Методология и методика проведения социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

В научной и справочной литературе можно найти различную трактовку термина «социологические исследования». Ряд авторов понимает под ними вид профессиональной деятельности, другие – совокупность процедур научного познания, третьи – разновидность социального исследования.

Работа содержит 1 файл

Социологические исследования.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

Работу по подготовке и  пpоведению любого анкетного опpоса следует начинать с  pазpаботки плана. В этом плане должны быть пpедусмотpены все действия, необходимые для выполнения исследования, и  их очеpедность. План, как пpавило, должен содеpжать следующие основные виды pабот: 1) опpеделить цели, объем и хаpактеp анкетного опpоса; 2) pазpаботать пpогpамные вопpосы и  пpоекты аналитических таблиц; 3) установить численность и способы отбоpа опpашиваемых лиц; 4) составить пpобную анкету и испытать ее; 5) отpедактиpовать анкету в окончательном виде; 6) составить инстpукцию о поpядке заполнения анкеты; 7) подготовить бланки анкет; 8) пpовести инстpуктаж pаботников, пpоводящих опpос; 9) оpганизовать опpос; 10) пpовеpить заполненные анкеты, систематизиpовать и зашифpовать ответы на откpытые вопpосы; 11) составить аналитические таблицы; 12) оpганизовать машиносчетную и  статистическую обpаботку полученной инфоpмации; 13) пpовести анализ итоговых таблиц и  составить отчет о пpоделанной pаботе.

Пpи pазpаботке плана необходимо опpеделить вpемя пpоведения отдельных видов pабот, а также пpедваpительно оценить тpудоемкость и стоимость пpоведения опpоса.

Для повышения эффективности и  точности pезультатов исcледований спpоса, анкетные опpосы должны пpименяться в сочетании с  дpугими методами (анализом документов и  данных статистической отчетности, специальных статистических наблюдений и  т.д.). Это обусловлено тем, что анкетному опpосу как методу исследования пpисуши оpганические недостатки, связанные не только с неумелым пpименением метода, но и с его сущностью. Пpи помощи анкет мы в сущности узнаем то, что люди желают нам сказать, а это зачастую не то, что фактически люди делают или думают делать. Следует помнить, что не все люди в  полной меpе pеализуют планиpованные покупки.

Недостатки, пpисущие опpосу как методу исследования, полностью пpеодолеть нельзя. Однако их влияние можно значительно ослабить пpи pазpаботке инстpументаpия (анкет, инстpукций и т.п.) и в ходе пpоведения опpосов.

Полученная информация, первичная и вторичная, далее используется для разработки условных прогнозов. Условность их заключается в том, что фирма изберет ту или иную маркетинговую стратегию действия.

Изучение и  прогнозирование спроса - сложный исследовательский процесс. Преуспевающие фирмы затрачивают на это дело значительные средства. Как правило они пользуются услугами фирм, специализирующихся в конкретном виде прогнозов. Малые или вновь созданные предприятия не имеют достаточно средств для маркетинговых исследований. В то же время руководство фирмы должно быть готово к любому изменению спроса и заранее подготовить комплекс мероприятий, упреждающих грядущие события. Если фирма не имеет собственную службу маркетинга, то пpи подготовке и  пpоведении анкетных опpосов pекомендуется пpивлекать специалистов в области исследуемого явления или вопpоса, а  также психоанализа и социологии. Пpедваpительное получение совета или заключение знающего специалиста в данных областях не менее важно, чем полученные в pезультате обследования данные.

 

2. С точки зрения методики сбора информации выделяют три основных вида источников, которые могут быть использованы для получения эмпирических данных, причем каждому из них соответствует основной метод получения искомой социологической информации.

Какие методы сбора социологической информации необходимо применить в том случае, если источником информации послужат записанные на видеопленку ответы на одинаковые вопросы различных знаменитостей, записанные в самых неожиданных местах (после выступления, на отдыхе у моря, во время футбольного матча и т.п.)?

Существует три основных класса методов сбора социологической информации:

1) Прямое наблюдение;

2) Анализ документов;

3) Опросы, которые делятся на два подкласса:

а) интервью;

б) анкетный опрос.

