Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:10, контрольная работа
В научной и справочной литературе можно найти различную трактовку термина «социологические исследования». Ряд авторов понимает под ними вид профессиональной деятельности, другие – совокупность процедур научного познания, третьи – разновидность социального исследования.
Назовите обязательные признаки социологического наблюдения. Можно ли исследование автора назвать социологическим наблюдением?
Социологическое наблюдение характеризуется целым рядом существенных признаков. Во-первых, оно должно быть направлено на социально важные области, т. е. на те обстоятельства, события и факты, которые являются существенными для развития личности, коллектива, и в этом оно должно соответствовать социальному заказу со стороны общества. Во-вторых, наблюдение следует проводить целенаправленно, организованно и систематизировано. Необходимость этого определяется тем, что, с одной стороны, наблюдение является совокупностью сравнительно простых процедур, а с другой стороны, объект социологического наблюдения отличается большим разнообразием свойств и существует опасность "потерять" наиболее существенные из них. В-третьих, наблюдение в отличие от других социологических методов характеризуется определенной широтой и глубиной. Широта наблюдения предполагает фиксацию как можно большего количества свойств объекта, а глубина — выделение наиболее значимых свойств и наиболее глубинных и сущностных процессов. В-четвертых, результаты наблюдения должны четко фиксироваться и без особого труда поддаваться воспроизведению. Хорошей памяти здесь мало, нужно применять процедуры протоколирования, унификации данных, кодирования языка и др. В-пятых, наблюдение и обработка его результатов требуют особой объективности. Именно специфика проблемы объективности в социологическом наблюдении и отличает его от наблюдения в естественных науках.
В отличие от других социологических методов социологическое наблюдение имеет две важные особенности. Первая определяется объектом наблюдения, часто обладающим социальной активностью различной направленности. У всех наблюдаемых есть сознание, психика, цели, ценностные ориентации, характер, эмоции, т. е. качества, могущие вызвать неестественность их поведения, нежелание быть наблюдаемыми, стремление выглядеть в лучшем свете и т. д. В совокупности это значительно снижает объективность информации, по¬лучаемой от объекта, — реальных личностей и коллективов. Эта необъективность особенно заметно проявляется, когда цели социо¬лога и наблюдаемых различны. Процесс наблюдения в этом случае начинает превращаться либо в борьбу, либо в манипуляции "социолога-детектива", всячески маскирующего свою деятельность. Подобные ситуации неоднократно возникали в практике социологических исследований. Так, в западных странах достаточно специальных работ, посвященных рекомендациям относительно поведения "социолога-шпиона". Эта проблема теряет актуальность, если социолог стоит на позициях гуманизма или выражает интересы самих обследуемых.
Вторая особенность метода социологического наблюдения заключается в том, что наблюдатель не может быть лишен чисто человеческих черт, в том числе эмоциональности восприятия. Если явления несоциальной природы могут не волновать наблюдателя, то явления социума всегда вызывают переживания и сопереживания, чувства, эмоции и желание помочь обследуемым, а иногда и "подправить" результаты наблюдения. Дело в том, что сам наблюдатель является частью социальной жизни. Между ним и наблюдаемыми существует не только гносеологическое, но и социально-психическое взаимодействие, которое иногда довольно сложно преодолеть.
Таким образом, объективность социологического исследования состоит не в том, чтобы исключить личностные отношения, а в том, чтобы не подменять ими критерии научного исследования. Пафос личностного отношения социолога к обследуемым должен быть неразрывно связан с пафосом строгого научного и логического подхода.
3. Лучшие научные труды, основанные на обобщении результатов социологических наблюдений, были написаны социологами, которые непосредственно контактировали с членами исследуемой группы, становясь на время как бы ее участниками. В качестве примеров назовем работы В.Уайта о проблемах рэкета и формировании преступных молодежных шаек, В.Ведерникова о характере взаимоотношений заключенных в СИЗО, В.Ольшанского о проблемах трудовых коллективов электротехнической отрасли, И.Ряжских о способах мотивации социальной и производственной активности рабочих-строителей и др.
Как называется использованная перечисленными авторами разновидность наблюдения? Какими качествами должен обладать исследователь и какие правила соблюдать, чтобы получить в этом случае достоверные результаты?
Сущностная классификация социологических исследований
Основание классификации | Виды социологических исследований |
По предмету исследования: степени представленности степени выраженности | Социально-экономические, собственно социологические, |
По методу исследования: |
|
По типу субъекта: структуре |
|
По условиям и предпосылкам исследования:
| Полевые, лабораторные
|
Это Систематическое Контролируемое полевое наблюдение.
Ошибки в организации и реализации исследования не только снижают качество социологической информации, но и вредны для практики социальной жизни, а иногда губительны для тех социальных систем, естественное функционирование которых нарушено непродуманным вмешательством экспериментатора. Делать эксперимент следует не всегда, когда хочется, а лишь тогда, когда есть уверенность, что его позитивный эффект превысит негативный, когда он тщательно спланирован и до мельчайших подробностей продуман. В большинстве случаев к нему нельзя приступать без получения согласия тех людей, на которых он окажет непосредственное влияние.
ТЕМА 12. Обработка и анализ | |
| социологической информации: |
проблемы, принципы, методика |
1. В процессе разработки инструментария исследования в целях проверки выдвинутых гипотез обязательно составляется задание на обработку. Тем не менее после сбора исходной информации, перед непосредственным вводом информации в ЭВМ возникает необходимость в конкретизации задания на обработку.
Чем объяснить, что за время сбора исходной информации возникает необходимость в корректировке (часто существенной) задания на обработку? Как Вы считаете, не проще ли в связи с этим не тратить на это время на этапе разработки инструментария и сделать это непосредственно перед обработкой данных? Свой ответ мотивируйте.
