Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:48, реферат
Рассматриваются объективные и субъективные причины и мотивы, побуждающие потребителя к принятию решения о путешествии и влияющие на его поведение при выборе туристского продукта среди множества альтернатив и возможностей.
Определяется роль мотивационных аспектов в туризме как определяющих компонентов спроса; раскрывается значение по-нимания и использования туристских мотивов для успешного функционирования туристского предприятия, продвижения туристского продукта на туристский рынок и воздействия на характер и объем спроса и сбыта.
§ 3. Внешние факторы, определяющие туристскую активность
Туристская активность зависит от ряда факторов, не связанных непосредственно с туризмом, но влияющих на объем и форму спроса на туристский продукт. ВТО выделяет внешние (экзогенные) факторы, которые дают направление развитию туризма и формирует направленность туристских потоков, а именно:
• демографические и социальные изменения;
• развитие торговли;
• изменения в политике, законодательной и регулятивной оферах;
• экономические и финансовые изменения;
состояние транспортной инфраструктуры
и сферы информационного
Демографические и социальные изменения проявляются в том, что все большее число людей предпочитает выделять время и деньги
на путешествие. К основным демографическим и социальным изменениям можно отнести:
старение населения;
увеличение числа работающих женщин;
тенденцию к поздним бракам;
возрастание доли одиноких людей;
быстрый рост числа бездетных семейных пар по сравнению ростом народонаселения;
повышение семейного дохода;
увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска;
ослабление иммиграционных ограничений;
тенденцию к снижению возрастного ценза ухода на пенсию;возрастание осознания возможностей туризма.
Старение населения. Это результат послевоенного (начиная с 1945 г.) всплеска рождаемости, ее падения в 60-70-е годы и соответственно снижения численности населения в возрасте 15-25 лет, а также повышения продолжительности жизни взрослого населения, проявляющего заботу о своем здоровье, в индустриально развитых и развивающихся странах. Демографические показатели подтверждают, что люди старшей возрастной группы (от 55 до 59 лет) начинают играть важную роль в международном туризме, проявляют повышенную туристскую активность.
Увеличение числа работающих женщин, стремление к карьере, тенденция к поздним бракам. Эти изменения оказывают влияние на расширение такого сегмента туристского рынка, как «деловые леди».
Увеличение доли одиноких людей и быстрый рост бездетных семей. Влияние этих изменений отражается на расширении таких сегментов туристского рынка, как поездки для «одиночек», с целью отдыха и в каникулярное время.
Повышение семейного дохода. Увеличение туристской активности с ростом семейного дохода проявляется в том, во время отпуска люди тратят много денег. Обеспеченные туристы среднего возраста отдают предпочтение активному отдыху. Модным становится направление, предлагающее туристский продукт высокого качества.
Увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска. Этот социальный фактор влияет на увеличение потребности в поездках по целям и видам деятельности, а также туристской активности в «средний» и «низкий» сезоны.
Ослабление иммиграционных ограничений. Ожидается, что рабочая сила в странах третьего мира достигнет 700 млн человек к 2010 г., в то время как численность молодого населения в новых индустриальных странах останется на прежнем уровне или даже уменьшится. По прогнозу рабочей группы ВТО, это вызовет ослабление иммиграционных ограничений с целью привлечения людских ресурсов для поддержания экономического роста в этих странах. На развитии туризма это может отразиться следующим образом:
• возрастет количество поездок рабочих-мигрантов
между странами проживания и центрами
занятости за рубежом;
• появится турпродукт, рассчитанный
на специфические этнические группы.
Тенденция к снижению возрастного ценза ухода на пенсию. Уровень образования, материальный достаток, здоровье и активность позволяют пенсионерам, по мнению рабочей группы ВТО, использовать длительные туры, разнообразный туристский продукт.
Возрастание осознания возможностей туризма. Влияние людей друг на друга формирует общемировой, космополитический стиль жизни. Интерес к другой культуре вызывает желание путешествовать и получать новые знания и впечатления. Появляется необходимость в новом и многовариантном туристском продукте.
Экономические и финансовые изменения. Туризм чувствителен к тому, на какой фазе (подъем или спад) находится экономика. Кризис 1997-1998 гг. сказался на развитии туризма во многих странах. В России спад выездного туризма произошел после августовского (1998 г.) падения курса рубля и сопровождался общим снижением покупательской способности населения и сокращением числа людей с высокими для осуществления зарубежных поездок доходами, что отразилось на туристской индустрии в странах прежде всего с теплым климатом, которые были ориентированы на удовлетворение потребностей российких туристов, имевших, но не использовавших возможности отправиться в путешествие.
Изменения валютных курсов также влияют на туристскую активность. Считается, что рост относительной стоимости поездки за рубеж на 5 % ведет к уменьшению спроса на выездной туризм на 6-10 %. Поэтому изменения курсов основных валют будут влиять на туристские потоки между странами с сильными и слабыми валютами.
Состояние транспортной инфраструктуры и средств информационного обеспечения. Использование более совершенных видов транспорта, средств информационного обеспечения, а также оформление туров через компьютер упростят организацию поездок и доставку туристов к месту туристского на- значения.
