Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:04, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Бухгалтерскому у чету и аудиту"
дебет субсчета 91/2 «Операционные расходы» и кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - при начислении стоимости услуг подрядным организациям, связанных с выбытием (без НДС);
дебет субсчета 91/2 «Операционные расходы» и кредит субсчета 10/4 «Тара и тарные материалы» - при использовании тары, тарных и прочих материалов, используемых при выбытии;
дебет субсчета 91/2 «Операционные расходы» и кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - при начислении заработной платы рабочим, за демонтаж, перевозку и т.д.;
дебет субсчета 91/2 «Операционные расходы» и кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и кредит субсчета 76/2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» - при начислении отчислений по социальному страхованию и налогов на зарплату и отчислений в Белгосстрах.
Выбытие основных средств связано с начислением налогов и сборов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. В бухгалтерском учете начисление налогов при реализации и прочем выбытии основных средств отражается следующими записями:
дебет субсчета 91/3 «Налог на добавленную стоимость» и кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68/2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации» - при начислении налога на добавленную стоимость (рис. 10.9);
дебет субсчета 91/4 «Прочие налоги и сборы из операционных доходов» и кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет 68/2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации» - при начислении прочих налогов и сборов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Записи по субсчетам 91/1, 9112, 91/3, 91/4 производятся накопительно в течение финансового года.
Ежемесячно определяются результаты от реализации и прочего выбытия объектов основных средств (прибыль или убыток) сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 91/2, 91/3, 91/4\ и кредитового оборота по субсчету 91/1 с последующим отражением в бухгалтерском учете (рис. 10.12):
дебет субсчета 91/9 «Сальдо операционных доходов и расходов» и кредит счета 99 «Прибыли и убытки» - при списании (отражении) прибыли от реализации основных средств.
дебет счета 99 «Прибыли и убытки» и кредит субсчета 91/9 «Сальдо операционных доходов и расходов» - при отражении (списании) убытков от реализации и прочего выбытия основных средств.
Синтетический
счет 91 «Операционные
доходы и расходы»
сальдо на отчетную дату не имеет.
7.6
Отражение в учете переоценки
основных средств
Необходимость
корректировки стоимости
Переоценка основных средств по восстановительной стоимости должна проводиться достаточно регулярно, чтобы балансовая стоимость существенно не отличалась от справедливой стоимости на отчетную дату. Частота проведения переоценки зависит от изменений стоимости основных средств под действием инфляционных процессов. Стоимость некоторых основных средств изменяется значительно, поэтому они требуют ежегодной переоценки. Если производится переоценка отдельного объекта основных средств, переоценке подлежит также вся группа основных средств, к которой относится данный актив.
Порядок оценки основных средств и отражение ее в отчетности в различных странах имеет свои особенности. Однако следует отметить, что переоценка официально разрешена практически во всех странах с рыночной экономикой, но в странах с низким уровнем инфляции (США, Великобритания, Германия, Япония, Швеция) она проводится главным образом в сторону уменьшения (в результате морального износа).
В нашей стране все основные средства, которые находятся в собственности, подлежат обязательной переоценке. Экономика Республики Беларусь характеризуется высокими темпами инфляции. Правила переоценки основных средств определяются Положением о порядке переоценки основных средств, которое ежегодно разрабатывается Министерством статистики и анализа. В соответствии с указанным Положением восстановительная стоимость каждого объекта основных средств может быть определена по усмотрению предприятия (организации) индексным методом, методом прямой оценки или методом пересчета валютной стоимости. Выбор того или иного метода пересчета должен быть обоснован и закреплен в учетной политике предприятия.
Переоценка индексным методом производится на основании применения индексов пересчета (коэффициентов), разработанных государственными ведомствами (службой статистики), когда восстановительная стоимость определяется путем умножения первоначальной стоимости объекта, по которой он отражен в учете, на индекс (коэффициент) пересчета.
Метод прямого пересчета базируется на ценах, сложившихся на новые объекты, аналогичные оцениваемым, на момент проведения переоценки.
Действующий в настоящее время на территории Республики Беларусь порядок определения восстановительной стоимости, основывающийся на ценах на новые объекты, не соответствует порядку, установленному МСФО, базирующемуся на возможной цене продажи активов. В то же время, в соответствии с МСФО, при переоценке основных средств прямым методом должна приниматься не цена покупки аналогичного объекта, а справедливая (рыночная) стоимость переоцениваемого объекта, равная сумме, на которую можно обменять актив при совершении сделки.
