Макроэкономическое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами данной курсовой работы являются:
1. Рассмотрение основных понятий теории открытой экономики;
2. Анализ статистических данных и вывод на основе этих данных о степени открытости экономики Республики Беларусь;
3. Демонстрирование важности роли государства в регулировании экономики
4. Раскрытие сущности и основных направлений внешнеторговой политики РБ;
5. Изучение инструментов государственной внешнеторговой политики;

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

 

Существенно расширяется экспорт услуг по статье «поезд­ки», которые в платежном балансе выделяются как расходы на деловые и личные поездки. Первые представляют собой расхо­ды по служебным командировкам, поездкам обслуживающего персонала и расходы граждан, приехавших с целью временного трудоустройства. Вторые включают затраты на туристские, личные и транзитные поездки.

Ускоренными темпами развивается также экспорт компью­терных и информационных услуг, хотя их абсолютный объем невелик (0,9 % общего объема экспорта услуг). В экспорте услуг практически отсутствуют такие доходные за рубежом статьи, как аудит, консалтинг, лизинг, маркетинг, страхование и др. В целом услуги обеспечивают порядка 20 % поступлений выручки от белорусского экспорта в иностранной валюте, что способствует укреплению платежного баланса страны.

Внешнеэкономический потенциал не ограничивается оцен­кой возможностей экспорта товаров и услуг, а включает также валютно-финансовые и кредитные отношения, инвестиции, ту­ристский обмен, международную миграцию населения и др. Концентрированное выражение все эти виды взаимосвязей на­ходят в платежном балансе страны, который составляется На­циональным банком Республики Беларусь по методологии Международного валютного фонда.

     Платежный баланс представляет собой статистический от­чет, в котором в систематизированном виде представлены дан­ные о внешнеэкономических операциях, которые совершаются между резидентами и нерезидентами Республики Беларусь с товарами, услугами, доходами, а также с финансовыми требо­ваниями и обязательствами. Классификация платежного ба­ланса предполагает выделение в его структуре двух основных разделов: счета текущих операций (текущий счет) и счета опе­раций с капиталом и финансовых операций, которые представ­лены более мелкими стандартными компонентами.

Счет текущих операций охватывает любые операции с ре­альными ценностями (за исключением операций с финансовы­ми активами), совершаемые между резидентами и нерезидента­ми Республики Беларусь. В нем отражается информация об экспортно-импортных операциях с товарами, услугами, дохо­дами и текущими трансфертами.

Доходы представлены двумя категориями: оплата труда ра­ботников и доходы от инвестиций. Первая категория состоит из заработной платы, выплачиваемой нашей экономикой рабо­чим — нерезидентам Республики Беларусь и получаемой работ­никами — резидентами Республики Беларусь из других эконо­мик. Вторая — из поступлений от внешних финансовых акти­вов, принадлежащих резидентам Республики Беларусь, и пла­тежей по внешним обязательствам перед нерезидентами Рес­публики Беларусь. Данная категория отражает доходы от пря­мых, портфельных и других инвестиций. В состав текущих трансфертов входят гуманитарная и техническая помощь, дру­гие поступления на безвозмездной основе.

Счет операций с капиталом включает капитальные тран­сферты различных секторов с делением на трансферты, связан­ные с миграцией населения, прощением долгов и т.д.

В финансовом счете регистрируются операции с финансо­выми активами и обязательствами, в результате которых про­исходит переход права собственности на внешние финансовые активы и обязательства страны. Активы включают операции, связанные с инвестициями резидентов Республики Беларусь за границу. В обязательствах отражаются изменения объемов ин­вестиций нерезидентов Республики Беларусь в экономику стра­ны. На первом уровне классификации финансового счета опера­ции объединяются в четыре функциональные категории: пря­мые инвестиции, портфельные инвестиции, другие инвестиции и резервные активы. Статья «Резервные активы», согласно ме­тодологии платежного баланса, охватывает операции по изме­нению высоколиквидных активов органов денежно-кредитного регулирования, которые в любой момент могут быть использо­ваны для финансирования дефицита платежного баланса.

Составляются аналитическое и стандартное представления платежного баланса. Отличие между ними заключается в том, что в аналитическом представлении выводится сальдо, отра­жающее влияние всех операций платежного баланса на измене­ние официальных резервных активов страны. Аналитическое представление получают из стандартного представления путем выделения из финансового счета платежного баланса операций, связанных с данным изменением.

