Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:01, курсовая работа
Основными задачами данной курсовой работы являются:
1. Рассмотрение основных понятий теории открытой экономики;
2. Анализ статистических данных и вывод на основе этих данных о степени открытости экономики Республики Беларусь;
3. Демонстрирование важности роли государства в регулировании экономики
4. Раскрытие сущности и основных направлений внешнеторговой политики РБ;
5. Изучение инструментов государственной внешнеторговой политики;
Существенно расширяется экспорт услуг по статье «поездки», которые в платежном балансе выделяются как расходы на деловые и личные поездки. Первые представляют собой расходы по служебным командировкам, поездкам обслуживающего персонала и расходы граждан, приехавших с целью временного трудоустройства. Вторые включают затраты на туристские, личные и транзитные поездки.
Ускоренными темпами развивается также экспорт компьютерных и информационных услуг, хотя их абсолютный объем невелик (0,9 % общего объема экспорта услуг). В экспорте услуг практически отсутствуют такие доходные за рубежом статьи, как аудит, консалтинг, лизинг, маркетинг, страхование и др. В целом услуги обеспечивают порядка 20 % поступлений выручки от белорусского экспорта в иностранной валюте, что способствует укреплению платежного баланса страны.
Внешнеэкономический потенциал не ограничивается оценкой возможностей экспорта товаров и услуг, а включает также валютно-финансовые и кредитные отношения, инвестиции, туристский обмен, международную миграцию населения и др. Концентрированное выражение все эти виды взаимосвязей находят в платежном балансе страны, который составляется Национальным банком Республики Беларусь по методологии Международного валютного фонда.
Платежный баланс представляет собой статистический отчет, в котором в систематизированном виде представлены данные о внешнеэкономических операциях, которые совершаются между резидентами и нерезидентами Республики Беларусь с товарами, услугами, доходами, а также с финансовыми требованиями и обязательствами. Классификация платежного баланса предполагает выделение в его структуре двух основных разделов: счета текущих операций (текущий счет) и счета операций с капиталом и финансовых операций, которые представлены более мелкими стандартными компонентами.
Счет текущих операций охватывает любые операции с реальными ценностями (за исключением операций с финансовыми активами), совершаемые между резидентами и нерезидентами Республики Беларусь. В нем отражается информация об экспортно-импортных операциях с товарами, услугами, доходами и текущими трансфертами.
Доходы представлены двумя категориями: оплата труда работников и доходы от инвестиций. Первая категория состоит из заработной платы, выплачиваемой нашей экономикой рабочим — нерезидентам Республики Беларусь и получаемой работниками — резидентами Республики Беларусь из других экономик. Вторая — из поступлений от внешних финансовых активов, принадлежащих резидентам Республики Беларусь, и платежей по внешним обязательствам перед нерезидентами Республики Беларусь. Данная категория отражает доходы от прямых, портфельных и других инвестиций. В состав текущих трансфертов входят гуманитарная и техническая помощь, другие поступления на безвозмездной основе.
Счет операций с капиталом включает капитальные трансферты различных секторов с делением на трансферты, связанные с миграцией населения, прощением долгов и т.д.
В финансовом счете регистрируются операции с финансовыми активами и обязательствами, в результате которых происходит переход права собственности на внешние финансовые активы и обязательства страны. Активы включают операции, связанные с инвестициями резидентов Республики Беларусь за границу. В обязательствах отражаются изменения объемов инвестиций нерезидентов Республики Беларусь в экономику страны. На первом уровне классификации финансового счета операции объединяются в четыре функциональные категории: прямые инвестиции, портфельные инвестиции, другие инвестиции и резервные активы. Статья «Резервные активы», согласно методологии платежного баланса, охватывает операции по изменению высоколиквидных активов органов денежно-кредитного регулирования, которые в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платежного баланса.
Составляются аналитическое и стандартное представления платежного баланса. Отличие между ними заключается в том, что в аналитическом представлении выводится сальдо, отражающее влияние всех операций платежного баланса на изменение официальных резервных активов страны. Аналитическое представление получают из стандартного представления путем выделения из финансового счета платежного баланса операций, связанных с данным изменением.
