Лекции по "Бюджетному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:45, курс лекций

Описание работы

Сущность и состав бюджетного менеджмента. Предмет и задача курса
1.1. Сущность бюджетного менеджмента.
1.2. Система управления бюджетом.
1.3. Состав бюджетного менеджмента.

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций - бюджетный менеджмент.doc

— 556.00 Кб (Скачать)

4). По  расходам, которые предусмотрены  в местном бюджете, и налогах,  сборах и других платежах, которые  распределяются между Государственным и местными бюджетами.

Взаимные  расчеты между Государственным  и местными бюджетами, а также  между местными бюджетами могут  возникать в результате проведенного взаимозачета в 2, 3 и 4 случаях. Взаимные расчеты учитываются одновременно в двух финансовых органах, которые выполняют бюджеты, а также у распорядителя средств и налогоплательщика.

Основанием  для оформления взаимозачета является решение соответствующего органа. В  первом случае решения относительно проведения взаимозачета принимает  центральный аппарат Государственного казначейства; во втором – Министерство финансов АРК, областные, городские (города Киев и Севастополь) финансовые управления; в третьем – центральный аппарат Государственного казначейства; в четвертом – республиканское (АРК), областное, городское управление Государственного казначейства. Основным документом, в котором отображают все необходимые данные для проведения взаимозачета, является «Протокол взаиморасчетов между распорядителем средств, которое финансируется из Государственного (местного) бюджета, и налогоплательщиком». В нем отмечают названия распорядителя средств и налогоплательщика; сумму задолженности плательщика перед бюджетом; сумму, которая может получить из бюджета распорядитель средств; порядок отображения взаимозачета в бухгалтерском учете участников и других сторон.

Протокол  взаиморасчетов составляет инициатор  проведения взаиморасчетов в восьми экземплярах и подает его в  орган, уполномоченный принимать решение  о его проведение. Этот орган присылает  протокол, по которому принято решения о проведение взаимозачета, всем участникам, которые его подписали, и органам, которые в соответствии с установленным порядком не являются участниками взаимозачета, но контролируют проведение расчетов между бюджетами.

Справку о сумме недоимки составляет налоговая администрация в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры направляют инициатору проведение взаимозачета, третий – остается в налоговой администрации.

Акт сверки расчетов составляется в трех экземплярах  участниками взаимозачета. Первый и второй экземпляры остаются у участников взаимозачета, третий – передается с протоколом в орган, который принимает решения о проведение взаимозачета.

Дальнейший  документооборот связан с перечислением  средств на погашение задолженности. Перечисление осуществляются на основе платежных поручений. Прохождение платежных поручений аналогично прохождению платежных поручений при взаимных расчетах в результате изменения ведомственной подчиненности.

Вместе  с тем, взаимозачеты показали свою несостоятельность  из-за многочисленных злоупотреблений и были отменены.

9.3. Основные направления  реформирования государственного  казначейства Украины  и казначейской  системы кассового  выполнения государственного  бюджета Украины

Создание  Государственного казначейства в Украине обусловлено необходимостью иметь такую управленческую структуру органов, которая бы разрешила избегать задержки платежей, искажения данных учета и отчетности по выполнению бюджета и обеспечению эффективного использования бюджетных средств.

В соответствии с концепцией развития органов казначейства достичь этой цели можно путем:

• консолидации средств Государственного бюджета  на счетах Государственного казначейства, открытых в учреждениях Национального  банка Украины;

• целевого направления бюджетных средств только на основании данных внебалансового казначейского учета обязательств распорядителей.

Исходя  из необходимости оптимизации процесса управления денежными средствами Государственного бюджета разработана принципиально  новая модель функционирования Госказначейства, основанная на принципах, принятых для банковской системы. Она разрешает консолидировать бюджетные счета на едином казначейском счете, открытом в НБУ, и, соответственно, лишается рисков в процессе сохранения бюджетных средств.

Вводится  корреспондентский счет, который выполняет те же функции, которые выполняет и текущий счет предприятия, но с учетом такой специфики:

1) все  платежи, которые осуществляются  через корреспондентский счет  Государственного казначейства, являются  расчетами только по операциями, которые связаны с выполнение бюджетов и управлением бюджетными ресурсами;

2) через  корреспондентский счет также  осуществляются платежи по содержанию  органов Государственного казначейства  и за ними сохраняются остатки  средств как у обычного бюджетного учреждения .

3) количество  корреспондентских счетов, открытых  на имя органов Государственного  казначейства, зависит от концепции  управления средствам Государственного  бюджета и определения юридического  статуса соответствующих уровней  структуры Государственного казначейства Украины.

На сегодня  осуществление эффективного управления бюджетными ресурсами мешает наличие  большого количества счетов казначейства, а также и то, что распределение  бюджетных средств осуществляется без учета обязательств распорядителей бюджетных средств.

В Государственном  казначействе автоматизированы не все  процедуры выполнения Государственного бюджета, в некоторых случаях  осуществляется ручная обработка банковских выписок, других первичных бухгалтерских  документов для получения бухгалтерской, оперативной и статистической отчетности. Это делает невозможным оперативное составление отчетности о выполнение Государственного бюджета, которая бы обеспечивала прозрачность бюджетного процесса и отвечала бы международным стандартам.

Существует  также проблема с идентификацией поступлений собственных средств как части специального фонда Государственного бюджета для правильного отнесения их на соответствующие счета распорядителей средств и учет их в доходной части Государственного бюджета.