Статистические расхождения между кредитовыми и дебето­выми операциями платежного баланса указывают на неучтен­ный статистикой экспорт товаров и услуг или приток капитала в экономику. Платежный баланс Республики Беларусь пред­ставлен в таблице 4.

 

 

 

 

 

 

Таблица 4 «Платежный баланс Республики Беларусь, млн.дол.США»

 

Статья

1995 г.

2000 г.

2004 г.

Счет текущих операций

-458,3

-338,4

-1042,9

Товары и услуги, сальдо:

экспорт

импорт

-483,3        5269,1

-5752,4

-446,4 7640,8

-8087,2

-1353,1 15666,4

-17019,5

Товары, сальдо:

экспорт (в ценах ФОБ)

импорт (в ценах ФОБ)

-665,7 4803,0

-5468,7

-884,1 6640,5

-7524,6

-2065,7 13916,8

-15982,5

Услуги, сальдо

экспорт

импорт

182,4

466,1

-283,7

437,7 1000,3   

-562,6

712,6 1749,6

-1037,0

Доходы, сальдо

-51,0

-46,7

25,5

Текущие трансферты, сальдо

76,0

154,7

284,7

Счет операций с капиталом и фи­нансовых операций

571,9

159,9

992,1

Счет операций с капиталом

7,3

69,4

48,8

Финансовый отчет:

прямые инвестиции

портфельные инвестиции

другие инвестиции:

коммерческие (торговые) кредиты средний и долгосрочный капитал краткосрочный капитал

546,6

14,7

0

549,9

-3.0

276,9

270.0

90,5

118,6

44,4

-72,5

-69,7

3.4

6,2

943,3

168,1

59.7

715,5

402,8

-103.2

415,9

Статистические расхождения

173,1

254,1

306,6

Общий баланс

286,7

75,6

255,8

Финансирование

-286,7

-75,6

-255,8

Изменение резервных активов

-286,7

-75,6

-255,8

 

Важную роль в развитии внешнеэкономического потенциала Беларуси имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). В насто­ящее время в мире функционирует более 4 тыс. СЭЗ различного типа и через них проходят до 30 % мирового товарооборота.

В республике создано шесть свободных экономических зон — «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест», в которых на 1 января 2005 г. зарегистрирова­ны 284 предприятия-резидента (275 из них — действующие). Наибольшее число резидентов зарегистрировано в СЭЗ «Брест» — 100 (35,2 % общего числа резидентов) и «Минск» — 84 (29,6 %). Далее следуют СЭЗ «Гомель-Ратон» — 38 резидентов (13,4 %), «Витебск» — 26(9,1 %), «Гродноинвест» — 23(8,1 %)и «Моги­лев» — 13 резидентов (4,6 %).

Свободные экономические зоны позволяют активно форми­ровать экономику открытого типа. В них возможно создание особо благоприятного режима для деятельности зарубежного капитала. За счет привлечения иностранных инвестиций и про­грессивных технологий, а также экспорта производимой про­дукции СЭЗ способствуют ускоренному развитию не только от­дельных регионов, но и страны в целом.

По состоянию на 1 января 2005 г., резидентами СЭЗ накопле­но 160,4 млн. дол. иностранных инвестиций (без учета банков — резидентов СЭЗ), причем 32,1 % из них получено в виде взносов в уставный фонд. По объемам накопленных иностранных инве­стиций зоны располагаются в следующем порядке: «Брест» — 50,9 млн. дол., «Минск» — 50,2, «Гомель-Ратон» — 26,7, «Ви­тебск» — 9,2, «Могилев» — 9,8, «Гродноинвест» — 3,6 млн. дол.

Экспорт товаров резидентами СЭЗ в 2004 г. составил 485,5 млн. дол., или 3,5 общего экспорта товаров из Беларуси. Среди экспортируемых СЭЗ товаров: мебель и части к ней (20,5 %), готовые или консервированные продукты из рыбы (9,1 %), колбасные и другие готовые и консервированные изделия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Характеристика изменения нормативно-правовой базы регулирования внешней торговли в РБ

 

Переход Республики Беларусь к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в мировую экономику. Активизация участия нашей страны в мировом хозяйстве, протекающих в нём процессов должно оказать благотворное влияние на её экономику, позволить получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономике и внешнеполитических связей, приспособить национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.

