Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 19:38, курс лекций

Описание работы

Понятие менеджмента и менеджера. Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности. Обычно такая деятельность осуществляется в некоторых организациях (предприятиях, фирмах и т. д.), созданных с этой целью.

Работа содержит 1 файл

Таймменджмент.doc

— 664.50 Кб (Скачать)

Краткий конспект лекций

 

        Тема 1. Введение в менеджмент.

Понятие менеджмента  и менеджера. Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности. Обычно такая деятельность осуществляется в некоторых организациях (предприятиях, фирмах и т. д.), созданных с этой целью.

Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие  законы управления, а анализ и обобщение  практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки  управления (менеджмента).

Менеджмент – это  процесс достижения желаемых результатов  посредством эффективного использования  материальных, человеческих  и прочих ресурсов.

 

Рис. 1. Кольцо управления

Управление включает три аспекта: - "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект);- "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект);- "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект).

В деятельности любого предприятия  следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:- сопоставление  существующего состояния с желаемым ("где мы?" и "куда идем?");- руководящие требования к действиям ("что надо сделать?");- критерии принятия решений ("какой путь лучший?");- инструменты контроля ("куда мы в действительности пришли и что из этого следует?" (рис.7).  

Рис. 2. Сущность менеджмента

Менеджер – это  индивидуум в организации, обладающий полномочиями и принимающий решения  о распределении ресурсов.

Функции менеджмента.

Планирование – это  процесс установления целей организации  и выбора курса действий по их достижению.

Организация – это  процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям  эффективно работать вместе для достижения его целей.

Мотивация – это процесс  побуждения себя и других людей к  эффективной работе.

 Контроль – это  процесс обеспечения уверенности в эффективном достижении целей фирмы.

Процесс управления  - это общее название логической цепочки четырех функций менеджмента.

Уровни менеджмента. Навыки, необходимые менеджеру.

Редко осуществляется одноступенчатая  иерархия в управлении:

Высший менеджер (предприниматель) -> управляемые


Обычно существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией  по рангу командной власти, компетенции  принятия решений, авторитету, положению.

Иерархия управления - инструмент для реализации целей  фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень - тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности.

Рис.3 Уровни управления

Менеджеры первого звена  - это менеджеры, ответственные за прямое управление работниками и материалами.

  Менеджеры среднего звена – это менеджеры, занимающиеся в основном сбором и передачей информации.

 Менеджеры высшего  звена  - это менеджеры, определяющие форму организации, ее характер, миссию и направление деятельности.

 Технические навыки  – это знания и способности  выполнять специфическую операцию.

 Человеческие навыки  – это - способность эффективно  работать среди людей и с  людьми.

Концептуальные навыки – это способность видеть организацию  как единое целое.

 

Тема 2.Эвалюция  управленческой  мысли.

Истоки идей об управлений. Ранние примеры рациональной управленческой мысли известны еще с древних времен. Одним из классической примеров чуда управления служат пирамиды Хеопса в Египте. Спустя 4,5 тыс. лет это творение продолжает будоражить умы ученых, пораженных абсолютно совершенной архитектурой. Каждая из сторон в точности направлена на север, запад, юг и восток. Исследователи предполагают, что для постройки пирамид понадобилось не менее 30лет, 100000 человек, работавших по 12 человек в сутки и не менее 2 300 000 кирпичей. «Чудо света» было построено без современных строительных машин и двигателей. Но самое загадочное в истории пирамид – невиданные управленческие навыки, необходимые для воздвижения «чуда». По-мнению большинства экспертов, создатели пирамид  были величайшими  организаторами человеческого труда за всю историю цивилизации. Менее впечатляющие, но значительные примеры достижений управленческих талантов были связаны с Александром Великим- властителем огромной империи и искусным военный тактиком; с создателями Великой Китайской стены, воплощавшей в себе уникальные достижения инженерии 13 века; и, наконец, с иерархией Римской Католической церкви, славящейся непререкаемым авторитетам, стабильностью и системой коммуникаций.      