Статистические расхождения между кредитовыми и дебетовыми операциями платежного баланса указывают на неучтенный статистикой экспорт товаров и услуг или приток капитала в экономику. Платежный баланс Республики Беларусь представлен в таблице 4.
Таблица 4 «Платежный баланс Республики Беларусь, млн.дол.США»
Статья | 1995 г. | 2000 г. | 2004 г. | ||
Счет текущих операций | -458,3 | -338,4 | -1042,9 | ||
Товары и услуги, сальдо: экспорт импорт | -483,3 5269,1 -5752,4 | -446,4 7640,8 -8087,2 | -1353,1 15666,4 -17019,5 | ||
Товары, сальдо: экспорт (в ценах ФОБ) импорт (в ценах ФОБ) | -665,7 4803,0 -5468,7 | -884,1 6640,5 -7524,6 | -2065,7 13916,8 -15982,5 | ||
Услуги, сальдо экспорт импорт | 182,4 466,1 -283,7 | 437,7 1000,3 -562,6 | 712,6 1749,6 -1037,0 | ||
Доходы, сальдо | -51,0 | -46,7 | 25,5 | ||
Текущие трансферты, сальдо | 76,0 | 154,7 | 284,7 | ||
Счет операций с капиталом и финансовых операций | 571,9 | 159,9 | 992,1 | ||
Счет операций с капиталом | 7,3 | 69,4 | 48,8 | ||
Финансовый отчет: прямые инвестиции портфельные инвестиции другие инвестиции: коммерческие (торговые) кредиты средний и долгосрочный капитал краткосрочный капитал | 546,6 14,7 0 549,9 -3.0 276,9 270.0 | 90,5 118,6 44,4 -72,5 -69,7 3.4 6,2 | 943,3 168,1 59.7 715,5 402,8 -103.2 415,9 | ||
Статистические расхождения | 173,1 | 254,1 | 306,6 | ||
Общий баланс | 286,7 | 75,6 | 255,8 | ||
Финансирование | -286,7 | -75,6 | -255,8 | ||
Изменение резервных активов | -286,7 | -75,6 | -255,8 |
Важную роль в развитии внешнеэкономического потенциала Беларуси имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). В настоящее время в мире функционирует более 4 тыс. СЭЗ различного типа и через них проходят до 30 % мирового товарооборота.
В республике создано шесть свободных экономических зон — «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест», в которых на 1 января 2005 г. зарегистрированы 284 предприятия-резидента (275 из них — действующие). Наибольшее число резидентов зарегистрировано в СЭЗ «Брест» — 100 (35,2 % общего числа резидентов) и «Минск» — 84 (29,6 %). Далее следуют СЭЗ «Гомель-Ратон» — 38 резидентов (13,4 %), «Витебск» — 26(9,1 %), «Гродноинвест» — 23(8,1 %)и «Могилев» — 13 резидентов (4,6 %).
Свободные экономические зоны позволяют активно формировать экономику открытого типа. В них возможно создание особо благоприятного режима для деятельности зарубежного капитала. За счет привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий, а также экспорта производимой продукции СЭЗ способствуют ускоренному развитию не только отдельных регионов, но и страны в целом.
По состоянию на 1 января 2005 г., резидентами СЭЗ накоплено 160,4 млн. дол. иностранных инвестиций (без учета банков — резидентов СЭЗ), причем 32,1 % из них получено в виде взносов в уставный фонд. По объемам накопленных иностранных инвестиций зоны располагаются в следующем порядке: «Брест» — 50,9 млн. дол., «Минск» — 50,2, «Гомель-Ратон» — 26,7, «Витебск» — 9,2, «Могилев» — 9,8, «Гродноинвест» — 3,6 млн. дол.
Экспорт товаров резидентами СЭЗ в 2004 г. составил 485,5 млн. дол., или 3,5 общего экспорта товаров из Беларуси. Среди экспортируемых СЭЗ товаров: мебель и части к ней (20,5 %), готовые или консервированные продукты из рыбы (9,1 %), колбасные и другие готовые и консервированные изделия.
3.2 Характеристика изменения нормативно-правовой базы регулирования внешней торговли в РБ
Переход Республики Беларусь к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в мировую экономику. Активизация участия нашей страны в мировом хозяйстве, протекающих в нём процессов должно оказать благотворное влияние на её экономику, позволить получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономике и внешнеполитических связей, приспособить национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.
