Лекции по "Бюджетному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:45, курс лекций

Описание работы

Сущность и состав бюджетного менеджмента. Предмет и задача курса
1.1. Сущность бюджетного менеджмента.
1.2. Система управления бюджетом.
1.3. Состав бюджетного менеджмента.

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций - бюджетный менеджмент.doc

— 556.00 Кб (Скачать)

6.3 Кассовое выполнение  бюджета: понятия,  сущность, системы 

В процессе выполнения бюджета государства  в самостоятельную сферу выделяется кассовое его выполнения.

Под кассовым выполнением бюджета следует  понимать организацию и осуществление расчетно-кассовых операций (прием, сохранение и выдачу бюджетных средств) для выполнения бюджета соответствующего уровня.

Это одна из наиболее сложных и интересных сфер выполнения бюджета в целом.

Известно  три системы кассового выполнения бюджета:

• банковская;

• казначейская;

• смешанная.

При банковской системе счета для выполнения бюджета открываются в учреждениях банковской системы.

Казначейская  система кассового выполнения бюджета предусматривает открытие и ведение счетов для выполнения бюджета через специализированную структуру – Государственное казначейство.

Смешанная система предусматривает возможность открытия и ведения счетов для выполнения бюджета, как в учреждениях банковской системы, так и в казначействе.

До 1993 года в Украине действовала банковская система кассового выполнения бюджета. В 1993 году с выходом ряда нормативных актов, а именно Указа Президента Украины от 18 июня 1993 года №210/93 «О порядке выполнения Государственного бюджета Украины» и Временных методических указаний «О порядке кассового выполнения Государственного бюджета Украины по доходам и расходам», утвержденных Минфином Украины и НБУ от 28 июня 1993 года за № 17010/1338, кассовое выполнение бюджета испытало ряд изменений. С 1 июля 1993 года кассовое выполнение Государственного бюджета начало осуществляться Национальным банком Украины через свои региональные управления и по его поручению, согласованным с Минфином Украины? – через Укрсоцбанк, банк «Украина», «Проминвестбанк» и прочие коммерческие банки. Новый порядок кассового обслуживания означал, что финансирование должно было осуществляться в границах доходов, которые реально поступали, а также полученных кредитов банка. Государственный бюджет Украины начал выполняться по схеме, аналогичной местным бюджетам.

С момента образования Государственного казначейства Украины (1995 г.) начался постепенный переход от банковской к казначейской системе кассового выполнения бюджета. С 1 апреля 1997 года началось внедрение казначейской системы кассового выполнения расходной части Государственного бюджета.

Действующая система кассового выполнения доходной части Государственного бюджета  в Украине предусматривает открытия соответствующих счетов, на которые  аккумулируются средства Государственного бюджета:

• в  учреждениях Национального банка Украины:

балансовый  счет «Средства Государственного бюджета  Украины»

№3510

балансовый  счет «Средств бюджетов Украины к  распределению»

№ 3500

балансовый  счет «Средств бюджетов Украины к  распределению 

№2510 Государственным  казначейством Украины»

• в учреждениях уполномоченных банков:

балансовый  счет № 2510 «Средства Государственного бюджета Украины»

балансовый  счет № 2500 «Средств бюджетов Украины  по распределению»

балансовый  счет №2502 «Средств бюджетов Украины  по распределению Государственного казначейства Украины»

Распределение общегосударственных доходов осуществляется органами Государственного казначейства. За платежными поручениями последних  учреждения банков пересчитывают средств  из счета «Средств бюджетов Украины  к распределению Государственным казначейством Украины» на:

- счета  с учетом доходов Государственного  бюджета, открытых по балансовым  счетами №№ 3510, 2510 «Средства Государственного  бюджета Украины»;

- счета,  открытые на имя финансовых  управлений по балансовым счетами  №№ 3500, 2500 «Средств бюджетов Украины к распределению» для дальнейшего их распределения между уровнями местных бюджетов.

Кроме того, на имя Государственного казначейства в региональных управлениях Национального  банка Украины, для учета средств  для перечисления их центральному аппарату Государственного казначейства Украины, открываются специальные транзитные счета.

Учреждения  коммерческих банков каждый день перечисляют  суммы, которые поступили на счет Государственного бюджета региональным управлением Национального банка  Украины, которые, в свою очередь, пересчитывают соответствующие суммы Операционному управлению Национального банка Украины.

Каждый  день в банковских учреждениях автоматически  осуществляется перечисления из счетов №№ 3510, 2510 «Средства Государственного бюджета Украины» на счета №№ 3513, 2513 (в учреждениях Национального и уполномоченных банков соответственно) «Средства Государственного казначейства Украины», из которых осуществляется финансирование затрат.

Для аккумуляции  средств местных бюджетов в банковских учреждениях на балансовых счетах №№ 354, 254 «Средства местных бюджетов» открываются следующие счета:

• в  учреждениях Национального банка  Украины:

счет  № 3540 «Средств бюджета АРК» счет № 3541 «Средства областных бюджетов»  счет № 3542 «Средства районных, городских, сельских и поселковых бюджетов»

• в  учреждениях уполномоченных банков:

счет  № 2540 «Средств бюджета АРК» счет № 2541 «Средства областных бюджетов»  счет № 2542 «Средства районных, городских, сельских и поселковых бюджетов»

На указанных  счетах открывается основной текущий бюджетный счет финансовому органу Министерства финансов по соответствующему местному бюджету, на который зачисляются доходы данного местного бюджета. С этого же счета бюджетные средства перечисляются на бюджетные счета распорядителей средств.

