Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:48, реферат
Рассматриваются объективные и субъективные причины и мотивы, побуждающие потребителя к принятию решения о путешествии и влияющие на его поведение при выборе туристского продукта среди множества альтернатив и возможностей.
Определяется роль мотивационных аспектов в туризме как определяющих компонентов спроса; раскрывается значение по-нимания и использования туристских мотивов для успешного функционирования туристского предприятия, продвижения туристского продукта на туристский рынок и воздействия на характер и объем спроса и сбыта.
Народные промыслы. Регион, принимающий туристов, должен
предлагать им широкий ассортимент сувениров,
выполненных (фабричным или кустарным
способом) местными мастерами и ремесленниками.
Сувениры - хорошая память о стране. Однако
следует помнить, что памятный сувенир,
изготовленный не в стране посещения,
а в другой, теряет для туриста свою значимость
и воспринимается как подделка.
Все виды сувенирной продукции, а также
другие необходимые туристу товары (туристское
снаряжение, пляжные аксессуары) должны
быть доступны и продаваться в удобно
расположенных магазинах и других торговых
точках. Мотивы покупки и свободной траты
денег достаточно сильны во время путешествия,
и потому туристские товары должны изготавливаться
в ассортименте, пользующемся особым спросом
у туристов. В некоторых туристских центрах
создаются специальные магазинчики в
национальном стиле, где местные мастера
изготавливают изделия непосредственно
в присутствии покупателей. Эта форма
торговли сувенирной продукцией является
своеобразной достопримечательностью
региона и вызывает немалый интерес у
туристов.
История. Культурный потенциал региона
выражен в его историческом наследии.
Большинство туристских направлений бережно
относится к своей истории как фактору
привлечения туристских потоков. Наличие
уникальных исторических объектов может
предопределить успешное развитие туризма
в регионе. Знакомство с историей и историческими
объектами - сильнейший побудительный
туристский мотив.
Историческое наследие региона нуждается
в продвижении на туристский рынок. Поэтому
национальные туристские организации
должны заниматься распространением информации
об историческом потенциале местности.
В числе интересных нововведений в сфере
презентации исторического наследия и
привлечения туристов можно выделить
специальные светозвуковые шоу-программы,
получившие распространение в Европе
и странах Средиземноморья. Специфика
таких шоу заключается в особом воспроизведении
отдельных страниц истории с использованием
различных спецэффектов.
Целесообразно проводить культурные мероприятия (фольклорные, фестивальные и др.), традиционные для мест туристского назначения и способные заинтересовать туристов из разных уголков мира.
Незаурядная крупномасштабная акция культурного характера была организована в Сингапуре по случаю начала третьего тысячелетия. Самый сенсационный азиатский праздник «Mille-nia Mania» был рассчитан на длительный период - с июня 1999 г. по август 2000г. Туристы участвовали в фантастических мероприятиях, фестивалях, развлекательных шоу, делающих смену тысячелетий незабываемой. Праздник осуществлялся в соответствии с разработанным Управлением по туризму Сингапура планом «Tourism XXI», предусматривающим значительное расширение района Чайнатауна (Chinatown), проект реставрации которого оценен почти в 57 млрд долл. США. Согласно проекту Чайнатаун в течение трех лет должен превратиться в самый оживленный район Сингапура, отражающий его историческое прошлое. Управление по туризму разработало план специальных, присущих только Чайнатауну, мероприятий: празднование Нового года по китайскому календарю, исполнение «танца льва», соревнований по ушу и др. Рядом с Чайнатау-ном появятся этнические зоны, например «маленькая Индия». Ожидается, что праздник тысячелетия превратит город из заурядного туристского направления в столицу туризма XXI века.