С целью  консолидации средств Государственного бюджета в НБУ все счета органов Госказначейства переведены из учреждений уполномоченных банков в учреждения НБУ. Из-за отсутствия в районах филиалов Национального банка Украины, счета, открыты на имя районных и городских отделений Госказначейства в коммерческих банках, предполагалось перевести к областным управлениям НБУ. Поскольку вышеупомянутый вопрос не был решен, возникшая потребность поиска новых подходов, одним из которых и есть пересмотр статуса Госказначейства по отношению к банковской системе государства.

С этой целью принятое общее постановление  Кабинета Министров Украины и  Национального банка Украины  от 15 сентября 1999 г. № 1721 «О создание внутренней платежной системы Государственного казначейства», которое предусматривает предоставления Госказначейству Украины статуса участника системы электронных платежей НБУ (СЕП НБУ) и создания Внутренней платежной системы Госказначейства (ВПС ДК).

Действующая на сегодня бухгалтерская модель казначейского выполнения бюджета предусматривает функционирования органов Госказначейства как клиента банковской системы, на имя которого физически и юридическое счета открыто в учреждениях уполномоченных банков. В свою очередь, органы Государственного казначейства обслуживают клиентов – распорядителей и получателей бюджетных средств. Это обуславливает ведение внутреннего учета в органах Государственного казначейства по регистрационным счетам распорядителей бюджетных средств после получения банковской выписки. При этом используется план счетов бухгалтерского учета выполнения государственного и местных бюджетов, утвержденный приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 24.12.1997 № 137 с учетом изменений и дополнений.

Новая модель бухгалтерского учета (функционирования Единого казначейского счета, создания Внутренней платежной системы Госказначейства) предусматривает предоставление органам Государственного казначейства статуса участников системы электронных платежей НБУ на общих основах и требует внедрения Плана счетов бухгалтерского учета выполнения бюджетов, который будет отвечать требованиям НБУ относительно структуры счетов и использование которого параллельно с планами счетов НБУ и коммерческих банков станет обязательным при осуществлении межбанковских операций через систему органов Государственного казначейства.

Новый План счетов стал действующим учетным  инструментом для ежедневного формирования баланса и составления достоверной  отчетности относительно выполнения бюджетов органами Государственного казначейства, которое будет оказывать содействие эффективности управление средствами бюджетов.

Ныне  учитывается особенности бухгалтерского учета выполнения бюджетов, которая  оптимально удобна для использования  бухгалтерами органов Госказначейства  и местных финансовых органов, она стабильна и будет изменяться лишь тогда, когда будут вноситься существенные изменения в принципы построения бюджетного процесса государства.

Необходимой предпосылкой реформирования бухгалтерского учета выполнения бюджетов в органах  Государственного казначейства является автоматизация выполнения казначейских функций при одновременном изменении всех подсистем обслуживание бухгалтерского учета, отчетности, платежей и средств защиты, а также адаптации этих подсистем при эксплуатации в реальных условиях и наличия больших объемов информации.

Новая система технического обеспечения  казначейских функций предусматривает  автоматическое формирование баланса  счетов Государственного казначейства по денежным операциями на основании  данных (файлов соответствующей структуры с соответствующими реквизитами), полученных из СЕП НБУ. При этом, по требованию Национального банка, аналитические счета в банковской системе построены таким образом, при котором первые 4 знаки отвечают номеру балансового счета по плану счетов банковского учреждения, где и открыт счёт.

 

Лекция  №10.

Учет  выполнения бюджета

10.1. Организация учета  выполнения бюджета.

10.2. Баланс выполнения  бюджета.

10.3. Учет денежных  средств бюджета.

10.4. Учет доходов бюджета.

10.5. Учет расходов  бюджета.

10.6. Определение результатов выполнения бюджетов.

 

Лекция  №10.

Учет  выполнения бюджета

10.1. Организация учета  выполнения бюджета.

10.2. Баланс выполнения  бюджета.

10.3. Учет денежных  средств бюджета.

10.4. Учет доходов бюджета.

10.5. Учет расходов  бюджета.

10.6. Определение результатов выполнения бюджетов.

10.1 Организация учета  выполнения бюджета 

. Учет  выполнения бюджета в финансовых  органах возложенный на соответствующие  службы - зависимости от уровня (сельского,  городского, областного, центрального) финансового органа. Так, учет выполнения Государственного бюджета осуществляет Управления бухгалтерского учета и отчетности в составе центрального аппарата Государственного казначейства и отделы бухгалтерского учета и отчетности территориальных органов Государственного казначейства. Учет выполнения местных бюджетов ведут главные бухгалтерии в составе областных, городских (города Киев и Севастополь) финансовых управлений государственных администраций, а также бухгалтерии районных, городских и (районных в городах) финансовых отделов.

Финансовые  органы являются бюджетными учреждениями. Кроме учета исполнения бюджета  они осуществляют учет выполнения своих  собственных смет расходов. Учет выполнения бюджета и учет исполнения собственной  сметы в финансовых органах четко  разграничен.

Главной задачей учета исполнения бюджета  является полное, своевременное и  достоверное отображение процесса выполнения государственного и местных  бюджетов в отчётности. Эта информация имеет важное значение для управленческой деятельности в процессе исполнения бюджета. Главным, при этом, выступает чёткая и правильная организация учета исполнения бюджета. Основными направлениями организации учета являются:

• первичные  документы, которыми оформляются операции относительно выполнения бюджета;

• учетные реестры, в которых отображаются те или другие операции и порядок ведения записи в них;

Информация о работе Лекции по "Бюджетному менеджменту"