Мотивация туризма и путешествий

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:48, реферат

Описание работы

Рассматриваются объективные и субъективные причины и мотивы, побуждающие потребителя к принятию решения о путешествии и влияющие на его поведение при выборе туристского продукта среди множества альтернатив и возможностей.
Определяется роль мотивационных аспектов в туризме как определяющих компонентов спроса; раскрывается значение по-нимания и использования туристских мотивов для успешного функционирования туристского предприятия, продвижения туристского продукта на туристский рынок и воздействия на характер и объем спроса и сбыта.

Работа содержит 1 файл

МОТИВАЦИЯ ТУРИЗМА И ПУТЕШЕСТВИЙ.docx

— 93.66 Кб (Скачать)

МОТИВАЦИЯ ТУРИЗМА И ПУТЕШЕСТВИЙ

Рассматриваются объективные  и субъективные причины и мотивы, побуждающие потребителя к принятию решения о путешествии и влияющие на его поведение при выборе туристского  продукта среди множества альтернатив  и возможностей.

Определяется роль мотивационных  аспектов в туризме как определяющих компонентов спроса; раскрывается значение по-нимания и использования туристских мотивов для успешного функционирования туристского предприятия, продвижения  туристского продукта на туристский рынок и воздействия на характер и объем спроса и сбыта.

Особое внимание уделяется  российскому и зарубежному опыту  изучения объективных и субъективных причин и мотивов путешествия, а  также факторов, побуждающих потребителя  к совершению туристской поездки  и влияющих на конкретный выбор.

Проведен анализ мотивировок  как основы принятия потребителем решения  о путешествии и выбора конкретного  тур-продукта, а также способов использования  данных мотивов в туристском бизнесе.

Показаны роль мотивов  в туризме, их специфика. Дана характеристика структуры туристских мотивировок и их классификация.

Рассмотрены вопросы выбора туристского продукта на уровне конкретного  потребителя, а также возможный механизм принятия им решения.

Рассмотрены признаки, характеристики и факторы, оказывающие основное влияние на туристскую мотивацию. Анализируется  проблема существования в туризме  такого явления, как барьеры к путешествию.

Также показана роль культуры как основного фактора создания туристских мотиваций и массового  привлечения туристов.

Даются практические рекомендации по использованию элементов культуры в целях формирования туристского  интереса, а также рассматриваются  вопросы качественного раз-вития  туризма на основе охраны и использования  культурного, исторического и природного потенциала местности.

Актуален аналитический  обзор характера влияния туризма  на социальную среду региона, в котором  он развивается, и возможных путей  преодоления негативных факторов этого влияния.

Важна характеристика внешних  факторов, дающих определенное направление  развитию туризма и формирующих  направленность туристских потоков, влияющих на туристскую мотивацию, объем и формы туристского спроса.

Имеют значение современные  тенденции появления и развития новых мест туристского назначения, взаимосвязь этого процесса с туристской мотивацией.

Освещаются факторы, влияющие на характер конкретного места туристского  назначения, а также пути его успешного  развития на основе изучения и соответствия туристским мотивам.

МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ  В ТУРИЗМЕ

Туризм давно стал насущной необходимостью и неотъемлемой частью жизни человека. Рано или поздно он ощущает потребность  отправиться в путешествие. Стремление человека к разнообразию впечатлений  приобретает четкие очертания, когда  он приходит к решению провести свободное  время вне дома, рассчитывая с  переменой мест снять нервное  напряжение и усталость, порождаемые  работой. 
Чем человек руководствуется при выборе поездки, места туристского назначения, характера деятельности во время путешествия? Что заставляет его сделать так, а не иначе?

Одним из ключевых моментов, позволяющих  ответить на эти вопросы, является мотивация  путешествия и выбора туристского  продукта.

Туристская мотивация может быть определена как побуждения человека, направленные на удовлетворение рекреационных потребностей, в зависимости от его индивидуальных физиологических и психологических особенностей, системы взглядов, ценностей, склонностей, образования и т. д.

В мире насчитывается свыше 300 видов  и подвидов путешествия, которые  постоянно дополняются новыми разновидностями, способными удовлетворить самые  разнообразные желания и потребности туриста.

