Лекции по "Бюджетному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:45, курс лекций

Описание работы

Сущность и состав бюджетного менеджмента. Предмет и задача курса
1.1. Сущность бюджетного менеджмента.
1.2. Система управления бюджетом.
1.3. Состав бюджетного менеджмента.

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций - бюджетный менеджмент.doc

— 556.00 Кб (Скачать)

• план счетов с учетом выполнения бюджета  государства.

Все операции по выполнение бюджета оформляются  документально. Документы, в которых  отображаются все операции, называются первичными, поскольку они являются исходными для ведения учета.

Первичный документ – это документ, который содержит сведения о хозяйственной операции и подтверждает ее осуществления (определения приведено в Законе Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»).

Бухгалтерские документы подписывают руководитель финансового органа или его заместитель  и главный бухгалтер, а во время  отсутствия главного бухгалтера –  заместитель главного бухгалтера или  старший бухгалтер.

Для осуществления бухгалтерских записей операций по выполнение бюджета в финансовом органе должны быть представлены следующие правильно оформленные документы:

1). Годовая  роспись бюджета с помесячной  разбивкой.

2) Реестр  доходов, которые поступили в  Государственный бюджет за соответствующий период.

3). Справка  о поступлениях в Государственный  бюджет.

4). Распоряжение  на перечисление средств с  единого казначейского счета  на счета перечисленных в документации  организаций и предприятий

5). Сообщения  по взаимным расчетам (ф. № 11).

6). Платежные  поручения на перечисление средств  из Государственного бюджета  распорядителям средств (типичная  форма № 0401002).

7). Протокол  взаиморасчетов между распорядителем  средств и налогоплательщиком.

8). Мемориальный  ордер (ф. № 274).

.9) Периодическая и годовая отчетность распорядителей средств об использование выделенных бюджетных средств (о выполнение смет доходов и расходов по бюджету).

10). Выписки  учреждений банков о доходах  с предоставлением копий платежных  документов. Ежедневная банковская отчетность (ф. № 412-Д), месячная банковская отчетность (ф. № 412).

Документы, которые поступили в бухгалтерию, проверяются:

• по форме: наличие всех реквизитов и подписей;

• по смыслу: законность операции, правильность арифметических подсчетов и т.п.

Принятые  к учету документы оформляются  общим мемориальным ордером по всем операциям за день.

Бухгалтерский учет операций по выполнение всех видов  бюджетов ведется в учетных реестрах.

Учетные реестры – это носители специального формата (бумажные, машинные) в виде сведений, ордеров, книг, журналов и т.п., предназначенных для хронологического, систематического или комбинированного накопления, группирования и обобщения информации из первичных документов, которые приняты к учету.

В Украине  при учете выполнения бюджета используют следующие формы учетных реестров:

• Книга  «Журнал-главная» (ф. № 1 -ф);

• Книга  текущих регистрационных счетов распорядителей средств (ф.№3ф);

• Книга  расчетов с другими бюджетами (ф. № 4-ф);

• Книга  доходов (ф. № 5-ф).

+ Книга по ф. № 1-ф - это реестр синтетического учета,.

План  счетов.

Важной  составной организации бухгалтерского учета является установление плана  счетов.

Планы счетов отображают специфику работы предприятий, организаций и учреждений. В бюджетном учете в отдельности  выделяются планы счетов по учету выполнения бюджета в финансовых органах, в бюджетных учреждениях, в сельских и поселковых Советах народных депутатов.

План  счетов - это систематизированный  перечень счетов бухгалтерского учета  операций по выполнение государственного и местных бюджетов.

Учет  выполнения бюджета в финансовых органах ведется по единому плану  счетов, который включает в себя классы, счета второго порядка  и счета третьего порядка.

Действующий план счетов с учетом выполнения бюджета  был разработан ГУДКУ и приобрёл силу с 1 января 1998 года согласно приказу ГУДКУ от 24 декабря 1997 года № 137. Он состоит из 7 классов, каждый из которых имеет как счета второго порядка, так и третьего; перечислим эти классы:

1). Ресурсы  бюджета.

2). Долговые  обязательства.

3). Средства  в расчетах.

4). Результат.

5). Доходы.

6). Расходы.

7). Вспомогательные  счета.

Различают два вида счетов: активные и пассивные. Активные счета предназначены для  учета ресурсов по содержанию и размещению, а пассивные – для учета  источников бюджетных средств направляемых по целевому назначению.

Счета классов:

1 класса  «Ресурсы бюджета» и 6 класса  «Расходы» – активные; 5 класса  «Доходы» – пассивные.

Счета 3 класса «Средств в расчетах» и 2 класса «Долговые обязательства» –  активно-пассивные. Счета определенных классов, предназначены для учета расчетов, когда бюджет выступает одновременно и дебитором, и кредитором. Счета 4 класса «Результат» - активно-пассивные, поскольку бюджет может выполняться и с дефицитом.

План  счетов для учета выполнения бюджета в финансовых органах довольно громоздкий. Вместе с тем он дает возможность отображать все стороны процесса выполнения бюджета на всех уровнях бюджетной системы.

