Мотивация туризма и путешествий

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:48, реферат

Описание работы

Рассматриваются объективные и субъективные причины и мотивы, побуждающие потребителя к принятию решения о путешествии и влияющие на его поведение при выборе туристского продукта среди множества альтернатив и возможностей.
Определяется роль мотивационных аспектов в туризме как определяющих компонентов спроса; раскрывается значение по-нимания и использования туристских мотивов для успешного функционирования туристского предприятия, продвижения туристского продукта на туристский рынок и воздействия на характер и объем спроса и сбыта.

Работа содержит 1 файл

МОТИВАЦИЯ ТУРИЗМА И ПУТЕШЕСТВИЙ.docx

— 93.66 Кб (Скачать)

1.    Стоимость турпродукта. Потребитель действует в условиях ограниченности денежной массы и при составлении бюджета вынужден прежде всего учитывать другие статьи расхода (например, предметы первой необходимости). Суждение, что путешествие является слишком дорогим удовольствием, можно рассматривать как интерпретацию мнения о бесполезности туризма. Но при этом стоимость туристской поездки является для туриста объективной и принципиальной причиной того, чтобы оставаться дома.

2.    Дефицит времени. Многие люди не могут оставить работу (дела) ради путешествия.

3.    Ограничения по здоровью. Плохое здоровье или физические недостатки не позволяют человеку покинуть свой дом, заставляют отказаться от путешествия.

А. Жизненный цикл семьи. Родители малолетних детей не путешествуют часто из-за семейных обязанностей или возможных неудобств, связанных с переездом. Одинокий человек (вдовец), как правило, не путешествует из-за отсутствия в поездке попутчика.

5.    Дефицит интереса. Незаинтересованность, как и незнание тех видов туристской деятельности и туристских направлений, которые могут принести необходимую удовлетворенность от поездки, часто являются серьезным барьером к путешествию.

6.    Страх и безопасность. Туристская поездка предполагает столкновение с «новым», что часто пугает туриста. Войны, беспорядки, негативные публикации в средствах массовой информации о конкретной местности сеют в душе потенциального туриста страх и предубеждение относительно конкретного туристского направления.  Серьезным барьером,  не только сдерживающим, но и дискредитирующим туризм, является терроризм.

Достаточно сильный мотив к  путешествию способен преодолеть любые  барьеры, хотя они и оказывают  определенное влияние на выбор вида отдыха и туристского направления. Но, как показывает практика, большинство  туристов с трудом преодолевают такие  барьеры, как дефицит интереса, страх  и безопасность, что подтверждают и результаты эксперимента. Респондентам предложили завершить предложение: «Среднестатистическая семья выиграла бесплатный тур, но отказалась от поездки, потому что...». 42 % опрошенных ответили, что семья хотела отправиться  в поездку, но не смогла это сделать  по одной из трех причин: занятость  на работе, плохое самочувст-вие, семейные обстоятельства. 26 % опрошенных указали, что семья не захотела отправиться  в путешествие, решив провести время  дома. 
Результаты опроса констатируют, что одна часть населения; предпочитает оставаться дома, другая испытывает определен-ную долю страха перед предстоящим «испытанием». На первый взгляд эти факты не столь существенны, чтобы быть принятыми всерьез. Однако сегмент «незадействованных» групп потенциальных туристов слишком широк, чтобы его игнорировать. Существенную часть потенциальных потребителей можно убедить, что и за рамками их дома существует много интересных мест и объектов туристского назначения. В этих целях целесообразно активизировать рекламную кампанию среди различных групп населения.

Анализ причин, способствующих возникновению  дефицита интереса, раскрыл конфликт между желанием познания «нового» и  потребностью в безопасности. Для  человека место его проживания является гарантией надежности и безопасности по принципу: «Мой дом - моя крепость».

Но постоянное пребывание в знакомой среде может вызвать скуку  и непреодолимое желание сменить  обстановку. Таким образом, человек  может оказаться подверженным двум достаточно сильным мотивам:стремлению к безопасности и стремлению к познанию, противоречие которых необходимо ослабить. Этого легко достичь, предложив потребителю выбрать путешествие по хорошо зна комой местности в компании знакомых людей. Это приведет к тому, что угроза безопасности со стороны «неизвестного» будет предотвращена, но сила познания и впечатлений от путешествия окажется снижена.