Туристская поездка имеет в  своей основе мотивацию, которая  является одним из важнейших факторов принятия решения о путешествии  и выбора туристского продукта и  его составных элементов. Мотивация  выбора туристского путешествия (время, продолжительность, направление, вид, затраты, характер деятельности) - важнейшая  характеристика, влияющая на поведенческие  инициативы туриста при планировании им отдыха, выборе, приобретении и свершении тура.

Туристские мотивы - важнейшие составные  элементы системы туристской деятельности, которые можно рассматривать  как определяющие компоненты спроса, основу выбора поездки и программы отдыха.

Мотивы человека в определенной степени формируют его поведение  в качестве покупателя и потребителя  товаров и услуг, особенно в туризме. Нет такого продукта, который может  быть реализован на рынке, если он не произведен в соответствии с потребительским  спросом. Адресность туристского продукта является залогом его продажеспособности. Понимание мотивов потенциального туриста имеет огромное значение при планировании, формировании и  организации процесса реализации туристского  продукта. Это дает возможность производить  и предлагать на рынок тот туристский продукт, который в наибольшей степени  соответствует потребительским ожиданиям.

Туристская мотивация - это та необходимая  база, на которой должна строиться  эффективная система планирования, разработки и реализации туристского продукта.

Мотивов, которыми руководствуется  турист, много. Причем у туриста всегда присутствует целая гамма побудительных  мотивов, из которых лишь определенные могут иметь существенную значимость и влиять на механизм и результат  принятия окончательного решения.

Однако любой мотив в конкретной ситуации под воздействием определенных обстоятельств способен оказывать  влияние на поведение потребителя  в процессе принятия им решения о  путешествии и выбор турпродукта.

Нередко туристская программа изменяется под воздействием не основных, а  побочных мотивов. Например, человек, отправившийся  на отдых в определенное место, порой  посещает другие интересные места и  достопримечательности, объясняя свой поступок таким мотивационным исходом: «Мол, когда здесь еще побываю? Надо все увидеть». Мотивы обусловливают  совершенствование, развитие и внедрение новых туристских программ.

Активное и закономерное участие  различных предприятий и организаций  в развитии туризма вызывает насущную необходимость не только выявления, изучения и понимания туристских мотивов, но и их использования и  усиления к ним профессионального внимания.

Понимание туристских мотивов позволяет  обеспечивать соответствие спроса и  предложения и, как результат, повышение  конкурентоспособности предприятия  за счет удовлетворения потребностей туриста в конкретном туристском продукте.

Выявление, знание и использование  туристских мотивов должны стать  важнейшей стратегией туристского  предприятия, ориентированной на определение  рыночных потребностей и создание таких  видов турпродукта, которые отражают требования определенных сегментов рынков.

Туристские мотивы как определяющий компонент спроса должны быть положены в основу деятельности турфирмы с  расчетом, что производимый туристский продукт сможет обеспечивать туристский спрос. При этом важен двуединый  и взаимодополняющий подход: с  одной стороны, тщательное, всестороннее изучение и использование мотивов  потребителя, ориентация на них производства, адресность турпродукта; с другой - активное воздействие на существующие мотивы, их формирование.

Первоначальное отличие туристских мотивов предопределяет не только решение  о путешествии и выбор конкретного  туристского продукта, но и многочисленные возможности появления и развития новых мест туристского назначения, а также новых форм и видов  туризма. Четкое знание того, что именно побуждает человека к путешествию  и выбору конкретной поездки, является залогом успешного продвижения туристского направления.

Таким образом, актуальность и практическая значимость мо-тивационных аспектов в туризме очевидны. Понимание, знание и использование туристских мотивов, влияющих на выбор конкретного туристского  продукта и принятие решения о  путешествии, могут стать залогом  успешного функционирования туристского  предприятия, продвижения и популяризации  туристского направления. Выявив мотивы, можно вырабатывать эффективные  приемы, способствующие привлечению  туриста и придания ему статуса  постоянного, что, в конечном итоге, прямым или косвенным образом  может повлиять на характер и объем  спроса и сбыта.

