Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:10, контрольная работа
В научной и справочной литературе можно найти различную трактовку термина «социологические исследования». Ряд авторов понимает под ними вид профессиональной деятельности, другие – совокупность процедур научного познания, третьи – разновидность социального исследования.
Попытайтесь определить объект и предмет данного исследования, адекватный поставленной цели. Ими могут выступить: служба трудоустройства населения, учебные заведения, безработица, нормативная база организации социальной защиты молодежи, молодежная политика, выпускники школ, выпускники высших и средних специальных учебных заведений, молодежные движения, государственные органы, юноши и девушки в возрасте от 16 до 30 лет, потребность в трудоустройстве и т.д.
Обоснуйте свою точку зрения. Постарайтесь выявить более удачные формулировки предмета и объекта данного исследования.
Так же, как и в любом социологическом исследовании,
Проблемная ситуация — состояние в развитии социального объекта, которое характеризуется неустойчивостью несоответствием функционирования объекта потребностям его дальнейшего развития. Проблемная ситуация – исходный пункт любого социального, в частности прогнозного, исследования.
Проблема социального прогноза — форма научного отображения проблемной ситуации. Формируется как выражение необходимости в изучении определенной области социальной жизни, в разработке теоретических средств и практических действий, направленных на выявление путей сокращения и ликвидации разрыва между действительным и желаемым положением вещей.
Предмет прогнозной разработки — социальные механизмы, обуславливающие развитие и функционирование общества как социального организма, совокупность исходных, промежуточных и конечных состояний и процессов, которые проходят те или иные социальные явления, совокупность тенденций и перспектив развития социального явления в прошлом, настоящем и будущем.
3. Важным моментом разработки программы социологического исследования выступает формулировка его гипотез. Наиболее распространенными ошибками при формулировке гипотез являются: их тривиальность; излишняя обобщенность; недоступность для проверки средствами социологического исследования и противоречие с известными и проверенными фактами (аксиомами).
Для упомянутого выше исследования приведите примеры: а) тривиальных гипотез; б) непроверяемых гипотез; в) гипотез, противоречащих аксиомам; г) основных рабочих гипотез; д) вспомогательных рабочих гипотез.
Гипотеза (основание - греч.) - предположение о том, как разрешить противоречие проблемы. Гипотеза может быть предположением о свойствах, функциях объекта, формой развития знаний о мире и путях его преобразования, формой разрешения возникающих противоречий.
Гипотезы делятся на научные и рабочие.
Рабочая (экспериментальная) - строится как заведомо временное предположение, выдвигаемое для придания исследованию целеустремленного характера. Рабочая гипотеза в своей основе выполняет служебную функцию - она является средством для ориентирования в проблемной ситуации.
Научная гипотеза - отличается от рабочей тем, что претендует на решение проблемы и объяснение ранее необъяснимых явлений, законов или сущностей. Для научных гипотез характерен высокий уровень обоснования. Она учитывает установленные ранее законы и опирается на проверенные факты.
Гипотеза является важным элементом научного знания, т.е. она входит в систему научных знаний, являющихся ее неотъемлемой частью.
Научная гипотеза в отличие от догадки, идеи или от рабочей гипотезы тем, что опирается на факты, знания, принципы, законы, т.е. удовлетворяет определенному кругу требований.
Гипотеза всегда формулируется в вероятностном смысле, т.е. знания, определяющий гипотезу - есть вероятностные знания.
Альтернативные гипотезы (версии)
При выдвижении гипотез , поиск как правило ведется по многим направлениям. На основе одних и тех же фактов, правил, законов и принципов, выдвигается множество идей разрешения противоречия и формулируется.
Если выдвигается ряд гипотез, различным образом объясняющих одни и те же факты, их принято называть версии. Опровержение одной из версий, создает условия для порождения новых, более обоснованных версий.
После того, как одна из гипотез находит подтверждение в практической деятельности, а другие доказательно опровергнуты, вы- движение версий прекращается, дискуссии все закрываются и творческий поиск по данной проблеме завершается.
Проверка гипотезы.
1) Гипотеза не должна противоречить фундаментальным научным принципам и законам.
2) При формулировании гипотезы, автор обязан учитывать все достоверно установленные наукой факты и ограничения, связанные с рассматриваемой проблемой.
3) Гипотеза должна быть принципиально проверяемой.
4) Недоступность гипотезы действительным проверкам означает ее реальную непроверяемость.