Любое социологическое исследование предполагает несколько этапов. Первый, или этап подготовки, состоит в обдумывании целей, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анализа и обработки социологической информации. Второй этап предусматривает сбор первичной социологической информации собранных необобщенных сведений в различных формах (записей исследователей, выписок из документов, отдельных ответов опрашиваемых, и т. д.). Третий этап заключается в подготовке собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, наблюдения, контент-анализа и других способов) информации к обработке, составлении программы обработки и собственно обработке полученной информации на ЭВМ. И, наконец, четвертый, или заключительный этап это анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, а также формулирование выводов и выработка рекомендаций и предложений для заказчика или иного субъекта управления, выступившего инициатором проведения социологического исследования.
2. Одним из этапов работы с исходными данными исследования является их проверка на точность, полноту и качество заполнения с последующим изъятием или редактированием тех из них, в которых допущены серьезные ошибки. В процессе социологического исследования могут быть допущены ошибки двух родов – систематические и несистематические.
Оцените степень влияния негативных последствий различных разновидностей ошибок первого и второго рода на качество социологического исследования. Какие из этих ошибок устранимы, а какие фатальны для исследования?
Все возможные ошибки социологического исследования обычно классифицируются на две основные группы: теоретические и инструментальные.
Теоретические ошибки — это ошибки, связанные с несовершенством теории, положенной в основу метода исследования. Так, например, использование в исследовании вопросов типа “Какие радиостанции Вы слушаете чаще всего?” содержит теоретическую ошибку, если с помощью этого метода пытаются получить данные о рейтингах и аудиториях СМИ, и не содержит теоретической ошибки, если ставится задача получить данные о предпочтениях и известности радиостанций. В первом случае ошибка состоит в том, что вместо измерения того, как люди слушают, исследуются их субъективные представления об этом — предпочтения. Во втором случае ошибки нет, так как субъективные оценки зрителей и слушателей — это и есть реальная оценка известности и предпочитаемости канала СМИ.
Отсутствие в информации теоретических ошибок или учет их вероятного влияния называется валидностью (обоснованностью) информации и используемого метода ее сбора. Полученные данные валидны, если измеряется именно то, что требуется измерить. Инструментальные ошибки принято делить на ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.
Случайные ошибки регистрации возникают в результате неправильного установления фактов или неточной их записи. Такие ошибки в исследованиях аудиторий СМИ бывают, в основном, при заполнении первичных документов (анкет, дневников и т.п.). Ошибки такого рода неустранимы, их нельзя исключить в любом исследовании. Однако их можно корректировать с помощью статистических и содержательных способов проверки.
Систематические ошибки регистрации вызываются вполне определенными причинами: неправильным выбором метода сбора или обработки данных, постоянным влиянием некоторых внешних факторов и т.п. Так, например, использование метода “day after recall” для определения рейтингов и аудиторий СМИ, когда респондентов спрашивают о том, какие передачи они смотрели вчера, содержит систематические ошибки регистрации, так как точность ответов респондентов зависит от характеристик их памяти, которые невозможно учесть в исследовании.
В результате рейтинг и аудитория некоторых передач систематически завышаются, а какие-то передачи систематически не регистрируются вообще, хотя имеют ненулевой рейтинг.
Точно так же существуют систематические ошибки регистрации при исследовании рейтингов и аудиторий СМИ с помощью специальных устройств — peoplemeter’ов, так как этот метод дает очень точные данные о временной динамике настройки телеприемника на определенный канал, но не позволяет сказать ничего о том, смотрели ли зрители телевизор или, к примеру, находились в другом помещении. Кроме того, к ошибкам регистрации относятся ошибки, обусловленные работой интервьюеров.
Во-первых, возможна намеренная фальсификация данных — интервьюер просто не проводит опрос или проводит его только частично, а данные подделывает.
Во-вторых, вероятно и ненамеренное искажение данных — личность интервьюера может оказывать влияние на респондента, словно “подсказывая” ему тот или иной вариант ответа. Такие ошибки могут быть выявлены непосредственной проверкой. В общем случае для получения точных измерений предпочтительно использовать методы, в которых влияние личности интервьюера минимально.
Ошибки репрезентативности также бывают случайными и систематическими.
Случайные ошибки репрезентативности возникают при отборе единиц, подлежащих изучению, и являются фактически неизбежными в выборочном исследовании. Размер случайных ошибок зависит от способа отбора респондентов, от степени колебаемости признака в совокупности и от размера выборки. Влияние случайных ошибок учитывается с помощью математических методов.
Систематические ошибки репрезентативности могут быть как связаны, так и не связаны с процедурой отбора. В первом случае они возникают из-за применения несоответствующего списка единиц генеральной совокупности (обычная ошибка в наших условиях, во-первых, потому, что полные списки единиц генеральной совокупности, как правило, недоступны, во-вторых, потому, что отсутствует статистика по распределению генеральной совокупности как по основным социально-демографическим, так и по содержательным характеристикам).
Наиболее часто встречающимися источниками ошибок репрезентативности в исследованиях аудиторий СМИ являются недостаточный объем выборки и наличие “перекосов выборки” — недостаточная или, наоборот, чрезмерная представленность в выборке некоторых групп респондентов (типичный пример — постоянно завышенная доля респондентов с высшим образованием при телефонных опросах — из-за “нерепрезентативности” телефонизации). Перекосы выборки могут устраняться либо за счет тщательного построения и планирования выборки, либо специальными процедурами, заключающимися в приведении ыборки в соответствие генеральной совокупности — “ремонт” выборки, либо с помощью специальных расчетов, так называемого “взвешивания”.
Информация о работе Методология и методика проведения социологического исследования