Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:45, курс лекций
Сущность и состав бюджетного менеджмента. Предмет и задача курса
1.1. Сущность бюджетного менеджмента.
1.2. Система управления бюджетом.
1.3. Состав бюджетного менеджмента.
Финансирование из бюджета может осуществляться соответственно двум схемам 1 и 2:
В процессе финансирования из бюджета по схеме 1 финансовые органы связаны с главными распорядителями средств, которым в учреждениях банков открывается два бюджетных счета: один - на расходы учреждения, второй - для финансирования подведомственных учреждений и на централизованные расходы.
В процессе
финансирования из бюджета по схеме
2 финансовые органы связаны с распорядителями
средств трех степеней, каждому из
которых открываются
Финансирование из бюджета осуществляется через банковские учреждения, которые определенны Кабинетом Министров и Национальным банком Украины. Выполнение расходной части бюджета определяется четким соблюдением своих функций всеми тремя юридическими лицами: финансовыми органами, банками и распорядителями средств.
7.3. Методы и виды финансирования из государственного бюджета
Известно два метода бюджетного финансирования. Первый - открытия кредитов, которые базируется на принципе авансирования расходов на кредитной основе. Открытия кредитов не означает перечисление денежных средств на расходы главным распорядителям средств. Это разрешение финансового органа на выдачу средств, которое потом осуществляется учреждениями банков в границах установленных расходной росписью (специальный документ) ассигнований. Основанием для открытия кредитов является роспись расходов. Указанный метод использовался в Украине при финансировании из Государственного бюджета до 1 июля 1993 года.
Сущность второго метода, а именно перечисления средств со счета бюджета на бюджетные счета распорядителей средств, состоит в том, что финансовый орган осуществляет перечисление бюджетных средств со счета бюджета на счета распорядителей средств только при наличии их на данном счете в данный момент.
Основанием для перечисления является утвержденные в бюджете суммы расходов. Данный метод использовался в Украине до 1 июля 1993 года только при финансировании из местных бюджетов.
С 1 июля 1993 года в соответствии с Указом Президента Украины «О порядке выполнения Государственного бюджета Украины» от 18 июня 1993 года № 219/93 и с целью обеспечения эффективного управления доходами и расходами Государственного бюджета, ведения кассового порядка его выполнения, усиления контроля за поступлением и целевым, экономным их использованием, было решено, что Министерство финансов Украины будет осуществлять финансирование расходов в границах имеющихся финансовых ресурсов в Государственном бюджете Украины. Это означало, что с этого момента в Украине стал применяться единый метод бюджетного финансирования – перечисления средств со счета бюджета на бюджетные счета распорядителей средств. В конце 1995 года в Украине было образовано Государственное казначейство Украины, к которому на протяжении 1996 года и перешла функция организации и осуществления финансирование из Государственного бюджета.
Соответственно Инструкции «О порядке кассового выполнения Государственного бюджета за расходами», утвержденной приказом Государственного казначейства Украины в марте 2000 года, финансирование из Государственного бюджета может осуществляться:
• по ведомственной структуре
• путем оплаты затрат (оплаты счетов и выдачи денежной наличностью). Основным первичным документом для осуществления финансирования из бюджета выступает платежное поручение по форме 0401001.
Осуществление расходов и оплата затрат проводятся органами Государственного казначейства при наличии данных про территориальное расположение сети учреждений, предприятий и организаций на соответствующей территории и на основании утвержденных смет доходов и расходов и планов ассигнований. Финансирование расходов Государственного бюджета Государственное казначейство Украины проводит путем перечисления средств территориальным управлениям Государственного казначейства.
Государственное казначейство (ДКУ) согласовывает с городскими и районными казначействами (ГРК) утвержденные объемы финансирования соответственно кодам бюджетной классификации. ГРК распределяет их между подведомственными учреждениями и подают в ДКУ распределение бюджетных средств по областям в разрезе подведомственных учреждений, предприятий, организаций и кодов бюджетной классификации. Распределение средств составляется в двух экземплярах, регистрируется в журнале регистрации распределения средств и подписывается руководителем и главным бухгалтером, подписи, которых скрепляются печатями. Один экземпляр распределенных средств передается в управление оперативно-кассового планирования расходов ДКУ, второй – остается у главного распорядителя. Полученные средств управление оперативно-кассового планирования расходов ДКУ проверяет и группирует по территориям (областям), после чего составляются в двух экземплярах реестры на осуществление расходов по соответствующей территории. На основании распределения средств и реестров на осуществление расходов управление оперативно-кассового планирования расходов составляет распоряжения на перечисление средств. Распоряжения составляется в двух экземплярах, регистрируется в журнале регистрации и утверждается Председателем Государственного казначейства Украины (заместителем министра финансов).