     Хотя истоки  управленческой мысли уходят  корнями в неизвестность, большинство  историков обычно относят начало  эволюции систематических исследований  в области управления к последним  двум десятилетием 19 в. Такие изменения в науке управления сопровождали растущую экономическую активность и промышленные развитие в США и Западной Европе в период, известный в экономической теории как Промышленная Революция . Быстро проникающие в производство новые технологии и коммерция вкупе с достижениями в области транспорта и коммуникаций, моментально  расширили круг деловой активности. Впервые в истории, проблемы управления крупных предприятий стали  настолько распространенными, что запрос на теоретические исследования стал неизбежен.

Школа научного управления (1885-1920).

Зарождение школы научного управления ассоциируют  с работой  крупного управляющего своего времени  Ф.У.Тейлора «Научные основы управления»(1911г.)

Тейлор - выходец из преуспевающей  американской семьи. После добротного либерального образования в США и Европе, он поступил в Гарвард. Однако  слабое зрение поставило для Тейлора заслон в учебе, и,  в итоге, он в 18 лет  начал работу машиниста-механика и закройщика лекал на насосном заводе в Филадельфии. Опыт Тейлора не был уникален. В то время  выходцы из зажиточных классов получали именно практическое образование с целью получения звания и профессии инженера - механика. Из повседневной жизни Тейлор видел насколько нерационален человечески труд. Ему первому пришло в голову применить принципы науки к изучению труда. Тейлор, благодаря своим знаменитым исследованием с секундомером и весами, доказал, что для повышения эффективности производства надо работать не сильнее, а умнее.

 В 1878г. по завершении  своего профессионального обучения на насосном  заводе, Тейлор переходит в Сталелитейную компанию в качестве обычного мастерового. Из собственного опыта Тейлор осознал, что рабочие не работают в полную мощь, а менеджеры об этом и не подозревают в силу неэффективного управления. Он  взялся доказать это через попытки заставить рабочих трудиться более интенсивно. Все приказы  доводились силой и выливались в потасовки. Тогда Тейлор решил подойти к проблеме иначе. Он начал искать точки  соприкосновения инженеров, рабочих и менеджеров. Поставив им общую задачу, он хотел найти тот оптимум, который бы максимально использовал труд рабочего без издевательств над последним, и в то же время, приносил бы максимальный эффект для менеджера в виде производительности и объема продукции. Тейлор занялся так называемым “изучением времени работ”. Исследование включало 2 стадии –анализ и синтез. В первую очередь вся работа  делилась на элементарные движения. Ненужные - выбрасывались, а необходимые тщательно описывались, измерялись по времени на отдых и оценивались в процентах к общему времени работы с учетом риска непредвиденных простоев, недостатков квалификации и времени на отдых. Вторая часть – синтез - состояла в объединении этих отдельных  движений в логический процесс и написание подробных  инструкций для рабочих.

        В 1898г. Тейлор  был приглашен  в качестве консультанта в  Безлехемскую чугуноплавильную  компанию с целью улучшения  методов работы рабочих чугунных  цехов и забойщиков в шахтах. Благодаря применению своего  метода измерений времени, Тейлор  и его ассистент математик Карл Барс смогли увеличить производительность чугунщиков в 4 раза. Первоначально они сами были шокированы результатами, и дважды пересчитывали их.   В итоге был открыт Закон тяжелого труда- усталость накапливается кумулятивно. Заинтересовав  рабочих  сдельной поштучной оплатой, Тейлор сумел убедить чугунщиков принять новые инструкции для работы.

Занимаясь с забойщиками  он применил не только временные исследования, но подобрал каждому рабочему соответствующий  вид кирок и лопат с тем, чтобы обеспечить эффективность работы. И как следствие, количество забойщиков было сокращено с 500 до 140 человек, средняя выработка возросла с 16 до 59 тонн  за сутки и оплата с $1.15 до  $1.88 за час.