Счета второго порядка имеют двузначную нумерацию. Они, в свою очередь, имеют  субсчеты с трехзначным шифром: первые две цифры означают шифр счета второго порядка, а третья – порядковый номер данного счета третьего порядка. Осуществляемые в процессе выполнения бюджета операции отображаются с помощью двойной записи на равные счета второго и третьего порядков. Каждый счет имеет код, который несет полную информацию о той или другой операции. Структуры кодов классов счетов отличаются за количеством знаков. Чем больше признаков нужно для изучения и отображение той или другой операции бюджетного процесса.

Код содержит следующий состав:

- класс  счета;

– код  счета II порядка;

- код  счета III порядка;

– детализация  кода счета III порядка;

– код  бюджетной классификации (экономическая  структура);

- код  бюджетной классификации (функциональная  структура);

- код  бюджетной классификации (ведомственная структура);

- код  учреждения, которое получает средств  из бюджета;

- код  учреждения, которое взимает налоги  на соответствующей территории;

- орган,  который взимает налоги;

- вид  бюджета (государственный, области,  областной, района города, районный, городской, сельский);

– учреждение банка;

- тип  операции (денежные операции, взаимозачет,  векселя, взаимные расчеты);

– вид  валюты (национальная и иностранная);

- вид  иностранной валюты (І группа  валюты, II группа валюты);

- код территории.

План  счетов из учета выполнения бюджета  в финансовых органах разработанный  для государственного и местных  бюджетов. При этом, как уже отмечалось, разграничен учет выполнения бюджета  и учет выполнения сметы финансового  органа как бюджетного учреждения (он ведется по отдельному плану счетов, утвержденному для бюджетных учреждений). Учет кассового выполнения бюджета в учреждениях банковской системы ведется на специально выделенных счетах в общем плане счетов для учета в банках.

10.2. Баланс выполнения бюджета

На основе текущего учета на начало каждого  месяца составляют баланс о выполнение бюджета. Он состоит из актива, который  показывает финансовые ресурсы бюджета  на определенную дату, их состав и размещения, и пассива, где отображаются источник образования ресурсов бюджета.

В активе баланса отображают дебетовые остатки  по активным счетам 1 «Ресурсы бюджета» и 6 «Расходы» классов счетов и  по активно-пассивным счетам 3 «Средств в расчетах» класса счетов, дебетовые  обороты по активно-пассивным счетам 2 «Долговые обязательства» класса счетов. В активе также отображают остаток по дебету счета 411 «По выполнению общего фонда бюджета в текущем году (4 класс счетов «Результат»).

В пассиве  баланса отображают кредитовые остатки  по пассивным счетам 5 «Доходы» класса счетов, по активно-пассивным счетам 3 «Средств в расчетах» класса счетов, кредитовые обороты по активно-пассивным счетам 2 «Долговые обязательства» класса счетов. В пассиве также отображают остатки по кредиту счета 41 «Результаты выполнения бюджета» (4 класс счетов «Результат»).

Баланс  финансового органа (центрального аппарата Государственного казначейства, территориальных  органов казначейства, финансовых управлений и отделов) о выполнение бюджета  дает обобщенную информацию о состоянии  активов и пассивов бюджета за отчетный период.

10.3. Учет денежных  средств бюджета 

. Первый класс счетов «Ресурсы бюджета» охватывает счета по учету операций с денежными средствами (денежной наличностью), депозитами, ценными бумагами, а также со средствами, привлеченными для выполнения Государственного и местных бюджетов.

Учет  ресурсов бюджета ведется на активных счетах: 11- «Финансовые ресурсы», 12- «Депозиты», 13- «Ценные бумаги», 14- «Займа и ссуды», 15 -«Товарно-материальные ценности».

Счет 11 имеет следующие счета III порядка:

111 –  «Средства бюджета на счетах  в национальной валюте»;

112 –  «Средств на валютных счетах»;

113 –  «Средства общего фонда бюджета  на счетах распорядителей бюджетных  средств»;

114 –  «Средства в дороге»;

115 –  «Средства, заблокированные на  счетах»;

116 –  «Средства специального фонда  бюджета на счетах в национальной  валюте»;

117 –  «Средства, которое подлежат распределению»;

118 –  «Средства специального фонда  бюджета на счетах распорядителей  средств»;

119 –  «Другие средств».

Счет 12 «Депозиты» имеет такие субсчеты:

121 –  «Депозиты до востребования»;

122 –  «Краткосрочные депозиты»;

123 –  «Долгосрочные депозиты»;

124 –  «Другие депозиты».

Счет 13 «Ценные бумаги» имеет такие субсчеты:

131 –«Краткосрочные  ценные бумаги»;

132 –  «Долгосрочные ценные бумаги»;

133 –  «Среднесрочные ценные бумаги».

Счет 14 «Займа и ссуды» имеет такие субсчеты:

141 -- «Текущий  счет по зачислению краткосрочных  займов и ссуд»;

142 –  «Текущий счет по зачислению  долгосрочных займов и ссуд».

Каждый  из счетов III порядка этого класса детализирован. Код счета І класса «Ресурсы бюджета» состоит из 15 знаков:

Часть кода Содержание Количество  знаков
1 Класс счета  1
2 Код счета II порядка  1
3 Код счета II порядка 1
4 Детализация кода счета III порядка 2
5 Учреждения  банка 2
6 Вид бюджета 1
7 Тип операций 1
8 Код территории 6

Информация о работе Лекции по "Бюджетному менеджменту"