Первый экземпляр распоряжения и реестров на осуществление расходов по территориям передается в управление бухгалтерского учета и отчетности; второй – остается в управлении оперативно-кассового планирования расходов. Управления бухгалтерского учета и отчетности сверяет суммы финансирования с остатками неиспользованных ассигнований, после чего согласованный экземпляр распоряжения передается контрольно-операционному управлению для перечисления средств по назначению.
Проверенный реестр на осуществление расходов передается средствами телекоммуникационной связи соответствующему управлению Государственного казначейства.
На основании распоряжения операционно-контрольное управление составляет платежные поручения на перечисление средств территориальным управлениям Государственного казначейства и распорядителям средств. Территориальные управления Государственного казначейства перечисляет распорядителям средств полученную сумму финансирования. Взаимоотношения органов Государственного казначейства и распорядителей средств в области организовываются в таком же порядке, как и взаимоотношения ДКУ и ГРК.
Оплата
затрат проводится как путем безналичных
платежей непосредственно в пользу
субъектов хозяйственной
Регистрационные счета – это счета, которые открываются в органах Государственного казначейства распорядителям бюджетных средств для учета доходов и расходов (с 1 января 2000 года распорядителям средств открыли регистрационные и специальные регистрационные счета, которые связаны с внедрением общего и специального фонда Государственного бюджета Украины). Порядок открытия регистрационных счетов указанный в «Инструкции об открытие регистрационных счетов органами Государственного казначейства Украины», утвержденной приказом ГУДКУ №32 от 9 апреля 1997 года. К каждому регистрационному счету в операционно-контрольном управлении (операционном отделе управления, отделе бухгалтерского учета и отчетности отделения) ДКУ открывает личные карточки, которые содержат информацию про выделенные бюджетные средств на оплату затрат, суммы их использования и остатка.
При зачислении средств на бюджетный счет на основании выписки учреждений банка и реестров на осуществление расходов, операционно-контрольное управления (операционный отдел, отдел бухгалтерского учета и отчетности) ДКУ зачисляет средства, на регистрационные счета распорядителей средств. После этого составляются мемориальные ордера в двух экземплярах с обязательным указанием цели, на которые поступили средства из Государственного бюджета, кодов их бюджетной классификации, даты и подписи исполнителя. Первый экземпляр мемориального ордера с выписками выдается распорядителю средств, второй – остается в операционно-контрольном управлении (операционном отделе; отделе бухгалтерского учета и отчетности). Одновременно с этим в личных карточках распорядителей средств делается пометка о средствах, выделенных на осуществление затрат.
После получения выписки из регистрационного счета распорядитель средств на протяжении операционного дня подает в орган ДК необходимые расчетные документы для проведения затрат (счета-фактуры, накладные, товарно-транспортные накладные, трудовые соглашения, договоры на выполнение работ, акты выполненных работ и т.п.) и платежные поручения. На основании этих документов соответствующий орган ДК перечисляет средства за предоставленные услуги, выполненные работы непосредственно субъектам хозяйственной деятельности.
Для получения средств денежной наличностью (на заработную плату, стипендии, служебные командировки и т.п.) уполномоченный получать ее подает в операционно-контрольное управление (отдела учета лимитов расходов и контроля за выполнением смет территориальных органов казначейства) ДКУ заявку на выдачу денежной наличности и получения денежного чека. Заявка выписывается распорядителем средств на лицо, с которым у него заключен договор про полную материальную ответственность и который имеет право получать и выдавать деньги. При получении заработной платы, вместе с заявкой подаются платежные поручения на перечисление сумм подоходного налога взысканного с граждан, сумм начислений по фондам социального страхования на случай безработицы и потери трудоспособности, а также сумм страховых взносов в Пенсионный фонд. Чек выписывается на имя лица, которое указанно в заявке на получение этого денежного чека.
Распорядитель бюджетных средств получает денежную наличность из открытого в учреждении банка бюджетного счета органа ДК. Неиспользованная денежная наличность возвращается на этот же бюджетный счет по специальным документам. В них обязательно указывается номер соответствующего регистрационного счета
.
7.4. Организация финансирования из местного бюджета.
Финансирование расходов из местных бюджетов путем перечисления средств из текущего счета бюджета на текущие бюджетные счета распорядителей средств осуществляется на основе распоряжения бюджетного отдела (инспекции) – форма № 5 с помощью платежных поручений по форме 0410001. Бухгалтерия финансового органа выписывает платежное поручение в 3-х экземплярах и представляет в учреждение банка, который обслуживает данный финансовый орган.
Первый
экземпляр остается в банке как
основа для перечисления средств (подписывается
начальником финансового
|
7.5. Кассовое выполнение расходной части бюджета
Действующая
система кассового выполнения Государственного
бюджета в Украине
• перечисления
средств непосредственно