Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 19:38, курс лекций
Понятие менеджмента и менеджера. Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности. Обычно такая деятельность осуществляется в некоторых организациях (предприятиях, фирмах и т. д.), созданных с этой целью.
Краткий конспект лекций
Тема 1. Введение в менеджмент.
Понятие менеджмента и менеджера. Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности. Обычно такая деятельность осуществляется в некоторых организациях (предприятиях, фирмах и т. д.), созданных с этой целью.
Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).
Менеджмент – это процесс достижения желаемых результатов посредством эффективного использования материальных, человеческих и прочих ресурсов.
Рис. 1. Кольцо управления
Управление включает три аспекта: - "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект);- "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект);- "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект).
В деятельности любого предприятия
следует выделить цели и ограничения.
Они выполняют следующие
Рис. 2. Сущность менеджмента
Менеджер – это индивидуум в организации, обладающий полномочиями и принимающий решения о распределении ресурсов.
Функции менеджмента.
Планирование – это процесс установления целей организации и выбора курса действий по их достижению.
Организация – это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других людей к эффективной работе.
Контроль – это процесс обеспечения уверенности в эффективном достижении целей фирмы.
Процесс управления - это общее название логической цепочки четырех функций менеджмента.
Уровни менеджмента. Навыки, необходимые менеджеру.
Редко осуществляется одноступенчатая иерархия в управлении:
Высший менеджер (предприниматель) -> управляемые |
Обычно существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению.
Иерархия управления - инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень - тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности.
Рис.3 Уровни управления
Менеджеры первого звена - это менеджеры, ответственные за прямое управление работниками и материалами.
Менеджеры среднего звена – это менеджеры, занимающиеся в основном сбором и передачей информации.
Менеджеры высшего звена - это менеджеры, определяющие форму организации, ее характер, миссию и направление деятельности.
Технические навыки
– это знания и способности
выполнять специфическую
Человеческие навыки – это - способность эффективно работать среди людей и с людьми.
Концептуальные навыки – это способность видеть организацию как единое целое.
Тема 2.Эвалюция управленческой мысли.
Истоки идей об управлений. Ранние примеры рациональной управленческой мысли известны еще с древних времен. Одним из классической примеров чуда управления служат пирамиды Хеопса в Египте. Спустя 4,5 тыс. лет это творение продолжает будоражить умы ученых, пораженных абсолютно совершенной архитектурой. Каждая из сторон в точности направлена на север, запад, юг и восток. Исследователи предполагают, что для постройки пирамид понадобилось не менее 30лет, 100000 человек, работавших по 12 человек в сутки и не менее 2 300 000 кирпичей. «Чудо света» было построено без современных строительных машин и двигателей. Но самое загадочное в истории пирамид – невиданные управленческие навыки, необходимые для воздвижения «чуда». По-мнению большинства экспертов, создатели пирамид были величайшими организаторами человеческого труда за всю историю цивилизации. Менее впечатляющие, но значительные примеры достижений управленческих талантов были связаны с Александром Великим- властителем огромной империи и искусным военный тактиком; с создателями Великой Китайской стены, воплощавшей в себе уникальные достижения инженерии 13 века; и, наконец, с иерархией Римской Католической церкви, славящейся непререкаемым авторитетам, стабильностью и системой коммуникаций.
Хотя истоки
управленческой мысли уходят
корнями в неизвестность,
Школа научного управления (1885-1920).
Зарождение школы научного управления ассоциируют с работой крупного управляющего своего времени Ф.У.Тейлора «Научные основы управления»(1911г.)
Тейлор - выходец из преуспевающей американской семьи. После добротного либерального образования в США и Европе, он поступил в Гарвард. Однако слабое зрение поставило для Тейлора заслон в учебе, и, в итоге, он в 18 лет начал работу машиниста-механика и закройщика лекал на насосном заводе в Филадельфии. Опыт Тейлора не был уникален. В то время выходцы из зажиточных классов получали именно практическое образование с целью получения звания и профессии инженера - механика. Из повседневной жизни Тейлор видел насколько нерационален человечески труд. Ему первому пришло в голову применить принципы науки к изучению труда. Тейлор, благодаря своим знаменитым исследованием с секундомером и весами, доказал, что для повышения эффективности производства надо работать не сильнее, а умнее.
В 1878г. по завершении
своего профессионального обуче
В 1898г. Тейлор был приглашен
в качестве консультанта в
Безлехемскую чугуноплавильную
компанию с целью улучшения
методов работы рабочих
Занимаясь с забойщиками он применил не только временные исследования, но подобрал каждому рабочему соответствующий вид кирок и лопат с тем, чтобы обеспечить эффективность работы. И как следствие, количество забойщиков было сокращено с 500 до 140 человек, средняя выработка возросла с 16 до 59 тонн за сутки и оплата с $1.15 до $1.88 за час.
Несмотря на несколько лет исследований рабочего времени, Тейлор обрел всемирную известность лишь в 1910-1911гг., когда была произведена экспертиза работы нескольких западноевропейских железнодорожных линий. Применив принципы Тейлора, эксперты (Генри Таун, Генри Гантт, Карл Барс, Френк Гильбрейт, Гаррингтон Эмерсон и др.) доказали возможность для железнодорожников не только не поджимать цены для повышения отдачи, но и сэкономить $300 млн.( более $11млн. в сегодняшних деньгах) за счет научной организации труда. Отчет был заслушан на заседаний Высшего Суда, где рассматривался иск по поводу необоснованно повышенных цен на железнодорожные билеты, и в 24 часа после оглашения результатов экспертизы имя Тейлора стало известно во многих странах. За 2 последующих года его «Принципы научного менеджмента» были переведены на 8 языков, и русский в том числе.
Тейлор
был убежден, что рост
Ф.Тейлор умер в 1915г. в возрасте 59 лет с секундомером в руке. Соратники и родственники воздали дань таланту и инновациям ученого словами на могильной плите.
Административная школа управления (1920-1950гг.).
После
того как Тейлор и Гилбрейт
привлекли внимание
Анри Файоль
признан одним из величайших
европейских пионеров –
Файоль сконцентрировал внимание на административном управлении и рационализировал свой более, чем 50- летний опыт управляющего в угольно - добывающей компании.
Файоль был родом из Лионской семьи среднего достатка. Однако, получив профессионально-техническую подготовку на комбинате угля и железа во Франции и благодаря упорному и интенсивному труду, Файоль быстро подвигался по служебной лестнице от простого инженера до генерального менеджера и члена Совета Директоров в конце жизни.
Файоль
быстро понял, что для
1.Техническая область
(производственный процесс,
2.Коммерческая область (купля, продажа , обмен)
3.Финансовая область (приобретение и использование капитала)
4.Область обеспечения
(защита собственности от
5.Бухгалтерский учет (акционирование, состояние балансовых отчетов, расчет издержек, статистический учет).
6.Управленческая деятельность (планирование, организация, координация , контроль).
Файолю
принадлежит заслуга выделения
впервые в истории науки
Для
большего понимания процесса
управления Файоль
1.Принцип разделения труда и специализации
2.Принцип единства власти и ответственности
3.Принцип дисциплины производства.
4.Единство команд; для достижения одной цели должен быть один менеджер и один план
5. Единство направления