Макроэкономическое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами данной курсовой работы являются:
1. Рассмотрение основных понятий теории открытой экономики;
2. Анализ статистических данных и вывод на основе этих данных о степени открытости экономики Республики Беларусь;
3. Демонстрирование важности роли государства в регулировании экономики
4. Раскрытие сущности и основных направлений внешнеторговой политики РБ;
5. Изучение инструментов государственной внешнеторговой политики;

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

                 внешнеторговая квота в ВНП;

                 доля экспорта в производстве;

                 доля импорта в производстве;

                 удельный вес зарубежных инвестиций по отношению к внутренним.

Дополнительный стимул мировая торговля получила вследствие деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) по либерализации экспортно-импортных операций и, в частности, по снижению и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Анализ открытой экономики на современном этапе, в том                             числе РБ

 

Характерной чертой современного развития международных экономических отношений является тенденция к увеличению степени открытости национальных хозяйств. Участие страны в системе международного разделения труда во многом обусловлено степенью открытости ее национальной экономики по отношению к внешнему миру.

Традиционно теория международных отношений подразделяет национальное хозяйство на два типа: полностью замкнутое (автаркическое) и полностью открытое. Развитие замкнутой экономики определяется исключительно под воздействием внутренних факторов и не зависит от тенденций, имеющих место в мировом хозяйстве. Но влияние именно этих тенденций оказывается главнейшим в развитии экономики развитого типа.

Принцип открытой экономики – признание стандартов мирового рынка, действие по его законам. Открытая экономика предполагает значительное сокращение государственной монополии на внешнеэкономические связи (при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободной торговли.

          Открытость не является синонимом бесконтрольности и вседозволенности во внешнеэкономических связях государства, прозрачности границ. Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютно открытой экономики нет ни в одной стране.

Стихийная открытость не только не способствует экономическому развитию, но и, наоборот, является угрозой экономической безопасности страны. Поэтому экономика одних стран открыта в большей степени, а других – в меньшей. Причем экономика развитых стран, как правило, открыта в меньшей степени. Степень открытости экономики во многом зависит от обеспеченности страны природными ресурсами, численности населения (платежеспособного спроса), емкости внутреннего рынка, уровня развития производственных сил. Если производственные силы развиты в достаточной степени, то экономика может быть более открыта при меньшем экономическом потенциале.

Кроме того, степень открытости экономики зависит и от отраслевой структуры национального производства. Чем больше удельный вес базовых отраслей (добывающая промышленность, металлургия, энергетика), тем меньше относительное участие страны в международном разделении труда, то есть тем меньше степень открытости ее экономики. Напротив, обрабатывающая промышленность, машиностроение, электроника, химия предполагают более глубокую специализацию, благодаря чему происходит рост технологической взаимозависимости стран и соответственно усиление открытости.

Таким образом, степень открытости национальной экономики тем выше, чем более развиты ее производительные силы, чем больше в ее структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее экономический потенциал и обеспеченность собственными природными ресурсами.

Факторы, определяющие открытость экономики, можно подразделить на основные, развитые, общие и специализированные.

К основным относятся природные ресурсы, климатические условия. Географическое положение, трудовые ресурсы. Страна получает и автоматически или при незначительных капиталовложениях. Они не имеют особого значения для конкурентного преимущества страны, либо создаваемое ими преимущество неустойчиво.

К развитым факторам относятся современные технологии, инфраструктура, высококвалифицированная рабочая сила. Именно эти факторы имеют наибольшее значение, поскольку позволяют стране достичь конкурентного преимущества более высокого уровня.

По степени специализации факторы подразделены на общие, которые возможно применять во многих отраслях, и специализированные – образующие долговременную основу для достижения и поддержания конкурентного преимущества.

Разумная открытость, построенная на принципах эффективности, конкурентоспособности, национальной безопасности, не может быть сформирована без учета структуры экспорта и движения капитала, а также таможенной, валютной, налоговой, кредитной и инвестиционной политик, оказывающих влияние не только на формы, но и на общие масштабы взаимодействия страны с внешним миром.

