Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:48, реферат
Рассматриваются объективные и субъективные причины и мотивы, побуждающие потребителя к принятию решения о путешествии и влияющие на его поведение при выборе туристского продукта среди множества альтернатив и возможностей.
Определяется роль мотивационных аспектов в туризме как определяющих компонентов спроса; раскрывается значение по-нимания и использования туристских мотивов для успешного функционирования туристского предприятия, продвижения туристского продукта на туристский рынок и воздействия на характер и объем спроса и сбыта.
Восточным Мичиганским университетом
туризма и путешествий
Каждый регион обладает уникальным наследием. Для определения базы, необходимой для развития адекватного туризма в регионе, следует ответить на вопросы: «Какими ресурсами (наследием) уникальна конкретная местность относительно других территорий?» и «Каким образом ресурсы (наследие) конкретной местности могут быть использованы в целях туризма?».
Выделяют четыре принципа адекватного туризма:
1) активное содействие в сохранении наследия местности -культурного, исторического и природного;
2) подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов;
3) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;
4) разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности.
Туризм не только приносит доходы
региону, но дает местному населению
основание гордиться своим
Успешное развитие туризма, а следовательно,
массовое привлечение потенциальных
туристов зависит от действий, направленных
на сохранение культурных, исторических
и природных ресурсов местности.
Реализация программы по использованию
историко-культурного и
СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА
§ 1. Влияние туризма на жизнь общества
Туризм в разной степени оказывает влияет на жизнь местно- го населения, его материальную и духовную деятельность, систему ценностей, общественное поведение, интересы. В регионе, где наблюдается социально-культурная активность, где туризм носит традиционный характер и количество туристов уступает численности местного населения, а их культурный уровень приблизительно одинаков, не отмечается особого воздействия туризма. Однако в ряде промышленно развитых регионов рост туризма может привести к значительным переменам в социальной структуре, окружающей среде и местной культуре. Это явление стало основой изучения проблемы социального взаимодействия, вызванного контактом между культурами.
Характер взаимоотношений
Воздействие туризма на жизнь местного населения может быть как положительным, так и отрицательным.
К положительным аспектам следует отнести:
• создание рабочих мест;
• увеличение доходов, что ведет к повышению уровня жизни местного населения;
• ускорение процесса урбанизации, развитие городских служб, инфраструктуры, культурных организаций;
• ускорение социальных и культурных процессов;
• возрождение местных культурных ценностей, развитие народного творчества, традиций, обычаев, народных ремесел;
• повышение спроса на сельхозпродукцию и товары местного производства;
• охрану и восстановление местных памятников культуры;
• расширение природных комплексов;
• повышение привлекательности региона;
• оживление местной культурной жизни.
К отрицательным аспектам следует отнести:
• поляризацию и коммерциализацию интересов различных групп населения;
•возрастание доли неквалифицированного труда;
• рост числа отклонений от общественных норм поведения (алкоголизм, хулиганство, проституция);
• «эрозию» семьи (разводы, легкое отношение молодежи к жизни);
• коммерциализацию культуры;
• потерю самобытности конкретного туристского направления;
• конфликты между местным населением и туристами.
Отрицательное воздействие туризма может быть визвано прежде всего его спонтанностью, отсутствием предварительной подготовки и контроля. В таких условиях местное население не имеет возможности приспосабливаться к происходящим изменениям.
Примером негативного
Как положительные, так и отрицательные
аспекты воздействия-туризма на местное
население проявляются на различных уровнях
- национальном, местном или индивидуальном.
Удовлетворение туристских потребностей
не должно наносить ущерб социальным и
экономическим интересам населения регионов
и стран посещения, культурным и историческим
ценностям, окружающей среде, природным
ресурсам.
Большинства отрицательных аспектов
можно избежать путем комплексного
планирования развития туризма и
внедрения современных методов
управления этим процессом (усиление контроля
над использованием территорий и
ресурсов, проведение политики просвещения
местного населения), а также путем
определения критериев его
§ 2. Типология туристов
В мире наблюдается динамичное увеличение
как числа туристов, так и количества
стран и мест, ставших популярными
туристскими направлениями. Массовый
туризм как культурный феномен развивается
под воздействием перемен, происходящих
в обществе.
Как правило, основная часть туристов
во время путешествия испытывает необходимость
в наличии чего-либо «знакомого», распространенного
в месте их проживания. «Знакомыми» могут
быть, например, национальная кухня или
спутник, говорящий на одном языке. Российский
турист, путешествуя за рубежом, испытывает
особое чувство, обнаружив ресторанчик
с русской национальной кухней, а встреча
с земляком вызывает у него такой восторг,
какого он никогда не испытает на родине.
Наличие «знакомого» позволяет туристу
чувствовать себя комфортнее и даже безопаснее
во время путешествия, наслаждаться поездкой.
У человека, сформированного определенной
общественной средой, «погружение» в чужеродную
среду способно вызвать страх и панику.