 

Лекция  №7.          Тема: организация, методы и виды бюджетного финансирования

7.1. Бюджетная классификация  расходов.

7.2. Понятия бюджетного  финансирования и  его организация  .

7.3. Методы и виды  финансирования из  государственного  бюджета.

7.4. Организация финансирования из местного бюджета.

7.5. Кассовое выполнение  расходной части  бюджета. 
 
 

Лекция  №7.            Тема: организация, методы и виды бюджетного финансирования

7.1. Бюджетная классификация  расходов.

7.2. Понятия бюджетного  финансирования и его организация .

7.3. Методы и виды  финансирования из  государственного  бюджета.

7.4. Организация финансирования  из местного бюджета.

7.5. Кассовое выполнение  расходной части  бюджета.

7.1. Бюджетная классификация  расходов

Во втором разделе действующей бюджетной классификации (внедренной с 1 января 1998 года приказом Министерства финансов Украины от 3 декабря 1997 года № 265) предусмотрена классификация расходов бюджета по трем признакам: функциональным, ведомственным и экономическим.

Функциональная структура бюджета строится соответственно основным функциям государства, которые представленные в виде 25 функциональных групп с распределением каждой на подгруппы – всего 134.

Функциональная  классификация расходов бюджета  предусматривает расходы на:

Ведомственную классификацию расходов Государственного бюджета, которая предусматривает распределение расходов по главным распорядителям средств. Код, который присвоен каждому из ГРК, состоит из трех знаков. В перечне указано 79 главных распорядителей средств, которые получают средства из Государственного бюджета.

Также в бюджетной классификации использована практика классификации расходов бюджета  по экономическим показателем. Экономическая  классификация расходов бюджета  предусматривает:

·  общие расходы как сумму текущих, капитальных и нераспределенных расходов;

·  кредитования с вычитанием погашения.

В данной классификации использован четырехзначный код.

7.2. Понятия бюджетного  финансирования и  его организация 

Цель  выполнения расходной части бюджета - это финансирование мероприятий, утвержденных в бюджете на протяжении бюджетного года.

Финансирование  из бюджета – это перечисление средств на текущие регистрационные  бюджетные счета распорядителей средств из единого казначейского  счета или счета местного бюджета, которые открыты в банковских учреждениях и в органах казначейства.

Финансирование  из бюджета осуществляется на основе двух основных принципов:

§  плановости

§  целевого характера использования бюджетных средств.

Принцип плановости означает обязательное условие  законодательного утверждения данных расходов. Целевой характер использования  бюджетных средств означает требование к распорядителям средств использовать выделенные денег за их целевым назначением.

Организация финансирования положенная на финансовый орган, который осуществляет выполнения данного бюджета. Банки осуществляют перечисление бюджетных средств  только на основе их распоряжений. В  процессе финансирования финорганы осуществляют контроль за экономным и целевым использованием бюджетных средств.

Руководители  учреждений и организаций, которые  получают в свое распоряжение бюджетные  ассигнования (плановые суммы, в границах которых могут проводиться расходы из бюджета) называются распорядителями средств. Различают три степени распорядителей средств: главная, вторая и третья степени. По объему предоставленных им прав, обязанностей и ответственности распорядители средств делятся:

• по государственному бюджету на три степени – главных, вторых, третьих

• по местным  бюджетам – на две степени: главных  и третьих

. Средства  распределяются по степеням, которые  зависят от структуры народного  хозяйства или социально-культурных  учреждений области

Главными  распорядителями бюджетных средств по Государственному бюджету (главная степень) являются министры и руководители других центральных ведомств (учреждений), по местным бюджетам -- руководители управлений (отделов) областных, городских и районных Советов народных депутатов; по городским, городам районного подчинения, по сельским и поселковым бюджетам – главы этих Советов.

К распорядителям средств  второй степени относятся руководители подведомственных министерствам и ведомствам органов управления, которым в свою очередь подчинены отдельные предприятия, организации и учреждения.

Распорядителями средств третьей  степени являются руководители учреждений, организаций, предприятий, подведомственные главным или второй степени распорядителям бюджетных средств (назначений).

Например, все органы финансовой системы финансируются  за счет Государственного бюджета, а  их руководители являются распорядителями  ассигнований: министр финансов Украины  – главным распорядителем средств, начальники областных, городских, городов  Киева и Севастополя, финансовых управлений – распорядители средств второй степени, а заведующие районных и городских, городов областного подчинения финансовыми отделами – распорядителями средств третьей степени.

Распределение распорядителей средств по местным  бюджетам на две степени обусловлен тем, что местные органы управления областью делятся на два вида. Так, например, районный отдел образования возглавляет руководитель отдела, который является главным распорядителем бюджетных средств, он имеет в своем подчинении школы, директора которых считаются распорядителями средств третьей степени, им предоставлено право самостоятельно распоряжаться бюджетным средствам.

Информация о работе Лекции по "Бюджетному менеджменту"