Социальная адаптация

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа

Описание работы

Для точности анализа процесса необходимо отметить, что в целом адаптация ребенка в приемной семье определяется общими критериями успешности и может анализироваться по уровням: семейная адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация с обязательным учетом факторов - длительности проживания в семье, возраста детей, тендерного аспекта.
Адаптация приемной матери к новой ситуации также определяется общими критериями успешности с обязательным учетом факторов - длительности работы приемной матерью, возраста респонденток.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей в приемной семье 7
1.1. Анализ понятия "социальная адаптация" в научной литературе (характеристика сущности и содержания понятия социальной адаптации) 7
1.2. Влияние семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка 16
1.3. Особенности социально-(психологической) адаптации (детей) ребенка? в условиях приемной семьи 24
Глава 2. Исследование процесса и результативности социальной адаптации в приемной семье 36
2.1. (Первичная) диагностика уровня адаптации детей в приемной семье 36
2.2. Анализ детско-родительских отношений в приемной семье 39
2.3.Разработка проекта (программы) социального сопровождения ребенка и приемной семьи (Разработка проекта, направленного на создание положительных психолого-педагогических условий в приемной семье) 45
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 66

Работа содержит 20 файлов

диплом.docx

— 14.75 Кб (Открыть, Скачать)

1.docx

— 23.85 Кб (Открыть, Скачать)

2.docx

— 19.52 Кб (Открыть, Скачать)

3.docx

— 17.86 Кб (Открыть, Скачать)

4.docx

— 30.66 Кб (Открыть, Скачать)

5.docx

— 11.06 Кб (Открыть, Скачать)

введение. 1 глава.docx

— 12.79 Кб (Открыть, Скачать)

6 только содрж..docx

— 11.60 Кб (Открыть, Скачать)

7.docx

— 23.60 Кб (Открыть, Скачать)

8.docx

— 20.36 Кб (Открыть, Скачать)

9.docx

— 10.76 Кб (Открыть, Скачать)

актлнст.docx

— 11.36 Кб (Открыть, Скачать)

(.)зрения др ученых.docx

— 25.47 Кб (Скачать)

На основании  исследований замещающей семьи В.В. Барабанова [10] перечисляет основные проблемы, возникающие на различных стадиях про-

цесса адаптации: конфликты между супругами, эмоционально-личностное состояние родного ребенка при изменении семейной системы, проблема адаптации первых дней, психологическая совместимость членов семьи, возможность или право, иногда необходимость, расстаться с приемным ребенком, возникновение комплекса вины приемных родителей вследствие своей некоторой неуспешности в процессе воспитания приемного ребенка.

К перечисленным  затруднениям мы могли бы добавить и такое, как перекладывание вины на самого ребенка, акцентируя внимание на его наследственности, психическом  неблагополучии и т.д. Еще одна проблема, по нашему мнению, это то, что приемные родители бояться говорить о возникающих  ситуациях и сообщают о них  тогда, когда уже трудно что-либо сделать (алкоголизм, наркомания, сексуальные  проблемы и т.д.). Здесь сказывается  и отсутствие службы помощи на местах, и недостаточная профессиональная подготовленность приемных родителей. Боязнь обсудить проблему на начальном  этапе тормозит успешность адаптационных  процессов.

Многолетний опыт работы приемных родителей, испытавших на себе все плюсы и минусы этой работы, позволяет им также сделать  анализ процессов адаптации с  практической точки зрения. Приемная мать Г.А. Семенова, отмечая положительные моменты адаптации (стали называть мамой и папой, охотно шли на контакт, были ласковы, хотя и ревнивы), отмечает и то, что дети не знали многих элементарных вещей, ничего не хотели и не умели делать, не умели играть в игры, только ломали игрушки и дрались, уровень их интеллектуального развития не выдерживал никакой критики. Дети боялись домашних животных, проявились негативные привычки, такие как воровство и попрошайничество. Постепенно поведение детей менялось в лучшую сторону [179].

Считаем возможным  привести в данной работе и собственные  выводы по исследованиям приемных семей  Республики Коми. Психологи рассматривали  ситуацию психолого-педагогического  развития детей в приемных семь-

ях в разных отношениях: социальная и психологическая приспособленность приемного ребенка в возрасте от 5 до 15 лет; межличностные отношения в семье; сформированность положительного отношения приемных детей к приемным родителям в разные возрастные периоды; изучение переменных, характеризующих конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми; самооценка; влияние на психическое развитие ребенка общения с биологическими родителями; приемный родитель глазами ребенка; школьная адаптация; творческий потенциал детей; профориентация приемных детей; выполнение потребностей; знание родителями особенностей психических проявлений приемных детей; родительские установки; стиль воспитания.