§ 1. Классификация аспектов

Мотивы в определенной степени  предопределяют поведение человека в качестве покупателя турпродукта, влияя на выбор практически всех его составных элементов. Не все  туристские мотивы могут быть четко  сформулированы и определены, но их можно систематизировать.

Цели путешествия являются основой первоначального отличия туристских мотивов. Среди целей путешествия можно выделить следующие:

•    отдых, досуг, развлечение;

•     познание;

•     спорт и его сопровождение;

•  «лечение;

•    паломничество;  деловые цели;

•    гостевые цели.

Виды отдыха позволяют составить условную классификацию туристских мотиваций при выборе путешествия.

1.    Забота о здоровье. Для реализации этого мотива предусмотрены туры культурно-оздоровительные, лечебные, с использованием оздоровительных видов спорта, а также экзотические туры, например для желающих бросить курить.

2.    Занятия спортом. Туры, содержащие разнообразные виды спорта.

3.    Обучение. Туры, связанные с изучением иностранных языков и разговорной практикой, предусматривающие ежедневные занятия и различные виды рекреационной деятельности; туры, обучающие различным видам спорта; а также профессиональные программы обучения (менеджмент, маркетинг, экономика и др.). Наибольшую группу составляют обучающие туры по интересам (например, кулинария, астрономия и т. д.).

4.    Возможность самовыражения и самоутверждения. Приключенческие туры: высококатегорийные туристские походы, сафари, охота, покорение горных вершин, экспедиции и пр.

5.    Возможность заняться любимым делом (хобби) в среде единомышленников. Специальные туры для автолюбителей, фанатов и спортивных болельщиков на спортивные соревнования, чемпионаты и олимпиады; туры для паломников, коллекционеров, гурманов. Например, существуют «сырный тур» по Швейцарии и «пивной тур» по Чехии.

6.    Решение деловых проблем. Деловые, конгресс-туры и др. В частности, крупнейший российский туроператор ВАО «Интурист» предлагает специализированные деловые поездки и ин-сентив-туры, организует конгресс-обслуживание, культурную и туристско-экскурсионную программу, а также весь комплекс необходимого обеспечения для проведения такого рода мероприятий.

7.    Развлечение и потребность в общении с людьми. Путешествия в праздничные дни и туры с развлекательно-познавательными программами.

8.    Удовлетворение любопытства и повышение культурного уровня. Этот туристский мотив реализуется во всех вышеперечисленных турах, но наиболее характерен для познавательных туров (например, туры по известным городам, столицам, историческим и культурным центрам).

Специфические интересы различных  туристских групп позволяют выделить четыре категории туристских мотивов, элементы которых определяют выбор туриста.

1.    Природные и климатические мотивы. Рельеф местности, растительность, температура воздуха и т. д. чрезвычайно привлекательны для туриста, играют существенную роль в создании таких форм туризма, как спортивный, водный, горнолыжный и т. д. Отражают психологические и биологические потребности населения урбанизированных городов, которое ищет в туризме отдых и смену окружающей обстановки.

2.    Культурные мотивы. Исторические места, музеи, картинные галереи, выставки, археологические памятники, народные ремесла и другие составляют культурное наследие страны.

3. Экономические мотивы. Охватывают стоимость жизни в месте туристского назначения, стоимость путешествия и т. д.; играют существенную роль в формировании недорогостоящих пакет-туров, оказывают существенное влияние на количество туристов со средним доходом.

4. Психологические мотивы. Побуждают человека путешествовать, отвечают психологическим потребностям туриста. Доказано, что не многие туристы приезжают снова в те места, где они уже были, за исключением случаев, когда туристом движут сентиментальные причины или сильный экономический мотив. 
При выборе турпродукта турист, как правило, руководствуется целой гаммой мотивов, из которых лишь определенные имеют существенную значимость. Эти мотивы часто объединяются в многокомпонентные комплексы ощущений и желаний, в значительной мере усиливающих свое влияние на механизм и результат принятия потребителем окончательного решения. Таким образом, потенциальным туристом может быть принято решение о выборе путешествия, соответствующего одновременно нескольким мотивационным исходам.

Соотношение главной  и вторичных целей отдыха, которые определяют выбор туриста, позволяет классифицировать мотивационные исходы следующим образом.

Информация о работе Мотивация туризма и путешествий