Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 13:29, доклад
Тема, связанная с public relations (PR) очень активно раскручивается сми а также в литературе. Все уже давно привыкли к политическому PR, проводятся исследования по работе над имиджем политиков, особенно во время проведения предвыборных компаний. Неплохо развит коммерческий PR, например, в области коммерческих банков и крупных финансовых компаний. Для здорового развития малого и среднего бизнеса PR также имеет немаловажное значение.
В частности, public relations-деятельность для успешного развития туристического бизнеса заслуживает большего внимания.
Недостаточно развитая PR-деятельность в туристическом бизнесе, возможно, связывается с тем, что многие менеджеры ещё слабо знакомы с этим видом деятельности в силу того, что изучение PR началось сравнительно недавно. Многие привыкли работать по старинке и зачастую не имеют представления о новом направлении.
Определений PR существует много. Но для всех является общим то, что общественное мнение может оказать очень большое воздействие на деятельность практически любой компании, так как PR-деятельность связана именно с формированием и воздействием на общественное мнение, чтобы направить его в нужное русло.
Условно PR в области туризма можно разделить на два направления:
- деятельность в масштабе страны по привлечению туристов;
- деятельность туристических компаний с целью привлечения максимального числа клиентов.
Туризм - одна из самых развивающихся отраслей экономики, как отечественной, так и мировой.Поэтому одной из граней туризма в России является его PR- составляющая. Ведь это та «обложка» или «фасад», по которой не просто встречают, а реально и благосклонно оценивают нацию и государство. В туристическом пиаре можно выделить три важных уровня: международный, национальный и внутриотраслевой. В качестве преамбулы имеет смысл брать самые значимые события, которые произошли за последнее время. Мировыми событиями, серьезно влияющими на состояние туристической отрасли, можно отнести такие стихийные бедствия, как цунами, наводнения и другие природные катаклизмы. Если же взять конкретно нашу страну, то решающую роль на развитие туристической индустрии стала административная реформа. В результате которой было образовано Федеральное агентство по туризму, Ростуризм
Тема, связанная с public relations (PR) очень активно раскручивается сми а также в литературе. Все уже давно привыкли к политическому PR, проводятся исследования по работе над имиджем политиков, особенно во время проведения предвыборных компаний. Неплохо развит коммерческий PR, например, в области коммерческих банков и крупных финансовых компаний. Для здорового развития малого и среднего бизнеса PR также имеет немаловажное значение.
В частности, public relations-деятельность для успешного развития туристического бизнеса заслуживает большего внимания.
Недостаточно развитая PR-деятельность в туристическом бизнесе, возможно, связывается с тем, что многие менеджеры ещё слабо знакомы с этим видом деятельности в силу того, что изучение PR началось сравнительно недавно. Многие привыкли работать по старинке и зачастую не имеют представления о новом направлении.
Определений PR существует много. Но для всех является общим то, что общественное мнение может оказать очень большое воздействие на деятельность практически любой компании, так как PR-деятельность связана именно с формированием и воздействием на общественное мнение, чтобы направить его в нужное русло.
Условно PR в области туризма можно разделить на два направления:
- деятельность в масштабе страны по привлечению туристов;
- деятельность туристических компаний с целью привлечения максимального числа клиентов.
Все страны с точки зрения туризма можно разделить на три группы
- страны мало заинтересованные в привлечении туристов, так как туризм для этих стран не составляет значительную часть доходов;
- страны, которые активно посещаются туристами, так как они являются благополучными со всех точек зрения (для этих стран туризм является значительной статьёй доходов);
- страны, для которых туризм важен с точки зрения получения доходов и составляет важную часть доходов, но эти страны являются неблагополучными либо с политической точки зрения, либо с экономической или просто из-за отрицательного имиджа, который сформировался в обществе.
К странам первой группы можно отнести, например, Ирак и Азербайджан, правительства которых ограничиваются обычной рекламой и не выделяют дополнительных средств для привлечения потенциальных клиентов.
Примерами стран второй группы являются традиционно Франция, Испания, США и некоторые другие страны. Эти страны наиболее часто посещаются туристами, несмотря на то, что те не тратят значительных средств на продвижение предлагаемых ими услуг. Исключение составляет лишь Германия, которая вкладывает наиболее значительные средства на развитие рекламы. Обычно, эти страны проводят кратковременные PR-акции в тех случаях, когда происходят какие-либо события, оказывающие отрицательное влияние на имидж страны с точки зрения туризма.
К третьей группе следует отнести такие страны, как Египет, Турция, Кипр, Израиль и другие часто посещаемые туристами страны, для которых туристический бизнес является весомой статьёй доходов. Но из-за различных неблагоприятных событий, которые случаются периодически в этих странах, происходит отток туристов, несмотря на, что предлагается довольно недорогой и комфортабельный отдых. Именно эти страны, как раз и нуждаются в масштабных PR-акциях, а не просто в обычной рекламной компании.
Обычно руководители стран, а именно, департаменты по туризму, обращаются к PR-акциям по следующим причинам
- из-за событий, которые оказывают негативное влияние на имидж страны, например, в случае угрозы террористического акта;
- для победы в конкурентной борьбе среди стран, предлагающих однотипный отдых;
- с целью выхода на туристический рынок неизвестной ранее в туристическом мире страны, например Марокко, стала известна, в частности, российским туристам благодаря проведению PR-акций.
К основным методом PR-деятельности можно отнести следующие направления
- средства массовой информации: газеты, журналы, телевидение и радио, сеть Интернет;
- издание информационных материалов непосредственно туристическим департаментом страны: карт, буклетов и т.п.;
- проведение рекламных поездок, которые организовываются для клиентов по более низким ценам, а иногда и бесплатно, на высоком уровне, при этом участники этой поездки избираются по результатам лотереи или викторины (целью этого мероприятия является создание благоприятного впечатления о стране и формирование общественного мнения)
- проведение рекламных поездок для сотрудников туристических агентств, целью которых является ознакомление потенциальных клиентов со своей страной и формирование положительного имиджа.
Наиболее часто приходится обращаться к различным PR-акциям в случаях мифической, а иногда и реальной, угрозы террористических актов или природных катастроф. С этой точки зрения очень хорошие и активные PR-компании проводят такие страны, как Египет, Турция, Израиль, Кипр, Тайланд.
Большое значение для развития туристического бизнеса имеет и работа, проводимая туристическими компаниями по привлечению клиентов.
Для любой страны и отрасли очень важными являются не только отдельные методики, но и общая идеология public relations.В заключение хотелось бы отметить, что применение современных PR-технологий в туризме имеет особое значение благодаря сущностной основе отрасли, которая сама по себе во многом формирует и олицетворяет имидж государства. Добиться того, чтобы каждый второй турист, выезжающий за рубеж, был своеобразным PR-менеджером своей страны, чрезвычайно непросто. Но очень важно ставить такую задачу. И столь же важно делать все возможное, чтобы каждый зарубежный турист, посещая Россию, покидал ее с желанием вернуться.
Мы сегодня находимся по сути в отправной точке пути к классическим паблик рилейшенз в туризме, но, как известно, дорогу осилит идущий. А направление уже задано!
Относительно нынешней ситуации хотелось бы отметить, что самой лучшей PR-акцией для Департамента по туризму какой-либо страны можно считать привлечение внимания таких программ, как «Непутевые заметки», «Клуб кинопутешественников» и так далее. После выхода такой программы в эфир наблюдается ощутимое повышение интереса к упоминавшейся стране со стороны клиентов. Туристы, посмотрев интересную передачу, хотят собственными глазами увидеть и попробовать все красоты того или иного