        Несмотря  на несколько лет  исследований рабочего времени, Тейлор обрел всемирную известность лишь в 1910-1911гг., когда была произведена экспертиза работы нескольких западноевропейских железнодорожных линий. Применив принципы Тейлора, эксперты (Генри Таун, Генри Гантт, Карл Барс, Френк Гильбрейт, Гаррингтон Эмерсон и др.) доказали возможность для железнодорожников не только не поджимать цены для повышения отдачи, но и сэкономить $300 млн.( более $11млн. в сегодняшних деньгах) за счет научной организации труда. Отчет был заслушан на заседаний  Высшего Суда, где рассматривался  иск по поводу необоснованно повышенных цен на железнодорожные билеты, и в 24 часа после оглашения результатов экспертизы имя Тейлора стало известно во многих странах. За 2 последующих года его «Принципы научного менеджмента» были переведены на 8 языков, и русский в том числе.

       Тейлор  был убежден, что рост эффективности  и производительности являлся  единственным источником процветания.  И, хотя его жестко критиковали  за игнорирование человеческого  фактора, он осознавал и писал о необходимости изучения мотивов, которые заставляют человека работать.

Ф.Тейлор умер в 1915г. в  возрасте 59 лет с секундомером в  руке. Соратники и родственники воздали  дань таланту и инновациям ученого  словами на могильной плите.

Административная  школа управления (1920-1950гг.).

      После  того как Тейлор и Гилбрейт  привлекли внимание управленцев  высшего звена невиданными улучшениями  в росте эффективности, к проблемам  науки стали обращаться представители  управленцев – профессионалов. Наступило  всеобщее признание необходимости научного управления предприятиями.

     Анри Файоль  признан одним из величайших  европейских пионеров – исследователей  проблем управления. Файоль был  наслышан о работах Тейлора,  но самостоятельно работал во  Франции над наукой управления в примерно тот же период времени, что и Тейлор.

      Файоль  сконцентрировал внимание на  административном управлении и  рационализировал свой более,  чем 50- летний опыт управляющего  в угольно - добывающей    компании.

      Файоль  был родом из Лионской семьи среднего достатка. Однако, получив  профессионально-техническую подготовку на комбинате угля и железа во Франции и благодаря упорному и интенсивному труду, Файоль быстро подвигался по служебной лестнице от простого инженера до генерального менеджера и члена Совета Директоров в конце жизни.

      Файоль  быстро понял, что для менеджера  необходимы не только инженерные  знания и навыки, но умение  планировать, организовывать, работать  с людьми и др. Работая генеральным  менеджером, Файоль пришел к идее  специализации различных видов деятельности в бизнесе и разделил их на 6 основных групп:

1.Техническая область  (производственный процесс, адаптация  новых технологий)

2.Коммерческая область  (купля, продажа , обмен)

3.Финансовая область  (приобретение и использование капитала)

4.Область обеспечения  (защита собственности  от внешних  факторов, безопасности труда, защита  рабочих на рабочих местах  от непредвиденных травм).

5.Бухгалтерский учет (акционирование, состояние балансовых  отчетов, расчет издержек, статистический учет).

6.Управленческая деятельность (планирование, организация, координация  , контроль).

      Файолю  принадлежит заслуга выделения  впервые в истории науки управления  как отдельной специфической  деятельности. Он также описал  функции менеджмента и процесс управления, отметив взаимосвязанность функций.

      Для  большего понимания процесса  управления Файоль сформулировал  свои 14 принципов менеджмента. Многие  из них утратили значимость  в современном мире, но для  начало века они звучали довольно  революционно:

1.Принцип разделения  труда и специализации 

2.Принцип единства  власти и ответственности 

3.Принцип дисциплины  производства.

4.Единство команд; для  достижения одной цели должен  быть один менеджер и один  план 

5. Единство направления 

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"