Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:45, курс лекций
Сущность и состав бюджетного менеджмента. Предмет и задача курса
1.1. Сущность бюджетного менеджмента.
1.2. Система управления бюджетом.
1.3. Состав бюджетного менеджмента.
• осуществляют
методическое руководство и контроль
за деятельностью подчиненных
Задача Контрольно-ревизионной службы в сфере бюджетного контроля пересекается с задачей Счетной палаты, а именно в части контроля за использованием средств Государственного бюджета. При этом Счетная палата ведет контроль преимущественно на уровне центральных органов управления государством, а Контрольно-ревизионная служба осуществляет контроль, начиная с бюджетных учреждений расположенных на территории сельских Советах вплоть до министерств и ведомств включительно.
Финансовые управления и его отделы осуществляют контроль за целевым использованием средств, выделяемых из местных бюджетов.
К методам бюджетного контроля относят документальную и камеральную проверки, экономический анализ, ревизию, обследование.
Ревизия – наиболее распространенный метод бюджетного контроля; это система контрольных действий, которые направленные на всестороннюю проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов относительно составления и выполнение бюджета с целью установления законности проведенных операций, соблюдения финансовой дисциплины, порядка и правил организации учета, достоверности отчетности.
В экономической литературе существует несколько концепций и признаков, по которым классифицируются ревизии. Можно выделить следующие из них:
• полнота охвату деятельности объекта, который ревизуется;
• степень охвата данных финансово-хозяйственных операций;
• в зависимости от их организации;
• в зависимости от источника данных, которые являются базовыми.
Полная
ревизия предусматривает
Частичные – проверяются только отдельные виды хозяйственных операций или отдельные направления деятельности предприятия, учреждения, организации.
Тематические – это проверка однотипных учреждений, организаций по отдельным специальным вопросам.
Комплексные ревизии дают возможность глубже изучить широкий круг вопросов, которые характеризуют все звенья и стороны хозяйственной деятельности предприятия, организации и учреждения.
Что касается классификации ревизий то при сплошной ревизии проверяют все документы, которые характеризуют финансово-хозяйственную деятельность, начиная от последней ревизии.
При выборочной проверяются лишь некоторые документы или все документы, но за определенный промежуток времени. Если в процессе выборочной ревизии оказываются нарушения финансовой дисциплины, то проводится сплошная проверка всех документов, которые относятся к финансовой деятельности объектов, которые ревизуются.
Плановые ревизии проводят в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы контролирующих органов.
Внеплановые – это ревизии, которые проводят по специальным заданиям вышестоящих организаций или по требованию органов суда и прокуратуры.
Дополнительные ревизии проводят тогда, когда при проведении первой ревизии не полностью установленные факты нарушений финансово-хозяйственной деятельности.
Повторные ревизии проводят после плановой, для того, чтобы проверить, как предприятие или учреждение устраняет недостатки, отмеченные в акте ревизии.
Документальные ревизии состоят в том, что все хозяйственные операции проверяют по тем документам, которые в бухучете служат основой для бухгалтерских записей. В процессе документальной ревизии, прежде всего, проверяются:
- наличие
и достоверность первичных
- правильность оформления и своевременность их учета;
– законность расходов, в соответствии с планами, и эффективность их использования.
Во время фактической ревизии проверяют наличие денежных средств и материальных ценностей, изучают фактическое состояние объекта, который проверяется, по их наличию в натуре, их соответствие данным бухучете. Это – инвентаризация, экспертная оценка объемов и качества выполненных работ, обследования и т.др.
Проверка – это обследования и изучения отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения или их подразделений.
Порядок
проведения ревизий и проверок Государственной
контрольно-ревизионной
Ревизии проводят непосредственно в организациях и учреждениях, не чаще 1 раза в год.
Основными
задачами ревизий (проверок) выполнения
бюджетов, состояния работы финансовых
органов и органов
• соблюдение действующих нормативных актов относительно выполнения бюджетов соответствующих уровней;
• ревизия текущего счета соответствующего бюджета, внебюджетных и валютных средств органов исполнительной власти или органов местного самоуправления;
• правильность расходования средств по удержанию финансовых органов, органов Государственного казначейства, аппарата соответствующих государственных администраций и органов местного самоуправления.