К количественным индикаторам открытости можно отнести удельный вес экспорта и импорта в валовом внутреннем продукте, именуемым экспортной и импортной квотами. Их комбинация дает представление о масштабах связей отдельных национальных экономик с мировым рынком.

Вместе с тем у отдельных развивающихся стран-экспортеров сырья экспортная квота значительно выше среднемировой. В этих случаях экспортная квота свидетельствует скорее не о степени открытости конкретной страны и ее интеграции в мировое хозяйство, а о сырьевой направленности экспорта.

О высокой степени открытости экономики говорят тогда, когда удельный вес импортной продукции на внутреннем рынке превышает порог экономической безопасности страны. Мировой опыт свидетельствует: если доля импорта во внутреннем потреблении не превышает 30%, в том числе по продовольствию – 25%,  - страна сохраняет свою экономическую независимость.

Для оценки интеграции страны в систему мирохозяйственных связей применяется также показатель, характеризующий соотношение внешнеторгового оборота к объему внутреннего производства, - внешнеторговая квота.

В 50-60-е годы к числу открытых относили страны с величиной внешнеторговой квоты более 10%. К концу 90-х годов этот критерий заметно вырос: считается, что страны с высокой степенью открытости имеют внешнеторговую квоту, превышающую 45%. Низкую степень открытости имеют те страны, у которых этот показатель менее 27%.

Вместе с тем можно отметить, что внешнеторговая квота, характеризуя открытость экономики, не может быть ее интегральным показателем. Квота в основном отражает степень участия стран в международном разделении труда, что является лишь одной из составляющих понятия открытости экономики. 

Целесообразно выделить следующие основные показатели, позволяющие в укрупненном плане судить о степени открытости экономики страны:

                 объем валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, выражающего емкость национального рынка и потенциал ее конкурентоспособности;

                 экспортная и импортная квоты, объем экспорта на душу населения – характеризуют динамику потенциала конкурентоспособности;

                 соотношение средних индексов цен на экспортируемые и импортируемые товары и услуги – характеризуют рост или снижение конкурентоспособности;

                 отношение величины задолженности государства к ВВП – характеризует степень «скованности» страны в осуществлении стратегии развития;

                 объем валовых иностранных инвестиций на душу населения;

                 темпы прироста инфляции – показывают способность национальной экономики адаптироваться к условиям мирового рынка.

Самым распространенным  и наиболее часто используемым количественным индикатором открытости служит показатель отношения внешнеторгового оборота к ВВП. Его уровень в Республике Беларусь  в 2007 году составил 119,4%, а в среднем  за восьмилетний период 2000-2007гг. – 121,3%. По этому показателю Беларусь действительно можно отнести к числу стран-лидеров открытой экономики, поскольку в разных странах его величина в 2-3 раза ниже.

Данные свидетельствуют также о высоких долях экспорта (импорта) в ВВП против стандартных уровней развитых стран (20-30% от ВВП). В пользу открытости экономики говорит и большая доля импорта и даже отрицательное на протяжении восьми лет (с 2000г.) сальдо торгового баланса.

Высокий показатель экспортной квоты свидетельствует скорее о малом размере ВВП, чем о серьезной открытости. Говорить об открытости белорусской экономики можно лишь по отношению к России, доля которой во внешней торговле и накоплении иностранных инвестиций Беларуси доходит до 60%.

Такая ситуация объясняется, с одной стороны, рядом факторов, среди которых важнейшими являются резкое увеличение импорта потребительских товаров, шок спроса как результат накопившегося неудовлетворенного  спроса экономики дефицита (административно-командной системы хозяйствования). С другой стороны, произошло снижение экспорта промышленной продукции в результате разрыва экономических связей между бывшими странами СЭВ, а в дальнейшем и с союзными республиками.

