Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:45, курс лекций
Сущность и состав бюджетного менеджмента. Предмет и задача курса
1.1. Сущность бюджетного менеджмента.
1.2. Система управления бюджетом.
1.3. Состав бюджетного менеджмента.
Если счета бюджетов, которые предоставляют и получают ссуду, находятся в одном учреждении банка, например, в случае предоставления ссуды из районного бюджета сельскому, то платежное поручение выписывают в трех экземплярах: первый остается в банке, второй возвращается вышестоящему органу, а третий передаётся нижестоящему финансовому органу или сельскому (поселковому) Совету народных депутатов.
Документооборот платежных поручений, связанный с погашением ссуд, аналогичный документообороту в случае предоставления ссуд, только осуществляется в обратном порядке – от финансового органа или сельского (поселкового) Совета, который осуществляет выполнение бюджетов и получает ссуды.
В процессе выполнения бюджета после его утверждения могут возникать определенные ситуации, которые изменяют распределение доходов и расходов между отдельными бюджетами. В результате этого в одних бюджетах возникает недостаток доходов, а в других на такую же сумму их излишек. Для восстановления сбалансированности этих бюджетов между ними необходимо провести соответствующие взаимные расчеты.
Причины,
которые вызовут нарушение
1) изменение бюджетного законодательства, которое регламентирует распределение доходов и расходов между бюджетами;
2) изменение административно - территориального деления;
3) передача
из одного бюджета в другой
финансирование определенных
4) изменение
ведомственной подчиненности
Характер задолженности и взаимных расчетов зависит от того, как изменилась ведомственная подчиненность – у предприятия или организации, действующих на коммерческой основе, или бюджетных учреждений, которые передают своё финансирования с одного бюджета в другой. В первом случае излишек доходов возникает в связи с увеличением поступлений доходов, во втором - в результате сокращения расходов.
Проведение взаимных расчетов осуществляется по таким правилам:
1). Расчеты
проводят только между
2). На взаимные расчеты относят всю годовую запланированную сумму доходов или расходов, независимо от того, какая сумма средств поступила, сколько их израсходовано к моменту возникновения расчетов. При этом полученную сумму доходов или осуществленные расходы передают другому бюджету. Такой порядок создает возможность на протяжении бюджетного года отнести соответствующие доходы или расходы только на один бюджет, который дает возможность сравнивать данные, используемые в отчетности и в процессе бюджетного планирования.
3). Расчеты
по взаимным требованиям
Взаимные
расчеты учитываются
Основанием для оформления взаимных расчетов является соответствующие решения органов государственной власти и государственного управления об изменении ведомственной подчиненности предприятий, организаций и учреждений или другие решения, в результате которых возникает необходимость во взаимных расчетах. Документом, в котором отображают все необходимые данные для проведения расчетов, является «Сообщения о взаимных расчетах» по форме № 11. Сумма взаиморасчетов расписывается по кварталам.
Перечисления средств на погашение задолженности осуществляют с помощью платежных поручений, в которых отмечают назначения этих перечислений.
«Сообщения
о взаимных расчетах» (форма № 11)
выписывает в четырех экземплярах
вышестоящий финансовый орган, непосредственно
связанный с органом
Дальнейший документооборот, связанный с перечислением средств на погашение задолженности осуществляется следующим образом: платежные поручения выписывает в четырех экземплярах бухгалтерия того финансового органа, у которого возникает задолженность при выполнении бюджета. Платежные поручения направляют в учреждение банка, которое обслуживает данный финансовый орган. Первый экземпляр платежного поручения остается в данном учреждении банка как основание для перечисления средств. Второй - возвращают в финансовый орган с пометкой о выполнение поручения. Экземпляр направляют в учреждение банка, которое обслуживает тот финансовый орган, с которым ведутся расчеты; третий – остается в банке как основание для зачисления денежных средств на счет бюджета; четвертый - передают в финансовый орган как сообщения о поступление средств на погашение задолженности по взаимным расчетам.
. Взаимные
расчеты между бюджетами, а
также между бюджетом и
- первая:
распорядитель средств,
– вторая: налогоплательщик и платежей в бюджет, который не имеет денег для их уплаты.
Взаимозачет проводится в таких случаях:
1. По расходам, которые предусмотренные в Государственном бюджете, и платежах, которые полностью належат Государственному бюджету.
2. По
расходам, которые предусмотренные
в местных бюджетах, и платежах,
которые полностью належат
3. По расходам, которые предусмотрены в Государственном бюджете, и налогах, сборах и других платежах, которые распределяются между Государственным и местными бюджетами.
4. По
расходам, которые предусмотрены
в местном бюджете, и налогах,
сборах и других платежах, которые
распределяются между
Взаимные расчеты между Государственным и местными бюджетами, а также между местными бюджетами могут возникать в результате проведенного взаимозачета в 2, 3 и 4 случаях. Взаимные расчеты учитываются одновременно в двух финансовых органах, которые выполняют бюджеты, а также у распорядителя средств и налогоплательщика.