5) Непроверяемые гипотезы не могут рассматриваться как научные. Если гипотеза непроверяемая, она не может выполнять своего назначения, своей базовой функции, следовательно, она неконструктивна и должна сразу отвергаться.
ТЕМА 5. Операционализация понятий | |
| социологического исследования. |
Измерение социальных величин |
1. Для измерения социальных величин в социологии используются различные типы шкал. К каким типам шкал относятся перечисленные ниже вопросы одной из анкет? Свой ответ мотивируйте.
1. Укажите, какой денежный доход приходится на одного члена вашей семьи или на вас лично, если вы живете один: | |
1 – до 80 руб. | 5 – от 500 до 1000 руб. |
2 – от 80 до 150 руб. | 6 – от 1000 до 1500 руб. |
3 – от 150 до 300 руб. | 7 – свыше 1500 руб. |
4 – от 300 до 500 руб. |
|
Это интервальная шкала
2. Укажите средний балл вашего свидетельства об окончании среднего учебного заведения
1 – 5 баллов 3 – 4 балла 5 – 3 балла и ниже
2 – 4,5 балла 4 – 3,5 балла
Это тоже интервальная шкала (с неравными интервалами)
3. По окончании высшего учебного заведения вы хотели бы работать:
1 – на государственном производственном предприятии
2 – в сфере финансов
3 – на частном предприятии
4 – открыть свое дело
5 – заняться преподаванием или научной деятельностью
6 – другое (напишите) ____________________
7 – затрудняюсь ответить
Это - ранговая (порядковая) шкала
4. Как вы поступите, если вам предложат выгодную работу, ради которой придется бросить учебу в институте?
1 – соглашусь
2 – наверное соглашусь
3 – думаю, что не соглашусь
4 – откажусь
5 – затрудняюсь ответить
Это - ранговая (порядковая) шкала
В социологии применяются различные типы шкал, основными из которых являются: номинальные, ранговые (порядковые) и интервальные.
Номинальная шкала применяется в тех случаях, когда мы имеем дело с перечнем объективных признаков, характеризующих респондентов, например:
пол (мужской, женский);
профессия (перечень профессий);
владение языками (перечень языков) и т.д.
Ранговая (порядковая) шкала применяется для измерения тех свойств и признаков социальных явлений, для которых трудно найти объективные индикаторы. В случае применения шкалы данного типа измерение основано на субъективных индикаторах, выражающих отношение респондентов к какому-либо явлению. Позиции ранговой шкалы располагаются в строгом порядке от наиболее к наименее значимой или наоборот. Например, при ответе на вопрос «Как Вы относитесь к обилию рекламы на телевидении» можно использовать следующие варианты ответов:
- положительно
- безразлично
- отрицательно.
Интервальная шкала используется при измерении тех свойств и признаков, значение которых можно выразить числом (например, возраст, стаж работы, число членов семьи и др.). Интервалы шкалы могут быть равными либо неравными. Так, при ответе на вопрос «Сколько лет Вы работаете на данном предприятии» шкала с равными интервалами будет иметь следующий вид:
- от 1 года до 5 лет включительно;
- свыше 5 до 10 лет включительно;
- свыше 10 до 15 лет включительно;
- свыше 15 до 20 лет включительно.
Шкала с неравными интервалами при ответе на этот же вопрос может выглядеть следующим образом:
- от 1 года до 3 лет включительно;
- свыше 3 до 6 лет включительно;
- свыше 6 до 10 лет включительно;
- свыше 10 до 15 лет включительно;
- свыше 15 лет.
2. В двух из четырех представленных вопросов допущены ошибки валидности и чувствительности шкалы. Найдите их и предложите исправленный вариант.
1 – соглашусь
2 – наверное соглашусь
3 – думаю, что не соглашусь
4 – откажусь
5 – затрудняюсь ответить
Здесь нарушена валидность
1 – 5 баллов 3 – 4 балла 5 – 3 балла и ниже
2 – 4,5 балла 4 – 3,5 балла
Здесь нарушена чувствительность шкалы
ТЕМА 6. Инструментарий | |
| социологического исследования и |
методика его разработки. Рабочий | |
план исследования |
1. При подготовке и проведении социологического исследования могут разрабатываться различные документы. Некоторые из них являются обязательными, и их отсутствие влияет на качество исследования.
Какие ошибки при проведении анкетного опроса могут иметь место, если по каким-то причинам не разрабатывалась:
логическая структура инструментария;
схема обработки информации;
инструкция интервьюеру по проведению опроса.
Информация о работе Методология и методика проведения социологического исследования