Однако у этих чисто количественных показателей есть обратная сторона. Высокий уровень анализируемых показателей обычно характерен либо для стран с узкой отраслевой специализацией (чего нельзя пока сказать о Беларуси), либо стран, находящихся в кризисной позиции. Беспрецедентно высокие темпы инфляции, узость внутреннего рынка и погоня за конвертируемой валютой обусловливают неприемлемую в нормальных условиях экспортную активность хозяйствующих субъектов.

Экспортную политику Беларуси можно характеризовать как агрессивную: продается все, что можно продать, иногда без учета экономической выгоды. На фоне количественного роста объема экспорта по-прежнему практикуется бартер, доля которого в отдельные годы приближалась к 50% от объема экспорта.

Товарная структура экспорта и импорта:

                 машины, оборудование и транспортные средства;

                 минеральные продукты;

                 черные, цветные металлы и изделия из них;

                 продукция химической промышленности, каучук (включая химические волокна и нити);

                 древесина и целлюлозно-бумажные изделия;

                 текстиль и текстильные изделия;

                 кожевенное сырье, пушнина и изделия из них;

                 продукция пищевой промышленности и сырье для ее производства.

В Республике Беларусь импорт перечисленных товаров превышает экспорт. Лишь только экспорт минеральных продуктов, древесины и целлюлозно-бумажных изделий и кожевенного сырья, пушнины и изделий из них превышает импорт. В 2006 году экспорт минеральных продуктов, древесины и целлюлозно-бумажных изделий  и кожевенного сырья, пушнины и изделий из них составил 7661,2, 548,2, 89,3 млн. долл. США соответственно. В свою очередь импорт этих же товаров составил 7444,4, 523,9, 88,7 млн. долл. США соответственно.

Реальная открытость национальных экономик не может быть осознана без учета структуры экспорта и движения капитала, а также таможенной, валютной, налоговой, кредитной и инвестиционных политик, оказывающих влияние не только на формы, но и на общие масштабы их взаимодействия с внешним миром.

Инвестиции в основной капитал организаций с участие иностранного капитала по отраслям экономики рассматривается в приложении 4. Количество организаций с иностранными инвестициями на конец 2006 года составило 3818 единиц. Общая сумма уставного капитала на конец 2006 года составила 1570 млн. долл. США, а объем производства промышленной продукции, работ, услуг – 11750млрд. руб.

С помощью указанных факторов измеряется институциональная активность экономики, связанная с уровнем либерализации политического и валютного режимов страны. Известен целый ряд критериев, по которым выводится степень институциональной открытости страны. Институциональными критериями открытости являются:

                 свободный выбор предприятиями партнеров на внешнем и внутренних рынках;

                 степень допуска на отечественные рынки иностранных конкурентов;

                 сопоставимость внутренних и мировых цен;

                 конвертируемость национальной валюты;

                 наличие финансового рынка и его инфраструктуры, отвечающих требованиям европейских и мировых стандартов;

Известна также трактовка открытости экономики Дж. Сакса и Э. Уорнера, в соответствии с которой экономика считается закрытой, если удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

                 высокая курсовая премия черного рынка;

                 социалистическая экономическая система;

                 государственная монополия на экспорт;

                 высокие таможенные тарифные барьеры.

Поэтому при анализе открытости экономики исследователи используют оценку степени валютных, таможенных, лицензионных ограничений, косвенных налогов, и торговых субсидий и др. Как правило, открытыми являются экономики развитых стран с высокоэффективным и конкурентоспособным производством. Такие страны обычно не склонны к протекционизму.

Если рассмотреть степень открытости экономики Республики Беларусь, используя показатель доходов от внешнеэкономической деятельности, то картина получается следующей.

Как видим, по уровню наполнения бюджета удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности приближается к доле подоходных налогов с населения и даже акцизов. В европейских странах, в частности в Германии, их величина колеблется в пределах 2-3%, то есть намного меньше. Следовательно, уровень протекционизма в РБ выше. По расчетам независимых экспертов, если бы не импортные пошлины, то на питание население Беларуси тратило бы в год на 1-1,2 млрд. долларов меньше.

Информация о работе Макроэкономическое регулирование