Основными задачами ревизии (проверок) бюджетных учреждений являются:
• соблюдения бюджетной дисциплины;
• проверка правильности планирования и использования бюджетных средств;
• сохранность денежных средств и материальных ценностей;
• правильность ведения учета и отчетности;
• законность образования и эффективность использования внебюджетных средств.
Ревизии и проверки проводятся на основе полугодовых планов:
• Главного контрольно-ревизионного управления, утвержденного его Коллегией;
• Контрольно-ревизионных
управлений в АРК, областях, городах
Киеве и Севастополе, утвержденных
Главным контрольно-
• Контрольно-ревизионных отделов в районах, городах и районах в городах, утвержденных Контрольно-ревизионными управлениями в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе.
. Контрольно-ревизионный процесс имеет четыре условно самостоятельных этапа:
1)•
подготовка к проведению
2)• проведения ревизии;
3)• оформления материалов ревизии;
4)•
реализация материалов ревизии.
При проведении ревизий учреждений и организаций, которые финансируются из бюджета, следует проверять:
1) правильность составления и выполнения единой сметы доходов и расходов;
2) законность
и обоснованность
3) во
время проведения ревизии
4) целевое
использование средств,
5) законность
формирования и правильность
использования специального
6) дебиторскую и кредиторскую задолженности;
7) состояние
бухгалтерского учета и
По результатам
документальной ревизии ревизором
составляется акт – двусторонний
документ, в котором находит отображение
последствия ревизии финансово-
Различают два вида актов – промежуточные и общие.
Промежуточные акты составляют по результатам инвентаризации средств, товарно-материальных ценностей, расчетов с дебиторами и кредиторами, контрольного запуска сырья в производство, ревизии касс. Промежуточные акты подписываются ревизорами и должностными лицами, которые отвечают за тот участок, где осуществляется проверка.
Общий
акт составляют после окончания
ревизии. Акт подписывается
Условно акт можно поделить на 3 части.
В первой, общей части, отмечаются:
• основание для проведения ревизии, состав ревизионной группы и тема ревизии;
• полное наименование предприятия, учреждения, организации и т.п. и его подчиненность;
• период деятельности данного предприятия, учреждения, организации проведения ревизии, дата начала и окончания ревизии;
• кем и когда проводилась предыдущая ревизия.
Вторая часть, а именно, производственно-финансовая деятельность, выполнения смет, предусматривает отображения:
• перечень основных показателей производственной программы на протяжении одного-двух лет и их выполнение;
• анализ финансовых результатов или выполнение смет;
• факты нарушений или злоупотреблений, подтвержденных документально;
• ревизия касс и кассовых сделок;
• ревизия операций по счетам в банках;
• ревизия расчетов по оплате труда и социального страхования;
• ревизия сохранения и движения материальных ценностей.
Третья часть, бухгалтерский учет и аудит, предусматривает анализ состояния бухгалтерского учета и достоверность предоставленных отчетов.
Общий акт подписывается лицами, которые принимали участие в проведении ревизии, а также руководителем и главным бухгалтером объекта, который ревизуется. Акт ревизии составляется в 3-х экземплярах и направляется органу или учреждению, в котором проводилась ревизия; а также вышестоящему органу (учреждению).
После подписания акта ревизии ревизор в 15-дневной срок готовит проект обязательных требований относительно устранения выявленных нарушений. Материалы каждой ревизии на протяжении 15 дней после ее завершения рассматриваются и принимается от ревизоров руководителями контрольно-ревизионных управлений или их заместителями, начальниками отделов этих управлений, начальниками отделов в районах и городах или их заместителями. По результатам ревизии готовят приказ или другое решение.
Если на предприятии, учреждению или организации, которая ревизуется, не обеспечивается устранения выявленных нарушений, руководитель, который назначил ревизию, присылает руководителю этого объекта предложения относительно полного возмещения выявленных убытков и вносит предложения, по предотвращению фактов нарушений или злоупотреблений. Требования и предложения относительно устранения выявленных нарушений руководителями проверенных предприятий, учреждений и организаций подаются в руководящие органы с соблюдением должностной субординации.