Курс лекций по "Бухгалтерскому у чету и аудиту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:04, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Бухгалтерскому у чету и аудиту"

Работа содержит 20 файлов

10 Учет труда и заработной платы.doc

— 150.00 Кб (Открыть, Скачать)

11 Учет затрат на производство.doc

— 146.00 Кб (Открыть, Скачать)

12 Учет готовой продукции и ее реализация.doc

— 96.50 Кб (Открыть, Скачать)

13 Учет денежных средств.doc

— 49.00 Кб (Открыть, Скачать)

14 Учет расчетных операций.doc

— 101.50 Кб (Открыть, Скачать)

15 Учет внешнеэкономической деятельности.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

16 Учет финансовых результатов.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

17 Учет источников собственных средств.doc

— 55.00 Кб (Открыть, Скачать)

18 Учет кредитов и займов.doc

— 58.50 Кб (Открыть, Скачать)

19 Учет финансовых вложений.doc

— 71.50 Кб (Открыть, Скачать)

1Бухгалтерский учет. Его сущность и значение.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

2 Предмет и метод бухгалтерского учета.doc

— 95.00 Кб (Открыть, Скачать)

20 Аудиторская проверка хозяйственной деятельности.doc

— 52.50 Кб (Открыть, Скачать)

3 Бухгалтерский баланс.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

4 Система счетов и двойная запись.doc

— 78.00 Кб (Открыть, Скачать)

5 Классификация и план счетов.doc

— 50.50 Кб (Открыть, Скачать)

6 Документация и инвентаризация. Регистры, техника и формы doc.doc

— 99.50 Кб (Открыть, Скачать)

7 Учет основных средств.doc

— 250.50 Кб (Открыть, Скачать)

8 Учет нематериальных активов.doc

— 85.50 Кб (Открыть, Скачать)

9 Учет материальных ресурсов.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

      9 УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

     
    9.1 Классификация и оценка материалов в учете 

   Под материальными ресурсами понимают элементы производства, используемые в качестве предметов труда, предназначенные для переработки или использования в производственном процессе при создании новой потребительной стоимости либо для хозяйственных нужд. Они целиком потребляются в пределах одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции (работ, услуг).

    Материальные ресурсы группируются:

  • по роли и назначению в процессе производства;
  • по технологическим свойствам.

   В зависимости от той роли, которую выполняют разнообразные производственные запасы в процессе производства они подразделяются на основные и вспомогательные.

   Основные: сырье, материалы, покупные изделия и полуфабрикаты - это предметы труда, составляющие основу изготавливаемой продукции.

    Вспомогательные - это предметы труда, которые придают основным материалам определенные свойства и качества (лаки, краски), или предметы, используемые для содержания средств труда (смазочные и обтирочные материалы, запасные части, топливо, тара и тарные материалы, специальные инструменты, принадлежности и одежда, хозяйственный инвентарь).

Типовой план счетов предусматривает следующие счета для учета производственных запасов:

    -    10 «Материалы»;

  • 11 «Животные на выращивании и откорме»;
  • 14 «Резерв под снижение стоимости материальных ценностей»;
  • 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;

    -   16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

    -    18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам».

    На  счете 10 «Материалы» группировка информации по видам материальных ценностей осуществляется на субсчетах, которые организации открывают по своему усмотрению, чтобы они удовлетворяли нужды управления производством. Вместе с тем в Типовом плане счетов предусмотрен перечень субсчетов к счету 10 «Материалы».

  • 10/1 «Сырье и материалы»;
  • 10/2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, 
    конструкции и детали»;

    10/3 «Топливо»;

  • 10/4 «Тара и тарные материалы»;
  • 10/5 «Запасные части»; 
    10/6 «Прочие материалы»;
  • 10/7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
  • 10/8 «Строительные материалы»;
  • 10/9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;
  • 10/10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;
  • 10/11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

   Внутри  каждого субсчета материальные ценности подразделяются по видам, сортам, маркам, типоразмерам. 
 

      9.2 Оценка материалов в учете 

   В учете используют различные способы оценки материалов. При приобретении материалы учитывают по их фактической стоимости.

   Фактическая стоимость материальных ресурсов определяется при поступлении исходя из затрат на их приобретение, т.е. цены приобретения (без учета налога на добавленную стоимость) и иных затрат, связанных с заготовкой и доставкой, к которым относятся:

  • акцизы;
  • оплата процентов за кредиты и займы, полученные для приобретения этих ресурсов, начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материальных ценностей;
  • наценки (надбавки);
  • комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим и внешнеэкономическим организациям;
  • стоимость услуг товарных бирж;
  • таможенные пошлины;
  • расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций;
  • командировочные расходы и другие платежи.

   Таким образом, фактическая стоимость  приобретаемых материалов слагается из: покупной стоимости и транспортно-заготовителъных расходов (ТЗР), которые составляют отклонения в стоимости приобретаемых ценностей.

   Ценой приобретения является стоимость, по которой материалы приобретаются у поставщиков. Она обозначена в счетах-фактурах или иных документах с учетом наценки, уплачиваемой снабженческо-сбытовым организациям, поэтому ее иногда называют фактурной (закупочной) стоимостью.

   Закупочная (фактурная) стоимость включает в  себя цену, по которой поставщик  реализует свою продукцию, и налог  на добавленную стоимость (НДС).

    Поступающие материалы (без НДС) отражаются по фактурной стоимости по дебету активного счета 10 «Материалы». Налог на добавленную стоимость (НДС), включенный в закупочную (фактурную) стоимость приобретаемых материальных ценностей (работ, услуг) и принятый к оплате, у организации-покупателя учитывается обособленно на активном счете 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам».