Перечисленные показатели дают необходимую характеристику адаптационных процессов. На основании  исследований были выведены общие тенденции  в развитии и самоопределении  приемных семей с рекомендациями продолжить дальнейшую работу по адаптационным  особенностям приемных детей.

Для полноты  теоретического анализа необходимо отметить разработанность проблемы адаптации ребенка в приемной семье с точки зрения международного усыновления. Г. Семья [182] останавливается  на двух моментах: как новая ситуация влияет на личность ребенка и как  происходит его адаптация в новой  культуре. Чтобы в полной мере понять, что происходит с ребенком в другой стране, необходимо взять за основу теорию личности академика РАО B.C. Мухиной  и проследить изменения пяти звеньев: имя собственное, притязание на признание, половая идентификация, психологическое  время личности.

У ребенка в  процессе перекрестно-культурной адаптации  и аккультурации подвергается изменениям реальность предметного мира, реальность образно-знаковых систем, реальность социального  пространства, природная реальность. В результате переезда в другую страну, особенно в период адап-

тации, ребенок находится в состоянии замешательства, испытывает трудности общения, не видит себя и своей роли в новой ситуации. Это вызывает появление неврозов, поведенческих проблем, агрессивности, фрустрирую-щего состояния. К этому добавляются сложности в освоении нового языка.

Важным элементом  является культурная адаптация и  культурный шок, культурная идентичность. Этот процесс может быть описан с  помощью концепции перекрестно-культурной адаптации Адлера. Самое главное, что ребенок должен развиваться  на основании интеграции двух культур, а не посредством вытеснения родной культуры.

Стадии культурного  шока, или проявления культурного  шока: «туристическая», или «медовый месяц», «враждебность и агрессия», «медленное восстановление», «полное  восстановление». Автор анализирует  также степень выраженности культурного  шока и приходит к выводу, что  процесс адаптации в иной социокультурной ситуации в среднем длится от трех месяцев до года, иногда еще два-три года.

Исследования, проведенные  Центром исследования «Колыбель  надежды» в США, показали, что у 71% детей на адаптацию потребовалось  до трех месяцев; еще у 21% - от 4 до 12 месяцев, у 8% - свыше 12 месяцев.

На основании  эмпирического исследования социально-психологических  проблем международного усыновления, анализа наблюдения и поддержки  ребенка в семье иностранных  усыновителей через отчеты и видеозаписи, присланные родителями, выявлен ряд  показателей адаптации: речевая, социальная, семейная, физиологическая адаптация, эмоциональный план.

Пропагандируя опыт семей, впервые взявших на воспитание приемного ребенка, П. Котли на примере анализа американских усыновлений рассматривает ряд факторов, обеспечивающих успех (или неуспех) подобного начинания [90]. Основной упор делается на рассмотрение целей помещения ребенка в семью, на качество ухода за ребенком, на то, насколько приемная семья может отвечать нуждам и потребностям ребенка.

Многие иностранные  специалисты высказывают свои наблюдения по вопросу адаптации ребенка  в иностранной семье. Б.П. Флорит [198] описывает процесс постепенности адаптации несовершеннолетней девочки в семью супругов Мартинес, преодоление возникающих при этом проблем.

М. Миллер [114] приводит размышления и анализ проблем, обсуждаемых  на семинарах кандидатов в приемные родители. Усыновление - необратимый  шаг и нужно понимать, как это  отразится на адаптации ребенка. Основные положения:

усыновление - это  процесс, который длится всю жизнь. Понимание проблем идет через  встречи с людьми, процесс адаптации  которых был успешен и с  теми, кто имел трудности;

признание воздействия  генетической наследственности на темперамент, характер и мотивацию и, исходя из этого, выстраивание отношений;

готовность написать «Книгу жизни» для приемного ребенка. С первых дней важно иметь что-то из прошлого - фотографии, воспоминания и т.д.;

чувство понимания. В первое время ребенок может  находиться в состоянии эмоционального стресса и это сказывается  на его поведении;

осознание этапов разлуки или потери в жизни  ребенка. У детей это проявляется  страхами, ночными кошмарами, гневом, агрессией и др. Могут возникнуть проблемы с формированием привязанности;

понимание сопротивляемости ребенка. Как родители не могут сразу  полюбить ребенка, точно так же и  ребенок может сопротивляться;

10.docx

— 20.37 Кб (Открыть, Скачать)

6.docx

— 23.90 Кб (Открыть, Скачать)

8 кто расмтр эту прбл.docx

— 11.41 Кб (Открыть, Скачать)

9 +упрж..docx

— 43.62 Кб (Открыть, Скачать)

сод. и введ. 4 продол..docx

— 17.23 Кб (Открыть, Скачать)

сод.и введ.3 продолж..docx

— 20.41 Кб (Открыть, Скачать)

!4.docx

— 19.53 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Социальная адаптация