Литература. Литературные памятники региона имеют более ограниченную по сравнению с другими элементами культуры привлекательность, но все же составляют существенный туристский мотив и основу организации разноплановых туристских программ и маршрутов. Литературные произведения обладают сидой создавать впечатление о стране и ее культуре. Доказано, что наличие или отсутствие определенного рода литературы в стране указывает на состояние ее культурной и политической систем. В развлекательные программы для туристов целесообразно включать литературные вечера, тем более что некоторые гостиницы располагают прекрасно оборудованными библиотеками. В рамках познавательного туризма рекомендуется организовывать литературные туры по местам, связанным с именами авторов и героями известных литературных произведений.
Религия. Паломничество - древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. До 80 % объектов туристского показа являются культовыми, например в Париже культовые объекты составляют 44 %. Мотивами к паломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, свершение культовых обрядов и т. д. Мотивация происходит либо из предписаний религии (например, каждый мусульманин должен совершить хадж в Мекку), либо из религиозных устремлений и убеждений человека. В мире существует ряд выдающихся по своей значимости памятников культовой архитектуры: собор Нотр-Дам де Пари во Франции, собор Святого Петра в Италии и др., которые выступают как важнейшие объекты туристского интереса и привлечения туристов всего мира.
Индустрия и бизнес. Уровень индустриального развития региона является серьезным мотивом для привлечении определенной категории туристов, особенно иностранных, интересующихся состоянием экономики другой страны, промышленностью, производимой продукцией и т. п.
Так называемые индустриальные туры
- прекрасный способ расширить соответствующий
сегмент туристского рынка. Турфирмам
следует способствовать организации
и проведению специализированных туров
на заводы, фабрики, промышленные и
другие объекты, конкретный перечень которых
следует согласовывать с
Целесообразно использовать практику
организации специализированных групповых
туров для производителей определенного
вида продукции в другую страну с
целью ознакомления с процессом
ее разработки, производства и реализации.
Департаменты коммерции некоторых
стран и различные промышленные
группы практикуют специализированные
туры не только с целью ознакомления
туристов с потенциальными рынками,
но и для привлечения внимания
к определенным видам продукции,
увеличения спроса, объемов продаж,
налаживания контактов. Яркий пример
использования торговли и бизнеса
в целях туризма - Гонконг, где
деловая и торговая жизнь выступает
как важнейший элемент
Агрокультура. Уровень развития сельского хозяйства может привлечь внимание фермеров и производителей сельскохозяйственной продукции, интересующихся агрокультурой региона. Например, Данию как мирового лидера в области свиноводства ежегодно посещают фермеры из разных стран. Расположенные вблизи туристских центров фермерские хозяйства, предлагающие местные сельхозпродукты, являются важным звеном в туристском обслуживании.
В программу специализированного тура следует включать различные мероприятия, во время которых туристу будет интересно познакомиться с ассортиментом выпускаемой в этой местности продукции, принять участие в процессе ее производства, например в сборе урожая. Такая практика существует на Гавайях, где программой тура предусмотрено знакомство туристов с сортами выращиваемых на местных плантациях ананасов и участие в их сборе.
Образование. Высокий уровень образования увеличивает стремление человека к знаниям. Влияние людей друг на друга формирует общемировой стиль жизни, воздействующий на развитие туризма. Жители одной страны, как правило, проявляют интерес к системе образования другой страны. Поэтому учреждения образования (колледжи, университеты и др.) могут стать существенными привлекательными элементами культуры на туристском рынке. Всемирно известные университеты Оксфорд и Кембридж давно стали туристскими достопримечательностями и самостоятельными объектами туристского показа. Помимо этого система образования является особенностью туристского потенциала и может успешно использоваться как элемент привлечения туристских потоков, в частности, как основа обучающего туризма. Возможность получения престижного образования привлекает студентов из разных регионов, что укрепляет сложившийся и устойчивый сегмент потребительского рынка.
Получила развитие тенденция использования учреждений образования в туристских целях: организация и проведение конференций, деловых встреч, семинаров на базе колледжей, университетов и других учебных заведений.
