Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа
Для точности анализа процесса необходимо отметить, что в целом адаптация ребенка в приемной семье определяется общими критериями успешности и может анализироваться по уровням: семейная адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация с обязательным учетом факторов - длительности проживания в семье, возраста детей, тендерного аспекта.
Адаптация приемной матери к новой ситуации также определяется общими критериями успешности с обязательным учетом факторов - длительности работы приемной матерью, возраста респонденток.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей в приемной семье 7
1.1. Анализ понятия "социальная адаптация" в научной литературе (характеристика сущности и содержания понятия социальной адаптации) 7
1.2. Влияние семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка 16
1.3. Особенности социально-(психологической) адаптации (детей) ребенка? в условиях приемной семьи 24
Глава 2. Исследование процесса и результативности социальной адаптации в приемной семье 36
2.1. (Первичная) диагностика уровня адаптации детей в приемной семье 36
2.2. Анализ детско-родительских отношений в приемной семье 39
2.3.Разработка проекта (программы) социального сопровождения ребенка и приемной семьи (Разработка проекта, направленного на создание положительных психолого-педагогических условий в приемной семье) 45
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 66
Существенной трудностью в изучении личности младших школьников является отсутствие у детей данного возраста склонности к самораскрытию в диалоге со взрослыми.
Приемные дети,
особенно на первом этапе проживания
в новой семье, также испытывают
трудности самораскрытия в
Тест Розенцвейга - психологическая методика изучения фрустрацион-
ных реакций. Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два человека или более, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа в фрустрационной ситуации.
Фрустрация (от лат. «обман», «тщетное ожидание», «расстройство») -психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущении гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева. Ситуации фрустрации возникают в жизни у каждого человека, но реагируют люди на них по-разному. Тип реакции на фрустрацию многое говорит о личности человека, о ее зрелости, силе. Психологическое изучение фрустрации позволяет понять и прогнозировать поведение человека в сложных ситуациях. В связи с этим особое значение имеет проблема толерантности (устойчивости) к фрустрации. Под фрустрационной толерантностью понимается способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты своей психологической адаптации. В основе ее лежит способность человека адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидения выхода из ситуации - с другой.
Представляется наиболее интересным исследовать реакции на фрустрацию в конфликтных ситуациях общения: запрета, столкновения интересов, замечаний взрослых, обвинений со стороны сверстников и т.д., что моделируется как раз тестом «рисуночной ассоциации» С. Розенцвейга.
Таким образом,
в наших исследованиях тест рисуночной
фрустрации Розенцвейга диагностирует
направления и типы эмоциональных
реакций, вызванных ситуациями препятствия
или обвинения, степень коммуникативной
адаптации в группе, степень эффективных
и деструктивных способов эмоционального
реагирования и поведения, адекватность
самооценки, а также изучение тенденций
в понимании отношения
венным реакциям. С помощью этой методики можно прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на пути к достижению цели.
Мы использовали модифицированный вариант методики С. Розенцвей-га, разработанный в научно-исследовательском институте им. В.М. Бехтерева Н.В. Тарабриной.
Данный вариант методики применяется для исследования детей в возрасте от 4 до 14 лет.
Процедура оценки и интерпретации результатов проводилась нами в традиционном виде.
3. Детский вариант
шкалы явной тревожности (CMAS)
В работе нами использован адаптированный вариант шкалы явной тревожности A.M. Прихожан, прошедший дополнительную коррекцию в 1995-1996 гг.
Методика предоставляется ребенку на индивидуальном бланке. На страницах напечатаны предложения с описанием событий, случаев, переживаний, которые чаще всего бывают в жизни. Около каждого из них два варианта ответа: «верно» и «неверно», один из которых ребенок должен подчеркнуть.