В данном примере используется опрос в виде интервью

 

3. Ниже в произвольном порядке приведены мероприятия рабочего плана социологического исследования:

  тиражирование инструментария;

  обработка данных исследования;

  написание отчета о проведенном исследовании;

  подготовка исходных данных исследования к обработке;

  корректировка инструментария исследования;

  инструктирование групп сбора информации;

  организация взаимодействия, встречи с должностными лицами (уполномоченными) в местах сбора (получения) информации;

  выработка рекомендаций заказчику;

  интерпретация и анализ данных исследования;

  проведение пробного (пилотажного) исследования;

  описание форм работы с инструментарием и источниками информации;

  разработка инструментария исследования;

  согласование программы исследования с заказчиком;

  сбор информации (исходных данных).

Упорядочите мероприятия рабочего плана в соответствии с логикой проведения исследования. Разделите их по блокам и добавьте те, которые оказались упущенными.

Ответ:

1. тиражирование инструментария;

2. описание форм работы с инструментарием и источниками информации;

3. инструктирование групп сбора информации;

4. организация взаимодействия, встречи с должностными лицами

5. разработка инструментария исследования;

6. выработка рекомендаций заказчику;

7. проведение пробного (пилотажного) исследования;

8. согласование программы исследования с заказчиком;

9. сбор информации (исходных данных);

10. интерпретация и анализ данных исследования;

11. подготовка исходных данных исследования к обработке;

12. обработка данных исследования;

13. корректировка инструментария исследования;

14. написание отчета о проведенном исследовании.

 

 

ТЕМА 7. Выборка социологического

 

исследования и технология ее

построения


 

1. В г. Усинске (численность населения 53 тыс. чел, в том числе 11 тыс. детей до 18 лет и 6 тыс. пенсионеров) предприятие, занимающееся нефтедобычей и частичной переработкой нефти, является градообразующим (численность работников 15 тыс. чел.). Имеются несколько небольших предприятий пищевой промышленности и сферы обслуживания, 9 школ, поликлиника и больница, где в основном работают женщины. Уровень безработицы в городе – 10%. При проведении опроса населения по выявлению социальных проблем города признано достаточным с относительной ошибкой выборки 5% и доверительной вероятностью 0,95 опросить 600 работников нефтедобывающей отрасли, попросив заполнить анкеты их самих и одному из взрослых членов семьи. В результате на обработку поступило 980 анкет.

Можно ли считать проведенное исследование репрезентативным в масштабах г. Усинска? Свой ответ аргументируйте математическими вычислениями, а также анализом характера занятости и социальной структуры населения города.

 

2. Требуется изучить мнение студентов трех учебных заведений города, в которых обучаются 20 тыс. человек.

Найдите минимальный объем пропорциональной квотной выборки для этого случая, обеспечив относительную ошибку в 5% при доверительной вероятности 0,95. Определите минимальное количество «гнезд» (учебных групп) в каждом учебном заведении, которое необходимо сформировать при использовании гнездной схемы выборки на 2-м уровне многоступенчатого отбора.

 

3. Необходимо изучить мнение верующих людей по некоторому вопросу и сравнить его с мнением всего населения. Из проведенного ранее пилотажного исследования установлено, что только каждого десятого взрослого жителя региона можно назвать истинно верующим (знающим религиозные каноны и соблюдающим религиозную обрядность). Если идти стандартным путем (для обеспечения относительной ошибки в 5% при доверительной вероятности 0,95 опросить 400 человек), то в выборке окажется примерно 40 истинно верующих. Чтобы обеспечить представительность верующих в выборке, нужно общее количество опрошенных увеличить в 10 раз и опросить 4000 человек.

Можно ли назвать правильными подобные рассуждения? Чего достигли и в чем проиграли исследователи, увеличив объем выборки? Возможны ли другие варианты решения возникшей проблемы? Обоснуйте их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 8. Анкетирование как метод

 

социологического исследования


 

1. По различным данным в России от 60 до 80% социологических исследований проводятся с использованием метода анкетного опроса.

Чем, по Вашему мнению, объясняется такая популярность метода анкетного опроса? Какие особенности метода анкетного опроса не позволяют рассматривать его как универсальный метод сбора социологической информации? Какие социальные феномены возможно изучать исключительно с использованием методов опроса?