Большое значение в адаптации туриста к «новому» имеют его индивидуальные качества. Условный подбор типичных комбинаций соотношения «нового» и «знакомого», составляющих определенную типологию туристов, позволяет выделить четыре туристские роли:
1. Организованный массовый турист. Туристский маршрут для него формируется заранее. Организованный массовый турист приобретает пэкидж-тур, воспринимая и расценивая его как очередной товар, предлагаемый для массовой реализации; во время поездки не принимает почти никаких решений. Соотношение между «новым» и «знакомым» - максимум «знакомого», минимум «нового».
2. Индивидуальный турист. Маршрут для него также планируется заранее, но не полностью, и в этом состоит главное отличие индивидуального туриста от организованного массового туриста. Индивидуальный турист частично участвует в формировании тура, контролирует время поездки и маршрут, не ограничен рамками группы, все услуги получает исключительно от туристских организаций. Доминантой является «знакомое», но уже в меньшей степени.
3. Турист-исследователь. Организует поездку самостоятельно, избегает избитых туристских маршрутов, но предпочитает комфорт, свойственный массовому туризму, при размещении, перевозке и т. п. Турист-исследователь пытается сблизиться с местным населением. Активнее, чем организованный массовый и индивидуальный туристы, отрывается от «знакомого», но при определенных обстоятельствах всегда готов вернуться к нему. «Новое» доминирует, но существует небольшая приверженность к «знакомому».
4. Турист-бродяга. Активно уходит от «знакомого», отвергает любые формы связи с туристскими организациями, считает общепринятый туризм «пресным», лишенным привлекательности. Турист-бродяга склонен все выполнять самостоятельно и рассчитывает только на себя. У него нет фиксированного маршрута, графика передвижения, четкой цели путешествия. Он полностью погружается в культуру местности, по которой путешествует. «Новое» полностью доминирует над «знакомым».
Роли организованного
Роли туриста-исследователя и
туриста-бродяги имеют неинстит
которые принято считать «открытыми»,
потому что их взаимодействие с туристскими
организациями минимально.
Институциональный туризм является массовым.
Все услуги по перевозке, размещению, питанию
и т. д. заблаговременно бронируются туристскими
организациями, которые берут на себя
заботу о туристе от начала до окончания
поездки. Программа тура содержательно
предлагает «незнакомое», но задача институционального
туризма состоит в том, чтобы дать туристу
возможность принять «незнакомое» без
ощущения дискомфорта. Новые опыт и впечатления,
получаемые туристом, необходимо планировать
и держать под контролем. Туристу следует
создавать иллюзию приключения,
исключая малейший риск и непредвиденные
ситуации. Этого можно достигать двумя
способами:
1) трансформацией аттрактивных элементов;
2) стандартизацией туристских удобств и объектов.
Каждый регион обладает аттрактивными
элементами (достопримечательностями),
способными привлечь туриста. Некоторые
достопримечательности имеют
Существует тенденция
В то время как трансформация
естественных достопримечательностей
призвана предоставить массовому туристу
контролируемое «новое», стандартизация
туристских объектов и услуг должна
обеспечить «знакомое». Даже в слабо
развитых странах, рассчитывающих на прием
туристов, необходимо создавать туристскую
инфраструктуру, соответствующую мировым
стандартам. Но каждая страна должна сохранять
местный колорит, что немаловажно
для привлечения туристов. При
этом определенные стандарты целесообразно
распространять и на местные традиции.
Например, ассортимент предметов
народных промыслов следует составлять
согласно туристскому спросу.
Трансформация естественных достопримечательностей
и стандартизация туристских объектов
и услуг, рассчитанных на удовлетворение
потребностей массового туриста, имеют
негативные стороны, а именно:
• утрачивается или сводится к стандартам индивидуальность достопримечательностей, в результате чего некоторые из них перестают почитаться местным населением;
• получает распространение такое явление, как «изоляция туриста», например строительство объектов, рассчитанных только на туристов (ночные клубы, казино). В массовом туризме это явление усугубляется тем, что турист, как правило, не знает языка страны посещения, огражден от контактов с населением, не соприкасается с «живой» культурой, ее носителями и возвращается домой с иллюзорными представлениями о стране.
Поскольку роли туриста-исследователя
и туриста-бродяги имеют
Знакомство туриста-исследователя со
страной посещения, ее культурой, населением
достаточно глубоко. Он пытается изъясняться
на местном языке, но при этом не полностью
«растворяется» в среде. Стремится, в отличие
от туриста-бродяги, лучше узнать местных
жителей, но не старается стать одним из
них.
Открывая новое интересное место,
турист-исследователь «
Если турист-исследователь
Таким образом, основной переменной, на базе которой сформирована типология туристских ролей, является соотношение «нового» и «знакомого». Каждая туристская роль характеризуется особой формой потребительского поведения, мотивами путешествия и выбором туристского продукта.
Известно, что туризм оказывает
большое влияние на регион, в котором
он развивается, и сила этого влияния
зависит от формы и типа туристских
ролей. С точки зрения приспособления
под туристский спрос, наибольшее воздействие
оказывают институциональные