    Типовым планом счетов к счету 18 предусмотрены следующие субсчета:

  • 18/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам»;
  • 18/2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам»;
  • 18/3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам и услугам» - для учета сумм налога на добавленную стоимость, относящихся к приобретенному сырью, материалам, полуфабрикатам и другим видам производственных запасов, в том числе при ввозе материальных ценностей на таможенную территорию Республики Беларусь, а также для учета сумм налога на добавленную стоимость по принятым работам и услугам;
  • 18/4 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам».

   Товарно-материальные ценности, вносимые учредителями в  качестве вклада в уставный фонд организации, отражаются по оценке экспертной комиссии (без НДС).

   Товарно-материальные ценности, изготавливаемые в организациях, принимаются в сумме затрат на их изготовление. 

    9.3 Учет расчетов с поставщиками 

   Расчетные операции организации с поставщиками складываются из расчетов за приобретаемые ценности и оказываемые услуги. Как правило, они ведутся безналичным порядком, т.е. посредством записей соответствующих сумм на банковских счетах, и осуществляются в обслуживающем банке через расчетный счет. Безналичные расчеты могут осуществляться как за счет имеющихся средств на расчетном счете, так и за счет средств кредитов банка в форме банковского перевода.

   Банковский  перевод - это последовательность операций, которые в соответствии с расчетными документами осуществляют банки. Банк - отправитель платежа осуществляет перевод денежных средств в банк получателя платежа в пользу лица, указанного в расчетных документах (бенефициара).

   В зависимости от порядка поступления  ценностей и расчета за них применяют различные формы расчетов.

   Под формой расчетов понимают совокупность способов осуществления платежей, порядок документооборота и оборота денежных средств между участниками расчетов и учреждениями банков.

   Основными формами безналичных расчетов, осуществляемых организациями-плательщиками с поставщиками и подрядчиками, являются:

  • акцептная;
  • аккредитивная;
  • расчетными чеками и чеками из лимитированных чековых 
    книжек.

    9.3.1 Акцептная форма расчетов 

   При акцептной форме расчетов поставка материальных ценностей (или оказание услуг) поставщиком предшествует оплате, т.е. оплата осуществляется по факту поставки материалов или оказания услуг. После получения ценностей плательщик обязан перечислить денежные средства на расчетный счет поставщика. Такая форма расчетов является наиболее льготной для покупателей, так как поставщик предоставляет покупателю своего рода беспроцентный кредит в товарной форме.

   Поставщик, отгружая материальные ценности, выписывает сопроводительные документы: накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры либо счета. В зависимости от того, кто выступает инициаторам платежа, расчет может быть кредитовым или дебетовым.

   Если  инициатором платежа выступает плательщик, банковские расчеты осуществляются кредитовыми переводами и оформляются платежным требованиями-поручениями или платежным поручением.

    а) Расчет платежными требованиями-поручениями

   Платежное требование-поручение  - письменное требование поставщика или подрядчика (бенефициара) к получателю ценностей или услуг (плательщику) оплатить стоимость материальных ценностей или оказанных услуг, отраженных в сопроводительных документах, минуя обслуживающий банк.

   Первый  экземпляр платежного требования-поручения подписывается директором и главным бухгалтером поставщика (подрядчика) и заверяется печатью.

   Платежное требование-поручение представляется непосредственно плательщику, минуя банки, обслуживающие их, для акцепта.

   Акцептом называется согласие на оплату платежного требования-поручения, полученного от поставщика ценностей (бенефициара).

   При отказе от акцепта необходимо документально  мотивировать отказ и уведомить поставщика в определенные договором порядке и сроки. В случае необоснованного отказа на плательщика может быть наложен штраф (за просрочку платежа) в пользу поставщика.

   Акцептованное платежное требование-поручение, т.е. подписанное плательщиком и заверенное оттиском печати на первом экземпляре, представляется в банк плательщика для осуществления расчета.

   Основной  недостаток такой формы заключается  в том, что она не гарантирует своевременного платежа поставщику.

      б) Расчет платежными поручениями

   Платежное поручение - письменное распоряжение владельца счета о перечислении денежных сумм со своего счета на счет получателя.

   Платежное поручение выписывается на специальном  бланке и предъявляется в банк в течение 10 дней со дня выписки. Первый экземпляр подписывается должностными лицами организации и заверяется оттиском печати. При расчетах платежными поручениями документы совершают движение лишь в один конец, что существенно сокращает документооборот. 

      в) Расчет платежными требованиями

   Если  инициатором платежа выступает получатель платежа (бенефициар), банковские расчеты осуществляются дебетовыми переводами и оформляются платежным требованием.

   Платежное требование - письменное требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате денежной суммы за отгруженные материальные ценности или оказанные услуги (работы) через банк.

   При такой форме расчетов покупатель (плательщик) осуществляет контроль над поставщиком, так как платежное требование исполняется банком на основании полученного от плательщика акцепта.

   Акцепт  (согласие на оплату) оформляется заявлением на акцепт, которое представляется в банк-отправитель (банк покупателя) в двух экземплярах. Первый экземпляр заявления на акцепт заверяется подписями должностных лиц и оттиском печати. Акцепт может быть предварительным или последующим.

   Предварительный акцепт плательщики передают в банк до поступления платежного требования.

    Последующий акцепт плательщики передают в банк после поступления в банк платежного требования для оплаты. При такой форме акцепта покупатель следит за поступающими в его адрес платежными требованиями и в случае поставки недоброкачественной, нестандартной продукции, несогласованной цены и т.д. может вовремя отказаться от оплаты. При отказе от акцепта необходимо документально мотивировать отказ и уведомить поставщика в определенные договором порядке и сроки. В случае необоснованного отказа на плательщика может быть наложен штраф в пользу поставщика.

Информация о работе Курс лекций по "Бухгалтерскому у чету и аудиту"