Таким образом, туристские мотивы как
существенный компонент спроса и
выбора туристского продукта являются
объектом целого ряда влияний, к числу
которых относятся внешние
§ 4. Место туристского назначения и его роль в мотивации туристского путешествия
Решение о цели путешествия концентрируется вокруг выбора места туристского назначения. Это могут быть определенный участок, местность, регион или национальная территория. На коммерческом уровне места туристского назначения охватывают зоны, посещаемые сезонно или круглогодично определенным количеством людей, для которых поездка не ограничивается отдыхом. Место туристского назначения является целью поездки туриста.
Места туристского
назначения в зависимости от принимающей
способности делятся на две категории:
1) крупный город, принимающий большое
количество туристов, не испытывающий
при этом вредного воздействия и не теряющий
своего туристского облика;
2) территория, имеющая ограниченную возможность
приема туристов, даже при условии расширения
средств размещения (например, горный
курорт, возможности приема которого определяются
такими показателями, как размер пляжа,
протяженность склонов и т. д.).
Повышение уровня насыщения территории может вызвать негативные последствия для окружающей среды и отдыхающих, в результате чего место туристского назначения будет иметь, меньшую привлекательность.
Достижение определенного
Рост и интенсивность процесса передвижения туристов представляют стимулы для появления и развития новых мест туристского назначения. И это характерно не только для регионов, традиционно дающих большие туристские потоки. В мире растет число регионов, из которых выезжает большое количество туристов, создавая таким образом туристские потоки, вызывающие перераспределение в пространстве новых мест туристского назначения.
Поездка как добровольное действие включает две контрольные точки:
1) пункт отправления;
2) пункт прибытия.
Каждая из контрольных точек играет свою роль, и ее значение зависит от вида поездки. Мотивы поездки определяются тем, что принимается за исходную точку - пункт отправления или*пункт прибытия.
Пункт отправления как исходная точка создает классическую туристскую мотивацию - потребность в активном отдыхе, восстановлении сил, психологическом расслаблении.
Пункт прибытия как исходная точка устраняет элемент выбора, и место туристского назначения приобретает обязательный характер.
В этом случае мотив имеет одну
направленность и с самого начала
включает место туристского назначения.
Первоначальное отличие туристских мотивов,
основанное на целях путешествия, предполагает
многочисленные возможности появления
новых мест туристского назначения.
Диверсификация образа жизни расширяет спектр туристских мотивов. Взаимосвязь туристских мотиваций и появления нового места туристского назначения проявляется следующим образом:
• различные концепции проведения отпуска с акцентами на культуру, активный отдых, связь с природой определяют появление нового места туристского назначения;
• экономическая (политическая, научная и профессиональная) деятельность привлекает большое количество специалистов и частных лиц, проявляющих к ней интерес, в конкретное место туристского назначения. Это передвижение можно классифицировать как вынужденно сходящееся в конкретном месте туристского назначения, т. е. там, где будет проводиться конференция (конгресс, деловая встреча);
• спортивное событие или культурное мероприятие собирает участников (зрителей) в обязательном месте туристского назна-чения, но по мотивам, которые дают большой выбор.
Выбор места туристского назначения
определяется оценкой возможностей
развлечения, удовлетворения потребностей,
желаний и ожиданий туриста. Место
туристского назначения может привлекать
своими естественными или
Индивидуальный
облик места туристского
Некоторые места туристского назначения
появляются стихийно, т. е. ни частные лица,
ни туристские организации не предпринимают
действий для привлечения туристов и организации
их приема. Организаторы поездок и рекламы
появляются после того, как место туристского
назначения уже получит л о развитие. Стихийное
появление места туристского назначения
может быть вызвано интересом к живописному
району или месту, богатому минеральными
и термальными источниками, обладающему
лечебными свойствами. Некоторые не известные
туристам места связаны с исключительными
событиями, что привлекает к ним внимание
общественности. Существует большое количество
мест, которые были местами туристского
назначения в силу ценности заключенного
в них культурного наследия даже до возникновения
туризма в современном его понимании.
К основным элементам места туристского назначения следует отнести:
Характер места туристского
назначения во многом зависит от уровня
жизни местного населения (доход
и его распределение среди
различных слоев общества, доступ
к образованию и
Появление нового места туристского назначения
неразрывно связано с международными
и национальными проблемами, в частности
с резко выраженным неравенством между
развитыми и развивающимися регионами.
При решении этих проблем следует учитывать,
что процессы передвижения населения
и возможности создания нового места туристского
назначения способны оказывать влияние
на возрождение к жизни региона, в котором
оно расположено.
Положительное влияние места туристского назначения на развитие
региона возможно при следующих условиях:
в регионе не будет другой, более выгодной
для него сферы деятельности;
• развитие места туристского назначения не будет создавать помехи стабильному функционированию существующих видов деятельности и наносить ущерб окружающей естественной или социально-культурной среде;
• другие сферы деятельности не будут мешать созданию нового места туристского назначения.
Развитие места туристского назначения должно проходить в рамках экономической и социальной жизни региона. Поэтому существующие в нем культурные, исторические и природные элементы должны использоваться разумно.
Не следует создавать новое место туристского назначения, ориентированное исключительно на проведение отпуска и досуга. В этом случае туристское движение будет носить сезонный характер. Поездки вынужденного характера (оздоровительные, деловые) имеют высокую вероятность круглогодичного действия и будут зависеть от создания постоянных рабочих мест в новом месте туристского назначения. Эта цель может быть достигнута при условии, что место туристского назначения и его возможности по приему туристов будут соответствовать ряду туристских мотивов.