Современное состояние мирохозяйственных связей характеризуется дальнейшим прогрессом в развитии специализации в международном масштабе и возрастающей зависимостью национальных экономик от внешних факторов, в первую очередь, от развития мирового производства, уровня науки и техники, развитие международных обменов. Даже государства, имеющие громадные природные, материальные и человеческие ресурсы, не могут эффективно развиваться без активного участия в международном разделении труда.
В этих условиях внешнеэкономическая политика, являясь системой мероприятий, направленных на достижение определённых преимуществ экономикой раннего государства на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, приобретает особую значимость для любого государства в современных условиях. В особенности, это касается Республики Беларусь, которая сегодня поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 140 странами мира.
Исторически так сложилось, что экономика Республики Беларусь всегда была ориентирована на внешние рынки. В зависимости от применяемых методик внешнеторговая квота (отношение объёма внешнего товарооборота к ВВП) в Республике Беларусь колеблется от 50 до 100%, что является объективным свидетельством важного значения внешней торговли и внешнеторговой политики для белорусского государства, а так же необходимости постоянного повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.
Государства, проводя определённую внешнеэкономическую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.
Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т. д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.
Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например, на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.
К методам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифные и нетарифные барьеры.
Таможенный тариф — основной инструмент таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, это систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами при перемещении их через государственную границу страны; свод пошлин. Под пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.
Таможенный тариф включает: товарную номенклатуру, методы определения таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, виды пошлин, ставки таможенных пошлин, порядок взимания пошлин, правила определения страны происхождения товара и пределы полномочий органов исполнительной власти.
Сфера действия таможенного тарифа охватывает единую таможенную территорию страны, таможенного союза в рамках их официальных государственных границ, включая акваторию — территориальные воды — морей и океанов (если есть). Однако на территории свободных экономических зон (СЭЗ) или иных территорий с особым льготным хозяйственным, в том числе и таможенным режимом, изданным на территории государства, действие таможенного тарифа может быть ограничено.
Стратегия страны складывается под влиянием множества факторов, часто разнонаправленных: состояния экономики, торговых и платежных расчетов с другими государствами, тенденций изменения конкуренции и т.д. Все это создает сложную и подвижную структуру внешней торговли, в результате которой формируются либо внешнеторговые доктрины, либо преобладающие в тот или иной момент линии внешнеторговой политики. Мировой рынок - это сложная, многоярусная, динамичная и все более конкурентная система. Каждая страна, включающаяся в эту стремящуюся к равновесию (постоянно нарушающемуся благодаря появлению новых товаров и услуг) систему, вынуждена приспосабливаться к тому конкретному состоянию, которое существует на данный момент.
Конкуренция заставляет производителей постоянно обновлять технологию производства, снижать издержки, улучшать потребительские свойства продукции Причины изменения внешнеторговых позиций международные эксперты рекомендуют искать прежде всего в области конкурентоспособности. Успехи одних стран в этом направлении негативно влияют на внешнеторговую деятельность других стран.
С 1996 г. режим внешней торговли в Республике Беларусь формируется под воздействием Таможенного союза четырех стран — России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана (в 1998 г. к Таможенному союзу присоединился Таджикистан). Внутри этого союза Беларусь развивает особо тесное сотрудничество с Россией, на которую в настоящее время приходится около 55 % внешней торговли страны. Таможенный союз призывает к полному согласованию внешних тарифов на импорт, введению единых правил торговли с третьими странами, а также к отмене всех налогов на экспорт. В этих областях с начала 1997 г. отмечается прогресс: все внутренние тарифы на торговлю с членами союза отменены, что привело к возникновению зоны свободной торговли. Беларусь и Россия практически полностью согласовали все тарифные ставки в торговле с третьими странами. Казахстан и Кыргызская Республика согласовали около 50 % своих внешнеторговых тарифов. Члены союза работают также над проектом соглашения о создании единого экономического пространства. С начала 1998 г. вступил в силу порядок приобретения гражданства, обеспечения свободного передвижения физических лиц и облегчения перевода денежных средств.