Метод опроса весьма универсален. Он позволяет получать информацию о внутренных побуждениях и субъективных оценках людей. При опросе по анкете (анкетирование) предлагается жестко фиксированный порядок, форма и содержание вопросов, ясное указание способов ответов, причем ответ может регистрироваться респондентом наедине с собой (заочный опрос) или в присутствии анкетера (прямой опрос). Он может проводиться в группе, индивидуально, по почте, телефону или анкете, напечатанной в средствах массовой информации. Достоинством этого метода выступает получение с его помощью значительного объема эмпирической информации в короткие сроки. Анонимность анкетного опроса способствует получению более надежной информации. Надежность и достоверность информации, получаесмой этим методом, в значительной мере зависит от конструирования вопросов анкеты, места проведения опроса, мастерства анкетера. На рынке труда анкетирование целесообразно проводить при массовых опросах работников, занятых в народном хозяйстве, учащихся и выпускников учебных заведений, безработных, незанятых и т.д. С помощью анкетного опроса можно получить информацию по широкому кругу вопросов, например, выяснить социальное самочувствие отдельных категорий граждан, обращающихся в службу занятости, профессионально трудовую устойчивость занятых, поведенческие ориентации молодежи, вступающей в трудовую жизнь.

 

2. Разработчики социологических анкет не пришли пока к единому мнению, где в анкете лучше расположить так называемую паспортичку, включающую вопросы о социально-демографических данных респондентов: возраст, образование и т.п.

Как Вы думаете, имеет ли принципиальное значение, где находится паспортичка – в начале, в середине или в конце анкеты? Какие преимущества и недостатки у каждого из вариантов?

Я думаю это не очень принципиально, но все-же сведения об этническом статусе в «паспортичке», лучше всего разместить где-нибудь в первой половине опросного листа с тем, чтобы к моменту фиксации своих ответов, касающихся социально-демографических характеристик, респондент уже «забыл» об этом вопросе и отвечал на основной (о национальной принадлежности) безотносительно к своему мнению об этническом «самоощущении».

 

3. Существует несколько основных разновидностей построения вопросов социологической анкеты.

Какую форму вопроса Вы используете при формулировке вопросов: а) о семейном положении респондента; б) о профессии; в) об отношении к какому-либо событию; г) о мотивах поступления респондента в вуз; д) о величине дохода на члена семьи; е) о наличии в семье тех или иных предметов домашнего пользования (холодильник, телевизор, стиральная машина, компьютер и т.п.)? Попробуйте сформулировать варианты таких вопросов.

Формулировка вопроса играет исключительно важную роль в обеспечении достоверности данных социального обследования. Значение точной формулировки вопроса может быть проиллюстрировано анекдотом. Доминиканец и иезуит спорят о том, грешно ли курить и молиться одновременно. Не сумев прийти к соглашению, они решают посоветоваться со своими наставниками. Вскоре встречаются. «Что же сказал твой наставник?» – спрашивает доминиканец. Иезуит отвечает: «Он сказал, что это допускается». – «Ничего себе, – удивляется доминиканец, – а мой наставник сказал, что это грешно». Иезуит: «Что ты у него спросил?» – «Я спросил, допустимо ли курить во время молитвы». – «А я спросил, – говорит иезуит, – можно ли молиться, когда куришь».

Опрос как социальный процесс.

Многие авторы отмечают сходство между интервью и обычным разговором. В. Бингем и Б. Мур определяют интервью как «целенаправленную беседу». Похоже, возможность встречаться и говорить с разными людьми – один из самых привлекательных стимулов для интервьюеров. Равным образом основным мотивом респондентов, по всей вероятности, является возможность поговорить на разные темы с приятным слушателем.

Интервью отличается от обычного разговора несколькими особенностями. Это прежде всего взаимодействие двух людей, связанных особыми нормами поведения: интервьюер не должен высказывать никаких суждений по поводу ответов и обязан обеспечивать их конфиденциальность; респонденты, в свою очередь, должны отвечать на вопросы правдиво и вдумчиво.

Информация о работе Методология и методика проведения социологического исследования