Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:45, курс лекций
Сущность и состав бюджетного менеджмента. Предмет и задача курса
1.1. Сущность бюджетного менеджмента.
1.2. Система управления бюджетом.
1.3. Состав бюджетного менеджмента.
• выдача
наличных средств непосредственно
представителю распорядителя
• перечисления средств на бюджетные текущие счета, которые открываются отдельным бюджетным учреждениям и организациям в соответствии с перечнем, утвержденным Кабинетом Министров. Таким учреждениям в банковских учреждениях открывают лицевые счета на балансовом счете №№ 3520, 2520 «Текущие бюджетные счета клиентов, которые финансируются из Государственного бюджета Украины».
Действующая система кассового выполнения местных бюджетов в Украине предусматривает открытия в банковских учреждениях основного текущего бюджетного счета финансовому органу Министерства финансов по соответствующему местному бюджету, на который зачисляются все доходы данного бюджета. Эти средства перечисляются на бюджетные счета распорядителей средств, которые финансируются из местных бюджетов, на расходы, утвержденные по смете.
Лекция №8.
8.1. Бюджетные потоки и их виды.
8.2.
Регулирующие
8.3.бюджетные трансферты, порядок их предоставления и перечисления.
8.4. Бюджетные ссуды: порядок их выдачи и погашения.
8.5. Взаимные расчеты между бюджетами: причины возникновения и порядок проведения.
Лекция №8.
8.1. Бюджетные потоки и их виды.
8.2.
Регулирующие
8.3.бюджетные трансферты, порядок их предоставления и перечисления.
8.4. Бюджетные ссуды: порядок их выдачи и погашения.
8.5. Взаимные расчеты между бюджетами: причины возникновения и порядок проведения.
Особенность кассового выполнения бюджетов является взаимодействие всех бюджетных
потоков.
.Существует понятия входных и исходных бюджетных потоков
. Входные потоки – это реальный денежный поток платежей в бюджет, который состоит из доходов и поступлений
. Под исходным бюджетным потоком понимается реальный денежный поток платежей из бюджета, который состоят из расходов и отчислений.
Разграничим бюджетные потоки на внутренние и внешние.
. Внутренние бюджетные потоки ограничены рамками бюджетной системы. Они связаны с движением регулирующих налогов, дотаций, субсидий и субвенций, бюджетных ссуд внутри бюджетной системы, из Государственного бюджета в другие звенья бюджетной системы, а также с изъятием средств в пользу Государственного бюджета
.Внешние бюджетные потоки связаны с платежами в бюджет налогоплательщиков и финансированием из бюджета предприятий, организаций, учреждений и граждан.
Оптимизация бюджетных потоков очень важна для усовершенствования взаимоотношений между бюджетами разных уровней. Государственный бюджет регулирует как входные, так и исходные денежные потоки. Рассмотрим внутренние бюджетные потоки.
По способам
зачисления в бюджет доходы делятся
на закрепленные и регулирующие. В
современной экономической
Для системы распределения доходов бюджетов их делят на закрепленные и регулирующие, которая действует сейчас в Украине. Правомочны такие определения: к закрепленных относят те доходы, которые полностью зачисляются в бюджет или по утвержденным нормативам зачисляются в соответствующий бюджет на протяжении определенного периода времени. К регулирующим относят те доходы, по которым делаются отчисления в нижестоящие бюджеты для их сбалансирования. Относительно законодательного закрепления этих понятий, то они, к сожалению, то они не в «Бюджетном кодексе Украины», ни в других законодательных документах не присутствуют
Нормативы
отчислений от общегосударственных
регулирующих налогов устанавливаются
ежегодно при утверждении
Установления стабильных и действующих нормативов отчислений от регулирующих налогов было и остается наиболее актуальной проблемой бюджетной сферы.
Размежевания регулирующих общегосударственных налогов осуществляется также при выполнении бюджета на протяжении бюджетного года. До 1998 года эта функция была возложена на учреждения банков, которые осуществляли кассовое выполнение бюджета. С 1998 года эту функцию выполняет Государственное казначейство Украины.
На протяжении бюджетного года, когда осуществляется выполнение бюджетов всех уровней, при размежевании этих налогов не всегда проводится прямое перечисление местным бюджетам в день поступления этих налогов на счет казначейства, в связи, с чем эти суммы относятся на взаимные расчеты между Государственным и местными бюджетами
В соответствии с международное признанной терминологией бюджетные дотации, субсидии и субвенции – это три вида прямых бюджетных трансфертов. Трансфертные платежи - это передача доходов, которые не требуют возврата соответствующих услуг экономического характера.
Бюджетные трансферты – это трансфертные платежи, которые передаются бюджетам
В соответствии с международное признанной терминологией:
«Бюджетная дотация – несвязанный, общий, безусловный, генеральный трансферт.
Бюджетная субсидия – связанный, специальный, условный трансферт, который не требует участия в финансировании со стороны получателя.
