Социальная адаптация

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:39, дипломная работа

Описание работы

Для точности анализа процесса необходимо отметить, что в целом адаптация ребенка в приемной семье определяется общими критериями успешности и может анализироваться по уровням: семейная адаптация, школьная адаптация, социальная адаптация с обязательным учетом факторов - длительности проживания в семье, возраста детей, тендерного аспекта.
Адаптация приемной матери к новой ситуации также определяется общими критериями успешности с обязательным учетом факторов - длительности работы приемной матерью, возраста респонденток.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы социальной адаптации детей в приемной семье 7
1.1. Анализ понятия "социальная адаптация" в научной литературе (характеристика сущности и содержания понятия социальной адаптации) 7
1.2. Влияние семьи и семейного воспитания на развитие личности ребенка 16
1.3. Особенности социально-(психологической) адаптации (детей) ребенка? в условиях приемной семьи 24
Глава 2. Исследование процесса и результативности социальной адаптации в приемной семье 36
2.1. (Первичная) диагностика уровня адаптации детей в приемной семье 36
2.2. Анализ детско-родительских отношений в приемной семье 39
2.3.Разработка проекта (программы) социального сопровождения ребенка и приемной семьи (Разработка проекта, направленного на создание положительных психолого-педагогических условий в приемной семье) 45
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложение 66

Работа содержит 20 файлов

диплом.docx

— 14.75 Кб (Открыть, Скачать)

1.docx

— 23.85 Кб (Скачать)

Существенной  трудностью в изучении личности младших  школьников является отсутствие у детей  данного возраста склонности к самораскрытию  в диалоге со взрослыми.

Приемные дети, особенно на первом этапе проживания в новой семье, также испытывают трудности самораскрытия в общении  с взрослым. В этой связи значение косвенных, опосредованных методов  исследования личности существенно  возрастает. К этой категории и  относится методика исследования фрустрационного поведения, тест Розенцвейга, позволяющий исследовать те личностные особенности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу..

Тест Розенцвейга - психологическая методика изучения фрустрацион-

ных реакций. Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два человека или более, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа в фрустрационной ситуации.

Фрустрация (от лат. «обман», «тщетное ожидание», «расстройство») -психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущении гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева. Ситуации фрустрации возникают в жизни у каждого человека, но реагируют люди на них по-разному. Тип реакции на фрустрацию многое говорит о личности человека, о ее зрелости, силе. Психологическое изучение фрустрации позволяет понять и прогнозировать поведение человека в сложных ситуациях. В связи с этим особое значение имеет проблема толерантности (устойчивости) к фрустрации. Под фрустрационной толерантностью понимается способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты своей психологической адаптации. В основе ее лежит способность человека адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидения выхода из ситуации - с другой.

Представляется  наиболее интересным исследовать реакции  на фрустрацию в конфликтных ситуациях  общения: запрета, столкновения интересов, замечаний взрослых, обвинений со стороны сверстников и т.д., что  моделируется как раз тестом «рисуночной  ассоциации» С. Розенцвейга.

Таким образом, в наших исследованиях тест рисуночной фрустрации Розенцвейга диагностирует  направления и типы эмоциональных  реакций, вызванных ситуациями препятствия  или обвинения, степень коммуникативной  адаптации в группе, степень эффективных  и деструктивных способов эмоционального реагирования и поведения, адекватность самооценки, а также изучение тенденций  в понимании отношения испытуемого  к своим собст-

венным реакциям. С помощью этой методики можно  прогнозировать эмоциональные реакции  испытуемого на пути к достижению цели.

Мы использовали модифицированный вариант методики С. Розенцвей-га, разработанный в научно-исследовательском институте им. В.М. Бехтерева Н.В. Тарабриной.

Данный вариант  методики применяется для исследования детей в возрасте от 4 до 14 лет.

Процедура оценки и интерпретации результатов  проводилась нами в традиционном виде.

3. Детский вариант  шкалы явной тревожности (CMAS). Шкала явной тревожности для  детей (The Children's Form of Manifest Anxiety Scale -CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет.

В работе нами использован  адаптированный вариант шкалы явной  тревожности A.M. Прихожан, прошедший дополнительную коррекцию в 1995-1996 гг.

Методика предоставляется  ребенку на индивидуальном бланке. На страницах напечатаны предложения  с описанием событий, случаев, переживаний, которые чаще всего бывают в жизни. Около каждого из них два варианта ответа: «верно» и «неверно», один из которых ребенок должен подчеркнуть.

2.docx

— 19.52 Кб (Открыть, Скачать)

3.docx

— 17.86 Кб (Открыть, Скачать)

4.docx

— 30.66 Кб (Открыть, Скачать)

5.docx

— 11.06 Кб (Открыть, Скачать)

введение. 1 глава.docx

— 12.79 Кб (Открыть, Скачать)

6 только содрж..docx

— 11.60 Кб (Открыть, Скачать)

7.docx

— 23.60 Кб (Открыть, Скачать)

8.docx

— 20.36 Кб (Открыть, Скачать)

9.docx

— 10.76 Кб (Открыть, Скачать)

актлнст.docx

— 11.36 Кб (Открыть, Скачать)

(.)зрения др ученых.docx

— 25.47 Кб (Открыть, Скачать)

10.docx

— 20.37 Кб (Открыть, Скачать)

6.docx

— 23.90 Кб (Открыть, Скачать)

8 кто расмтр эту прбл.docx

— 11.41 Кб (Открыть, Скачать)

9 +упрж..docx

— 43.62 Кб (Открыть, Скачать)

сод. и введ. 4 продол..docx

— 17.23 Кб (Открыть, Скачать)

сод.и введ.3 продолж..docx

— 20.41 Кб (Открыть, Скачать)

!4.docx

— 19.53 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Социальная адаптация