Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа
Для точности анализа процесса необходимо отметить, что в целом адаптация ребенка в приемной семье определяется общими критериями успешности и может анализироваться по уровням: семейная адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация с обязательным учетом факторов - длительности проживания в семье, возраста детей, тендерного аспекта.
Адаптация приемной матери к новой ситуации также определяется общими критериями успешности с обязательным учетом факторов - длительности работы приемной матерью, возраста респонденток.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей в приемной семье 7
1.1. Анализ понятия "социальная адаптация" в научной литературе (характеристика сущности и содержания понятия социальной адаптации) 7
1.2. Влияние семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка 16
1.3. Особенности социально-(психологической) адаптации (детей) ребенка? в условиях приемной семьи 24
Глава 2. Исследование процесса и результативности социальной адаптации в приемной семье 36
2.1. (Первичная) диагностика уровня адаптации детей в приемной семье 36
2.2. Анализ детско-родительских отношений в приемной семье 39
2.3.Разработка проекта (программы) социального сопровождения ребенка и приемной семьи (Разработка проекта, направленного на создание положительных психолого-педагогических условий в приемной семье) 45
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 66
На основании исследований замещающей семьи В.В. Барабанова [10] перечисляет основные проблемы, возникающие на различных стадиях про-
цесса адаптации: конфликты между супругами, эмоционально-личностное состояние родного ребенка при изменении семейной системы, проблема адаптации первых дней, психологическая совместимость членов семьи, возможность или право, иногда необходимость, расстаться с приемным ребенком, возникновение комплекса вины приемных родителей вследствие своей некоторой неуспешности в процессе воспитания приемного ребенка.
К перечисленным
затруднениям мы могли бы добавить
и такое, как перекладывание вины
на самого ребенка, акцентируя внимание
на его наследственности, психическом
неблагополучии и т.д. Еще одна проблема,
по нашему мнению, это то, что приемные
родители бояться говорить о возникающих
ситуациях и сообщают о них
тогда, когда уже трудно что-либо
сделать (алкоголизм, наркомания, сексуальные
проблемы и т.д.). Здесь сказывается
и отсутствие службы помощи на местах,
и недостаточная
Многолетний опыт работы приемных родителей, испытавших на себе все плюсы и минусы этой работы, позволяет им также сделать анализ процессов адаптации с практической точки зрения. Приемная мать Г.А. Семенова, отмечая положительные моменты адаптации (стали называть мамой и папой, охотно шли на контакт, были ласковы, хотя и ревнивы), отмечает и то, что дети не знали многих элементарных вещей, ничего не хотели и не умели делать, не умели играть в игры, только ломали игрушки и дрались, уровень их интеллектуального развития не выдерживал никакой критики. Дети боялись домашних животных, проявились негативные привычки, такие как воровство и попрошайничество. Постепенно поведение детей менялось в лучшую сторону [179].
Считаем возможным привести в данной работе и собственные выводы по исследованиям приемных семей Республики Коми. Психологи рассматривали ситуацию психолого-педагогического развития детей в приемных семь-
ях в разных отношениях: социальная и психологическая приспособленность приемного ребенка в возрасте от 5 до 15 лет; межличностные отношения в семье; сформированность положительного отношения приемных детей к приемным родителям в разные возрастные периоды; изучение переменных, характеризующих конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми; самооценка; влияние на психическое развитие ребенка общения с биологическими родителями; приемный родитель глазами ребенка; школьная адаптация; творческий потенциал детей; профориентация приемных детей; выполнение потребностей; знание родителями особенностей психических проявлений приемных детей; родительские установки; стиль воспитания.
Перечисленные показатели дают необходимую характеристику адаптационных процессов. На основании исследований были выведены общие тенденции в развитии и самоопределении приемных семей с рекомендациями продолжить дальнейшую работу по адаптационным особенностям приемных детей.
Для полноты теоретического анализа необходимо отметить разработанность проблемы адаптации ребенка в приемной семье с точки зрения международного усыновления. Г. Семья [182] останавливается на двух моментах: как новая ситуация влияет на личность ребенка и как происходит его адаптация в новой культуре. Чтобы в полной мере понять, что происходит с ребенком в другой стране, необходимо взять за основу теорию личности академика РАО B.C. Мухиной и проследить изменения пяти звеньев: имя собственное, притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности.
У ребенка в процессе перекрестно-культурной адаптации и аккультурации подвергается изменениям реальность предметного мира, реальность образно-знаковых систем, реальность социального пространства, природная реальность. В результате переезда в другую страну, особенно в период адап-
тации, ребенок находится в состоянии замешательства, испытывает трудности общения, не видит себя и своей роли в новой ситуации. Это вызывает появление неврозов, поведенческих проблем, агрессивности, фрустрирую-щего состояния. К этому добавляются сложности в освоении нового языка.
Важным элементом
является культурная адаптация и
культурный шок, культурная идентичность.
Этот процесс может быть описан с
помощью концепции перекрестно-
Стадии культурного шока, или проявления культурного шока: «туристическая», или «медовый месяц», «враждебность и агрессия», «медленное восстановление», «полное восстановление». Автор анализирует также степень выраженности культурного шока и приходит к выводу, что процесс адаптации в иной социокультурной ситуации в среднем длится от трех месяцев до года, иногда еще два-три года.
Исследования, проведенные Центром исследования «Колыбель надежды» в США, показали, что у 71% детей на адаптацию потребовалось до трех месяцев; еще у 21% - от 4 до 12 месяцев, у 8% - свыше 12 месяцев.
На основании эмпирического исследования социально-психологических проблем международного усыновления, анализа наблюдения и поддержки ребенка в семье иностранных усыновителей через отчеты и видеозаписи, присланные родителями, выявлен ряд показателей адаптации: речевая, социальная, семейная, физиологическая адаптация, эмоциональный план.
Пропагандируя опыт семей, впервые взявших на воспитание приемного ребенка, П. Котли на примере анализа американских усыновлений рассматривает ряд факторов, обеспечивающих успех (или неуспех) подобного начинания [90]. Основной упор делается на рассмотрение целей помещения ребенка в семью, на качество ухода за ребенком, на то, насколько приемная семья может отвечать нуждам и потребностям ребенка.
Многие иностранные специалисты высказывают свои наблюдения по вопросу адаптации ребенка в иностранной семье. Б.П. Флорит [198] описывает процесс постепенности адаптации несовершеннолетней девочки в семью супругов Мартинес, преодоление возникающих при этом проблем.
М. Миллер [114] приводит размышления и анализ проблем, обсуждаемых на семинарах кандидатов в приемные родители. Усыновление - необратимый шаг и нужно понимать, как это отразится на адаптации ребенка. Основные положения:
усыновление - это процесс, который длится всю жизнь. Понимание проблем идет через встречи с людьми, процесс адаптации которых был успешен и с теми, кто имел трудности;
признание воздействия генетической наследственности на темперамент, характер и мотивацию и, исходя из этого, выстраивание отношений;
готовность написать «Книгу жизни» для приемного ребенка. С первых дней важно иметь что-то из прошлого - фотографии, воспоминания и т.д.;
чувство понимания. В первое время ребенок может находиться в состоянии эмоционального стресса и это сказывается на его поведении;
осознание этапов разлуки или потери в жизни ребенка. У детей это проявляется страхами, ночными кошмарами, гневом, агрессией и др. Могут возникнуть проблемы с формированием привязанности;
понимание сопротивляемости ребенка. Как родители не могут сразу полюбить ребенка, точно так же и ребенок может сопротивляться;