахстана, Украины, Узбекистана, Туркменистана) и 13-м — среди европейских государств, несколько уступая Великобритании и Румынии и более чем в 2,2 раза превосходя Португалию и Венгрию, почти в 5 раз — Нидерланды и Данию.
По объему производства ВВП (по паритету покупательной способности в долларах США) республике принадлежит 4-е место среди стран Содружества (после России, Украины и Казахстана) и 25-е — среди европейских государств.
Занимая в мире по территории 0,15 %, по численности населения 0,17 %, Беларусь производит значительные по удельному весу объемы отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции: тракторы—8 %; минеральные удобрения—3, в том числе калийные—14; химические волокна и нити—1,3; холодильники и морозильники—1,2; масло животное—0,9 %. Доля страны в мировом производстве важнейших видов сельскохозяйственной продукции составляет: льноволокно—6,4 %; картофель—2,8; молоко—0,9; мясо в убойном весе—0,3; сахарная свекла— 0,6 %.