Таким образом, знание барьеров к путешествию (реальных и потенциальных), их выявление  и четкое формулирование являются первыми  шагами на пути разработки специальных  мер по ослаблению их действия и  даже полного преодоления

 КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР  ТУРИСТСКОЙ МОТИВАЦИИ

§ 1. Культурный, или познавательный, туризм

Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная  любознательность туриста в отношении  различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.

Туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании  его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть  мир своими глазами, услышать, ощутить - важные части восстановительной  функции туризма, они несут в  себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

Культура является фундаментальной  основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве  стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего  мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без  приобретения знаний в области культуры.

На конференции в Мехико (1981 г.) было провозглашено два определения культуры. Первое определение - общего характера, основанное на культурной антропологии и включающее все, что создал человек дополнительно к природе: общественную мысль, хозяйственную деятельность, производстве, потребление, литературу и искусство, образ жизни и человеческое достоинство.

Второе определение - специализированного характера, построенное на «культуре культуры», т. е. на моральных, духовных, интеллектуальных и художественных аспектах жизни человека.

Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т. д., но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т. п.

Давно выделился и стал самостоятельным  такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Его основой  является историко-культурный потенциал  страны, включающий всю социокультурную  среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной  деятельности. Минимальный набор  ресурсов для познавательного туризма  может дать любая местность, но для  его массового развития требуется  определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:

•    памятники археологии;

•    культовую и гражданскую архитектуру;

•    памятники ландшафтной архитектуры;

•    малые и большие исторические города;

•    сельские поселения;

•    музеи, театры, выставочные залы и др.;

•    социокультурную инфраструктуру;

•    объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;

•    технические комплексы и сооружения.

При посещении другой страны туристы  воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых является природа.

Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.

Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей  проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним  из основных элементов туристского интереса.

Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством  которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

Уровень культурного развития может  быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке.

Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения  информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма  зависит не только от материально-технической  базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

Объекты национального культурного  наследия должны быть представлены разумно  и творчески. Научно-технический  прогресс сделал свое дело: продукция  одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами  и предлагать их на туристский рынок.

Оценка культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами:

1)    ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре;

2)    необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию  у туристов. Необходимое и достаточное  время для осмотра объектов в  известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных  маршрутов. Наконец, представление  о ценности культурных комплексов зависит  от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев  интерес к объектам культуры определяется модой.

Важной характеристикой культурного  комплекса является стабильность его  соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с  долго временностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Сохраняется стабильность интереса туристов к таким объектам мирового культурного наследия, как египетские пирамиды, античная архитектура и  др. Вместе с тем ряд объектов, например ленинские места, наиболее посещаемые в советский период в  России, утратил свою притягательность с изменением идеологических установок  в обществе. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма  является не только создание культурного  комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный исторический период1.

Несмотря на то что практически  любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто  раз услышать». Поэтому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно  планировать и развивать специальные  программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о своем  культурном потенциале в расчете  на привлечение потенциальных туристов.

2. Роль элементов культуры  в формировании туристского интереса

Различные области деятельности способны вызвать сильный мотив к путешествию  и интерес к туристскому направлению. Важными переменными, влияющими  на привлекательность туристского  направления для различных групп  и категорий туристов, являются его  культурные и социальные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.   

Изобразительное искусство - один из важных элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к туристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенденцией выставлять на известных курортах (в помещениях гостиниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона.

Также популярны фестивали, широко представляющие разнообразные виды и элементы национального изобразительного искусства. Например, характерной особенностью эдинбургского фестиваля, который  регулярно проходит в Шотландии, является 
то, что он знакомит не только с произведениями местных художников, но и с творчеством местных композиторов, фольклором и другими - всем, что вызывает интерес у туристов.

Музыка и танцы. Музыкальный потенциал региона является одним из привлекательных элементов культуры. В некоторых 'странах музыка выступает как основной фактор привлечения туристов. Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тысячи участников. Многие курортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. Аудиопленки с записями национальной музыки, продажа которых распространена в большинстве туристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа. 
Этнические танцы - характерный элемент национальной культуры. Практически каждый регион имеет свой национальный танец. Знакомство туристов с танцами может происходить на специальных шоу, фольклорных вечерах, во время развлекательных программ. Яркими примерами танца как вы- 
1разителя национальной культуры являются танцы народов Африки, полинезийские, японский танец «кабуки», русский балет и др.

Информация о работе Мотивация туризма и путешествий