Современное состояние мирохозяйственных связей характеризуется дальнейшим прогрессом в развитии специализации в международном масштабе и возрастающей зависимостью национальных экономик от внешних факторов, в первую очередь, от развития мирового производства, уровня науки и техники, развитие международных обменов. Даже государства, имеющие громадные природные, материальные и человеческие ресурсы, не могут эффективно развиваться без активного участия в международном разделении труда.

В этих условиях внешнеэкономическая политика, являясь системой мероприятий, направленных на достижение определённых преимуществ экономикой раннего государства на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, приобретает особую значимость для любого государства в современных условиях. В особенности, это касается Республики Беларусь, которая сегодня поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 140 странами мира.

Исторически так сложилось, что экономика Республики Беларусь всегда была ориентирована на внешние рынки. В зависимости от применяемых методик внешнеторговая квота (отношение объёма внешнего товарооборота к ВВП) в Республике Беларусь колеблется от 50 до 100%, что является объективным свидетельством важного значения внешней торговли и внешнеторговой политики для белорусского государства, а так же необходимости постоянного повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.

Государства, проводя определённую внешнеэкономическую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой кон­кретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.

Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйству­ющие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государст­венные заказы и т. д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.

Более действенными инструментами государственной внешнетор­говой политики являются различного рода запреты, например, на экс­порт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.

К методам внешнеторговой политики относится также сис­тема двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на уве­личение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соот­ветствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифные и нетарифные барьеры.

Таможенный тариф — основной инструмент таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, это систематизированный перечень товаров, облага­емых пошлинами при перемещении их через государственную границу страны; свод пошлин. Под пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

Таможенный тариф включает: товарную номенклатуру, методы определения таможенной стоимости ввозимых (вы­возимых) товаров, виды пошлин, ставки таможенных пошлин, порядок взимания пошлин, правила определения страны происхождения товара и пределы полномочий органов исполнительной власти.

Сфера действия таможенного тарифа охватывает единую таможенную территорию страны, таможенного союза в рамках их официальных государствен­ных границ, включая акваторию — территориальные воды — морей и океанов (если есть). Однако на территории свободных экономических зон (СЭЗ) или иных территорий с особым льготным хозяйственным, в том числе и таможенным режи­мом, изданным на территории государства, действие тамо­женного тарифа может быть ограничено.

          Стратегия страны складывается под влиянием множества факторов, часто разнонаправленных: состояния экономики, торговых и пла­тежных расчетов с другими государ­ствами, тенденций изменения конкуренции и т.д. Все это создает сложную и подвижную структуру внешней тор­говли, в результате которой формиру­ются либо внешнеторговые доктрины, либо преобладающие в тот или иной момент линии внешнеторговой поли­тики. Мировой рынок - это сложная, многоярусная, динамичная и все бо­лее конкурентная система. Каждая страна, включающаяся в эту стремящу­юся к равновесию (постоянно наруша­ющемуся благодаря появлению новых товаров и услуг) систему, вынуждена приспосабливаться к тому конкретно­му состоянию, которое существует на данный момент.

Конкуренция заставляет производите­лей постоянно обновлять технологию производства, снижать издержки, улуч­шать потребительские свойства продук­ции Причины изменения внешнетор­говых позиций международные экспер­ты рекомендуют искать прежде всего в области конкурентоспособности. Успе­хи одних стран в этом направлении не­гативно влияют на внешнеторговую де­ятельность других стран.

С 1996 г. режим внешней торговли в Республике Беларусь формируется под воздействием Таможенного союза четырех стран — России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана (в 1998 г. к Таможенному союзу присоединился Таджикистан). Внутри этого союза Беларусь развивает особо тесное сотрудничество с Россией, на которую в настоящее время приходится около 55 % внешней торговли страны. Таможенный союз призывает к полному согласованию внешних тарифов на импорт, введению единых правил торговли с третьими странами, а также к отмене всех налогов на экспорт. В этих областях с начала 1997 г. отмечается прогресс: все внутренние тарифы на торговлю с членами союза отменены, что привело к возникновению зоны свободной торговли. Беларусь и Россия практически полностью согласовали все тарифные ставки в торговле с третьими странами. Казахстан и Кыргызская Республика согласовали около 50 % своих внешнеторговых тарифов. Члены союза работают также над проектом соглашения о создании единого экономического пространства. С начала 1998 г. вступил в силу порядок приобретения гражданства, обеспечения свободного передвижения физических лиц и облегчения перевода денежных средств.

Информация о работе Макроэкономическое регулирование