Переоценка основных средств методом пересчета валютной стоимости производится на основании пересчета в белорусские рубли стоимости объекта в валюте по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на момент переоценки.
Одновременно с изменением первоначальной стоимости пересчитывается и сумма амортизации, начисленная к моменту переоценки по объектам основных средств. Пересчет суммы амортизации производится для того, чтобы после переоценки величина амортизации составляла такой же процент от восстановительной стоимости, как и до переоценки.
После переоценки основные средства отражают в учете по восстановительной стоимости. Отражение на счетах бухгалтерского учета результатов переоценки зависит от двух обстоятельств:
• наличия добавочного фонда по конкретным объектам основных средств;
• результата переоценки (дооценки или уценки) основных средств.
Дооценка вызывается, как правило, инфляционными факторами и не должна участвовать в налогооблагаемой прибыли. Уценка же является своего рода форс-мажорным обстоятельством, и ее не следует включать в убытки предприятия, уменьшая налогооблагаемую прибыль.
В бухгалтерии переоценка отражается следующими записями:
дебет счета 01 «Основные средства» и кредит счета 83 «Добавочный фонд», субсчет 83/1 «Прирост стоимости имущества по переоценке» - отражение дооценки основных средств;
дебет счета 83 «Добавочный фонд», субсчет 83/1 «Прирост стоимости имущества по переоценке и кредит счета 02 «Амортизация основных средств» - отражение дооценки амортизации основных средств.
Результаты
переоценки основных средств отражаются
в бухгалтерском балансе субъекта хозяйствования
на первое число месяца, следующего за
датой переоценки.
ПРИМЕР
На балансе предприятия имеется объект основных средств, первоначальная стоимость которого 480 000 руб. (Сн (01) = 480 000 руб. - частный случай).
Амортизация объекта на момент проведения переоценки - 60 000 руб. (Сн (02) = 60 000 руб. - частный случай). Коэффициент переоценки (индексации) равен 4,1.
В бухгалтерии отражаются следующие расчеты и записи по результатам проведенной переоценки основных средств.
РЕШЕНИЕ
480 000 × 4,1 = 1 968 000 руб. (Ск (01) = 1 968 000 руб.)
60 000 × 4,1 = 246 000 руб. (Ск (02) = 246 000 руб.)
Рассчитывается увеличение первоначальной стоимости объекта:
1 968 000 - 480 000 = 1 488 000 руб. (Д 01 - К 83/1).
3 . Рассчитывается увеличение суммы износа объекта:
246 000 - 60 000 = 186 000 руб. (Д 83/1 - К 02).
При проведении переоценки изменяется
первоначальная стоимость и сумма начисленной
амортизации, таким образом, чтобы доля
амортизации в восстановительной стоимости
осталась прежней.
№ | Счет дебета | Счет кредита | Сумма, руб. |
|
1 | 01 | 83/1 | 1488000 | Дооценка первоначальной стоимости объекта основных средств (1 968 000 - 480 000) |
2 | 83/1 | 02/1 | 186000 | Дооценка суммы амортизации основных средств (246 000-60 000) |
7.7. Отражение в учете результатов инвентаризации
Инвентаризация основных средств заключается в проверке и документальном подтверждении их фактического наличия по местам нахождения или эксплуатации. Она проводится не менее одного раза в год перед составлением годового отчета. При установлении недостач или излишков основных средств к сличительным ведомостям прилагаются письменные объяснения материально ответственных лиц. На основании этих объяснений принимается решение о порядке регулирования разницы между данными инвентаризации и бухгалтерского учета.
В Методических указаниях Министерства финансов Республики Беларусь от 5 декабря 1995 г. № 54 «По инвентаризации имущества и финансовых обязательств»1 говорится, что выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
Выявленные излишки приходуются как ранее не учтенные основные средства, бывшие в эксплуатации по остаточной стоимости (оценке комиссии):
дебет
счета 01 «Основные
средства» и кредит
субсчета 92/1 «Внереализационные
доходы».
ПРИМЕР
В результате проведения инвентаризации обнаружен неучтенный объект основных средств, стоимость которого, по оценке комиссии, составляет 260 000 руб.
В
бухгалтерии производятся следующие
записи по отражению результатов инвентаризации.
№ | Счет дебета | Счет кредита | Сумма, руб. |
|
1 | 01 | 92/1 | 260000 | Оприходование объекта основных средств по оценке комиссии |
Информация о работе Курс лекций по "Бухгалтерскому у чету и аудиту"