Основанием для оформления взаимозачета есть решения соответствующего органа. В первом случае решения относительно проведения взаимозачета принимает центральный аппарат Государственного казначейства; во втором – Министерство финансов АРК, областные, городские (города Киев и Севастополь) финансовые управления; в третьему – центральный аппарат Государственного казначейства; в четвертому – республиканское (АРК), областное, городское управление Государственного казначейства. Основным документом, в котором отображают все необходимые данные для проведения взаимозачета, есть «Протокол взаиморасчетов между распорядителем средств, которое финансируется из Государственного (местного) бюджета, и налогоплательщиком». В нем отмечают названия распорядителя средств и налогоплательщика; сумму задолженности плательщика перед бюджетом; сумму, которую может получить из бюджета распорядитель средств; порядок отображения взаимозачета в бухгалтерском учете участников и других сторон.
Протокол взаиморасчетов составляет инициатор проведения взаиморасчетов в восьми экземплярах и подает его в орган, уполномоченный принимать решение про его проведение. Этот орган присылает протокол, за которым принято решения о проведение взаимозачета, всем участникам, которые его подписали, и органам, которые в соответствии с установленным порядком не являются участниками взаимозачета, но контролируют проведение расчетов между бюджетами по его результатам.
Справку о сумме недоимки составляет налоговая администрация в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры направляют инициатору проведение взаимозачета, третий – остается в налоговой администрации.
Акт сверки расчетов составляется в трех экземплярах участниками взаимозачета. Первый и второй экземпляры остаются у участников взаимозачета, третий – передается с протоколом в орган, который принимает решения о проведение взаимозачета.
Дальнейший документооборот связан с перечислением средств на погашение задолженности. Перечисления осуществляется на основе платежных поручений. Прохождения платежных поручений аналогично прохождению платежных поручений при взаимных расчетах по причине изменения ведомственной подчиненности.
Лекция №9.
9.1 Практика изъятия средств в пользу государственного бюджета
9.2. Взаимозачет средств по финансированию в счет погашения недоимки по платежам в бюджет, порядок их проведения и причины отмены.
9.3 Основные направления реформирования государственного казначейства
Лекция №9.
9.1 Практика изъятия средств в пользу государственного бюджета
9.2. Взаимозачет средств по финансированию в счет погашения недоимки по платежам в бюджет, порядок их проведения и причины отмены.
9.3
Основные направления
реформирования
Практика изъятия средств из местных бюджетов в пользу Государственного бюджета применяется в Украине из 1994 года. Излишки средств местных бюджетов определяются при составления местных бюджетов, суммы которых утверждаются при принятии Закона о Государственном бюджете на следующий бюджетный год. Анализ Законов о Государственном бюджете Украины позволяет сделать вывод, что изъятие средств осуществляется из бюджетов Автономной Республики Крым, Днепропетровской, Донецкой, Запорожских, Одесских, Полтавской, Харьковской областей, г. Киева. Речь идет о экономически развитые территории со значительным потенциалом.
Изъятие средств осуществляется на протяжении бюджетного года в процессе выполнения бюджета с помощью платежного поручения. Но не всегда суммы, которые утверждает Верховная Рада Украины, поступают в Государственный бюджет. Так, в 1994 г. в Государственный бюджет поступило 14,3% плановой суммы, в 1995 г. - 69,2%, в 1996 г. - 68,5%, в 1997 г. -76,5%. Суммы, которые не поступили – 85,7%, 30,7%, 31,5%, 23,5% соответственно – свидетельствуют о трудностях, которые возникают в процессе выполнения местных бюджетов. Недополученные суммы находят свое отображение в ежегодной отчетности Госказначейства.
Взаимные расчеты между бюджетами, а также между бюджетом и распорядителем средств могут возникать в процессе проведения взаимозачета средств из финансирования расходов в счет погашения недоимки за надлежащими в бюджет платежами. Взаимозачет в Украине был введен в 1996 году с целью преодоления платежного кризиса и усовершенствования управления бюджетным средствам. Участниками взаимозачета были две стороны:
- первая:
распорядитель средств,
– вторая: налогоплательщик платежей в бюджет, который не имеет денег для их уплаты.
Взаимозачет проводится в таких случаях:
1). По расходам, которые предусмотрены в Государственном бюджете, и по платежам, которые полностью принадлежат Государственному бюджету.
2). По расходам, которые предусмотрены в местных бюджетах, и по платежам, которые полностью принадлежат местным бюджетам.
3). По расходам, которые предусмотрены в Государственном бюджете, и налогах, сборах и других платежах, которые распределяются между Государственным и местными бюджетами.