Наука. Научный потенциал может выступать
побудительным мотивом для посещения
региона, особенно теми, кто непосредственно
занят наукой или связан с этой областью
деятельности. Туристские организации
могут оказывать различные услуги научным
обществам (проведение встреч, семинаров,
мероприятий, обеспечивающих получение
научной информации, посещение научных
объектов и пр.). В век научно-технической
революции научные комплексы являются
важным ресурсом познавательного туризма.
К числу наиболее популярных научных объектов
следует отнести специализированные музеи
и выставки, планетарии, а также атомные
станции, космические центры, заповедники,
акванариумы и т. д. Экскурсии на научные
объекты могут быть организованы как для
специалистов в конкретной области знаний,
так и для массовых туристов. Например,
космический Центр управления полетами
имени Джона Кеннеди во Флориде ежегодно
привлекает огромное число туристов и
предлагает образовательную и научную
информацию даже неискушенным в этой области
знаний туристам.
Национальная кухня. Национальная кухня составляет важный элемент культуры региона. Туристы любят пробовать национальные блюда той страны, по которой путешествуют. Например, почти все туристы, посещающие впервые Россию, желают отведать борщ и пельмени. Некоторые рестораны, предлагая иностранным туристам национальные блюда, поясняют, из каких продуктов и как они приготовлены. Особый интерес у туристов вызывают кафе, рестораны, трактиры, оформление которых гармонирует с предлагаемым меню, например ресторан, специализирующийся на блюдах русской кухни, оформленный в национальных традициях с элементами фольклора.
Туристы считают питание важным элементом поездки, поэтому особенности национальной кухни, ассортимент блюд, их качество обязательно оставят след в воспоминаниях не только об отдыхе, но и о стране.
Таким образом, культура региона способна
вызвать у потенциальных
§ 3.Охрана и использование культурно-исторического и природного наследия в туризме
Ведущую роль в координации и
стандартизации мировой культурной
и туристской деятельности играют ЮНЕСКО
и ВТО. Проводимые этими международными
организациями генеральные
Особого внимания заслуживают конвенции и рекомендации ЮНЕСКО по охране культурного, исторического и природного наследия, подчеркивающие важность его сохранения для дальнейшего развития туризма. В рамках Всемирной конференции, определившей мировую политику в области культуры, приняты рекомендации о путях развития туризма на основе охраны и использования культурного, исторического и природного наследия. Принципы сотрудничества в областях культуры и туризма нашли свое отражение в декларациях, принятых в Маниле (1980 г.) и Мехико (1981 г.).
Памятники истории, культуры и природы
являются национальным достоянием страны.
Освоение территории для туристских
целей требует бережного
Многие регионы богаты такими уникальными
историческими территориями, как
древние города, усадебные и дворцово-парковые
ансамбли, комплексы культовой
При развитии туристской инфраструктуры
важно не нарушать исторический облик
территории. Каждый вновь создаваемый
туристский центр (объект) должен соответствовать
национальным особенностям и традициям
и одновременно иметь свой неповторимый
облик. Создание природно-исторических
парков должно содействовать спасению
ценнейших памятников культуры и
истории как целостных
При возрождении культурно-
Культурное, историческое и природное наследие принято делить на следующие категории:достояние, используемое в основном туристами (фестивали, представления, памятники и т. д.);достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, заповедники и пр.);достояние, используемое в основном местным населением (гражданские сооружения, культовые объекты, кинотеатры, библиотеки и др.).
Для обеспечения действенного сотрудничества
различных организаций в
Неотъемлемой частью процесса постепенного
утверждения новой концепции
развития культуры и туризма должно
стать создание новых форм культурного
туризма. Это обусловливает
Примером нового подхода к развитию традиционных
форм туризма являются рекомендации относительно
повышения уровня культурного содержания
тура путем включения в его программу
знакомства с местными достопримечательностями,
даже если речь идет об организации краткосрочной
экскурсии или специализированном туре.