Бюджетная субвенция – связанный, специальный, условный трансферт, который предоставляется при определенном участии в финансировании со стороны получателя».
. Анализ
применения бюджетных
Бюджетная дотация – это денежная помощь, которая предоставляется вышестоящим бюджетом нижестоящему при недостаточном количестве у него собственных доходов для покрытия запланированных расходов (для сбалансирования бюджета). Дотация не имеет целевого назначения.
Бюджетная субсидия - это денежная помощь, которая предоставляется вышестоящим бюджетом нижестоящему на определенную цель, то есть для финансирования конкретного учреждения или мероприятия.
Бюджетная субвенция (вид субсидии) – это денежная помощь, которая предоставляется вышестоящим бюджетом нижестоящему на определенную цель и на основе долевого участия в финансировании.
Перечисления
бюджетных трансфертов
В процессе выполнения бюджета в отдельных звеньях местных бюджетов может возникать кассовый разрыв. Он может быть плановым, когда объективно не совпадают сроки финансирования из бюджета установленных расходов и получение доходов, а также при запланированном дефиците, и внеплановом, вследствие невыполнения плана поступления доходов и допущение перефинансирования по отдельным видам расходов.
Для покрытия кассовых разрывов в местных бюджетах предусматриваются, прежде всего, средства оборотной кассовой наличности, сумму которой устанавливают, утверждая бюджет. В тех случаях, когда средств оборотной кассовой наличности недостаточно, данный бюджет может получить ссуду от вышестоящего бюджета.
Ссуды, которые предоставляет один бюджет другому, называют бюджетными. Они беспроцентные, имеют сугубо целевой характер – предназначены для покрытия временных кассовых разрывов.
Бюджетные ссуды может предоставить только вышестоящий бюджет нижестоящему, непосредственно связанный с ним. Так сельские и поселковые бюджеты получают ссуды из районного бюджета, районные – из областного, областные – из Государственного бюджета.
Бюджетные
ссуды краткосрочные –
Бюджетную ссуду отображают одновременно на балансе двух бюджетов: вышестоящего – как предоставленную и нижестоящего – как полученную, при этом на балансе одного бюджета могут быть, как ссуды предоставлены, так и полученные. Например, областной бюджет получил ссуду от Государственного и предоставил ее нижестоящим районным бюджетам для покрытия кассовых разрывов.
Право решать вопрос о предоставление ссуды имеют органы государственного управления, которые в свою очередь могут передать его соответствующим финансовым органам. Так, Министру финансов предоставлено право решать вопрос о предоставление ссуд из Государственного бюджета. Право предоставления ссуд из местных бюджетов имеют исполнительные органы Советов народных депутатов, которые могут также передать своё право финансовому органу.
Первичными документами, которыми оформляют предоставления и погашения бюджетных ссуд, являются платежные поручения.
Для получения ссуды исполком (госадминистрация) местного Совета народных депутатов обращается с ходатайством к вышестоящему исполкому или к Кабинету Министров Украины (государства), а в соответствующих случаях к финансовому органу, который имеет право выдавать ссуды. Полный перечень документов, которые предоставляются с целью получения бюджетной ссуды, следующий:
1). Письмо-заявка
исполнительного органа
2.) Расчет
объема бюджетной ссуды в
3). Справка
о выполнение показателей
4). Данные
о динамике бюджетной
5). Состояние задолженности предприятий по уплате налогов и сборов в бюджет по основным источникам доходов и данные относительно потерь бюджета по этим причинам.
6). Мероприятия по дополнительной мобилизации доходов бюджета и экономии в расходах.
7). Состояние
взаиморасчетов с
Финансовый орган, который осуществляет выполнения того бюджета, из которого будет предоставлена ссуда, проверяет целесообразность предоставления ссуды, устанавливает срок ее погашения. Предоставления ссуд осуществляется на основании соответствующих решений. Вышестоящий финансовый орган проводит контроль за своевременным погашением задолженности по ссуде. Просроченную задолженность списывают со счета нижестоящего бюджета в установленном порядке очередности осуществления (проведения) расходов.
Вышестоящий финансовый орган выписывает платежное поручение о предоставление ссуды в четырех экземплярах и подает его в учреждение банка, которое обслуживает этот финансовый орган.
Учреждение банка перечисляет средства из данного бюджета на счет бюджета, который получает ссуду, и как основание для этого перечисления оставляет у себя первый экземпляр платежного поручения. Второй экземпляр возвращается к финансовому органу и является первичным документом для учета предоставленных ссуд. Третий и четвертый экземпляры пересылают в учреждение банка, которое обслуживает нижестоящий финансовый орган. Это учреждение банка зачисляет ссуду на счет бюджета, который ее получает, и оставляет у себя третий экземпляр как основание для перечисления средств. Четвертый экземпляр направляют в финансовый орган, который осуществляет выполнение бюджет и, который получает ссуду. Он является сообщением о получение ссуды, и считается первичным документом для ее учета.