Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:02, курс лекций
Проведение программы реформирования в нашей стране, предусматривающей переход на рельсы рыночных отношений, радикально изменило систему управления экономикой. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положения которого в рыночной экономике меняется коренным образом, становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающей экономической самостоятельностью и полностью, отвечающих за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления (менеджмента) , который обеспечила бы ему высокую эффективность работы конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.
Введение 3
Глава 1. Менеджмент: основные понятия, сущность и место в системе управленческих дисциплин
1.1. Цели и задачи менеджмента 5
1.2. Объект и субъект менеджмента 7
1.3. Место курса в системе управленческих дисциплин 9
Глава 2 Эволюция менеджмента
2.1 История развития 10
2.2 Научные школы 11
Глава 3 Методологические основы менеджмента
3.1 Основные подходы к управлению 15
3.2 Функции управления 16
3.3 Методы управления 17
Глава 4 Организация как объект управления
4.1 Определение понятия и классификация организаций 21
4.2 Миссия цели организации 22
4.3 Структура управления организацией 23
Глава 5 Среда организации
5.1. Внешняя среда организации 24
5.2. Внутренняя среда организации 29
Глава 6 Планирование как функция менеджмента
6.1. Сущность и объективная необходимость планирования 33
6.2. Объекты долгосрочного планирования 34
6.3. Процесс планирования 35
6.4. Стратегическое планирование 36
Глава 7 Контроль как функция менеджмента
7.1. Понятие и роль контроля в организации 38
7.2 Основные аспекты управленческого контроля 39
7.3 Основные этапы контроля 40
7.4 Формы и функции управленческого контроля 41
Глава 8 Мотивация деятельности
8.1 Сущность мотивации 42
8. Теории мотивации 43
Глава 9 Роль коммуникаций в управлении
9.1 Общее понятие коммуникации 48
9.2 Процесс коммуникации 48
9.3 Коммуникационные сети 49
9.4 Коммуникационные стили 52
8.5 Невербальная коммуникация 53
Глава 10 Управленческие решения
10.1 Сущность управленческого решения 54
10.2 Классификация управленческих решений 55
10.4 Объект и субъект управленческого решения 58
10.5 Процесс принятия управленческого решения. 60
10.6 Роль менеджера в принятии управленческого решения 62
10.7 Влияние риска, определенности, неопределенности, паники на процесс 63
принятия и реализации управленческого решения
9.8 Модели принятия управленческого решения 65
Глава 11 Роль человеческих ресурсов в организации
11.1 Концепция управления человеческими ресурсами 70
11.2 Задачи и функции менеджера по управлению человеческими ресурсами 73
Глава 12 Управление конфликтами в организации
12.1 Природа конфликта в организации 75
12.2 Типы конфликтов 75
12.3 Причины и последствия конфликта 76
12.4 Управление конфликтом
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Менеджмент: основные понятия, сущность и место в системе управленческих дисциплин
1.1. Цели и
задачи менеджмента
1.2. Объект и субъект
менеджмента
1.3. Место курса в системе
управленческих дисциплин
Глава 2 Эволюция менеджмента
2.1 История развития
2.2 Научные школы
Глава 3 Методологические основы менеджмента
3.1 Основные
подходы к управлению
3.2 Функции управления
3.3 Методы управления
Глава 4 Организация как объект управления
4.1 Определение понятия и классификация
организаций
4.2 Миссия цели
организации
4.3 Структура
управления организацией
Глава 5 Среда организации
5.1. Внешняя среда организации
5.2. Внутренняя среда организации
Глава 6 Планирование как функция менеджмента
6.1. Сущность и объективная необходимость
планирования
6.2. Объекты долгосрочного
планирования
6.3. Процесс планирования
6.4. Стратегическое планирование
Глава 7 Контроль как функция менеджмента
7.1. Понятие и роль контроля в организации
7.2 Основные
аспекты управленческого
7.3 Основные этапы контроля
7.4 Формы и функции управленческого
контроля
Введение
Проведение программы реформирования в нашей стране, предусматривающей переход на рельсы рыночных отношений, радикально изменило систему управления экономикой. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положения которого в рыночной экономике меняется коренным образом, становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающей экономической самостоятельностью и полностью, отвечающих за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления (менеджмента) , который обеспечила бы ему высокую эффективность работы конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.
В новых
условиях по сравнению с той
системой управления, до сих пор
действующих во многих
Повышается
роль маркетинговых
Научно-технический прогресс превращается в одно из орудий управленческих нововведений, направленных на создания условий для эффективной работы.
Повышается
значение решения вопросов, связанных
с управлением персоналом, занимающим
в новых условиях ключевое
положение в ресурсном
И сейчас России необходимы высокопрофессиональные менеджеры. Это наиболее востребованная и высокооплачиваемая профессия на рынке труда (необходимо отметить то, что востребованы только специалисты высокой квалификации — топ-менеджеры).
Данный курс
ставит своей задачей
Сегодня в условиях быстрых изменений необходимо овладевать новыми знаниями и научиться пользоваться ими на практике. Важная часть этого знания, как показывает мировой опыт, постижение науки и искусства менеджмента.
В фундаментальном словаре Оксфордского словаря английского языка менеджмент определяется как:
В словаре иностранных слов менеджмент переводится как:
Наиболее часто используемые подходы к определению сущности и содержания менеджмента в специальной управленческой литературе представляются на рисунке:
Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.
В упрощенном варианте,
Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Значимость менеджмента была осознана в 30-е годы, и тогда стало ясным, что эта деятельность превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу.
В культуре разных стран понятие менеджмент часто соседствует с понятием бизнес. Бизнес - деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенных услуг.
Управление бизнесом - это управление коммерческими хозяйственными (business management).
Термин «менеджмент» применим к любым типам организации.
Бизнесмен и менеджер - это не одно и то же.
Бизнесмен - это тот, кто делает деньги, владелец капитала, приносящего доход.
Частный случай бизнеса - предпринимательство. Предприниматель вкладывает собственные средства в предприятие и принимает на себя личный риск.
Глава
1. Менеджмент: основные понятия, сущность
и место в системе
1.1. Цели и задачи менеджмента
Понятие «менеджмент» прочно вошло в нашу обыденную жизнь и стало привычным для России. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, что подразумевает действие иной системы ценностей и приоритетов.
В связи с этим следует подробно остановиться на значении термина «менеджмент».
Менеджмент (от англ, menegement — «управление, заведование, организация») — это управление производством или коммерцией, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Изначально понятие «менеджмент» американского происхождения и в дословном переводе означает «управление», «администрация». Русское слово «управление» и английское слово «менеджмент» считаются синонимами, но в действительности их смысловое содержание различается. Употребляя термин «менеджмент» необходимо следовать установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов.